Су-24М2 Фронтовой бомбардировщик

В декабре 2007 года ВВС РФ получили шесть модернизированных фронтовых бомбардировщиков Су-24М2. В этом году планируется передать еще около 20 машин. Есть подозрения, что в АХК "Сухой" решили обойтись половинчатой модернизацией, хотя программа обновления парка морально устаревших Су-24 была начата еще в "бородатые" 90-е годы.

Первые модернизированные Су-24М2 поступили в 4-й Центр боевого применения и подготовки летного состава в Липецке в 1999 году. Работы по интеграции новых систем бортового электронного оборудования проводились компанией "Гефест и Т", расположенной в Жуковском. На самолетах вместо БЦВМ "Орбита-10" устанавливался новый бортовой компьютер СВП-24, приемник спутниковой навигации ГЛОНАСС/NAVSTAR, коллиматорный индикатор КАИ-24, телевизионный индикатор ОР-4ТМ. Усовершенствован состав подвесного управляемого бомбового и ракетного оружия, предназначенного для ударов по наземным целям. Доработка машин осуществлялась в Новосибирском авиационном производственном объединении (НАПО) им. В.П. Чкалова. По данным западных СМИ, с 2002 года российские ВВС получили 7 обновленных Су-24М. Алжирские ВВС также получили 7 таких машин под обозначением Су-24МК2, переоборудованных из строевых российских Су-24М.

В июне 2000 года совместно АХК "Сухой" и НИИРЭК был представлен более продвинутый вариант модернизации авионики фронтового бомбардировщика Су-24М2. Обновление предусматривало замену старого индикатора РЛС на новый монитор ИТ-23М с электронно-лучевой трубкой, установку новой гироинерциальной системы вместо СКВ и малогабаритной инерциальной системы МИС-П, приемника А-737 спутниковой системы навигации, индикатора отображения цифровой карты местности, коллиматорного индикатора ИЛС-31 (аналогичный Су-27СМ) вместо системы индикации с прицельно-пилотажным визиром ППВ, а также других новых приборов радиосвязи и системы регистрации полетных данных, предполетной системы ввода данных. Впоследствии в авионику самолета были добавлены цветные жидкокристаллические индикаторы вместо электронно-лучевых, новое программное обеспечение для бортового компьютера. Все эти обновления должны обеспечить применение управляемых ракет Х-31А, Х-31П, Х-59МК, корректируемых авиабомб КАБ-500Кр с телевизионной системой наведения и электронных систем радиоэлектронной борьбы. Сообщается, что усовершенствованный Су-24М2 совершил первый полет в 2001 году и с тех пор выставляется на различных авиашоу с подвешенными управляемыми ракетами и бомбами новых типов.

Первые два Су-24М2 прибыли в Липецк 7 декабря 2007 года. В конце декабря Новосибирский авиазавод отправил четыре Су-24М2 в распоряжение 302-го бомбардировочного авиационного полка 93-й бомбардировочной авиадивизии 11-й воздушной армии, базирующегося на аэродроме Переяславка в Хабаровском крае. Таким образом, план на 2007-й год был выполнен только наполовину - 6 вместо 12 обновленных самолетов. В конце февраля этого года в этот полк прибыли еще 4 модернизированных самолета. Полное перевооружение 302-го полка должно быть завершено к концу этого года. В течение ближайших нескольких лет все строевые Су-24 российских ВВС планируется довести до уровня Су-24М2.

По информациям российских СМИ, строевые Су-24М2 оснащены "новейшим радиоэлектронным оборудованием, выполненным на основе твердотельной цифровой электроники и могут применять весь комплекс управляемого вооружения, разработанных для Су-34". Однако до сих пор нет сведений об интеграции современного управляемого оружия на Су-24М2. Вероятно, эти работы будут осуществлены на следующем этапе модернизации, когда АХК "Сухой" удастся выманить дополнительные бюджетные средства. По некоторым сведениям, комплекс бортового оборудования алжирских Су-24МК2 позволяет применять управляемые ракеты Х-31 и другие новейшие системы, чего не скажешь о модернизированных Су-24М2 российских ВВС.


 ЛТХ:
Модификация  Су-24М2
Размах крыла, м 
  максимальный (69 град)  17,64
  минимальный (16 град)  10,37
Длина самолета, м  24.59
Высота самолета, м  6.19
  при угле 69 град.  51,02
  при угле 16 град.  55,16
Площадь крыла, м2 
Масса, кг 
  пустого самолета  22300
  нормальная взлетная  33500
  максимальная взлетная  39700
  максимальная посадочная  28000
Топливо, кг 
  внутренние топливо  9800
  ПТБ  6590
Тип двигателя  2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21Ф-3А
Тяга, кН 
  нефорсированная  2 х 76.49
  форсированная  2 х 110.32
Максимальная скорость, км/ч 
  на высоте  1700
  на уровне моря  1400
Перегоночная дальность, км 
  с одной дозаправкой  4270
  с двумя ПТБ  2850
Боевой радиус действия, км 
  без ПТБ  390
  с ПТБ  560
Практический потолок, м  11000
Макс. эксплуатационная перегрузка  6.5
Экипаж, ч  2
Вооружение:

  одна встроенная 23-мм пушка ГШ-6-23М с 500 снарядами
 Боевая нагрузка - 8000 кг на 8 узлах подвески