Истребители в авиационной среде для истории принято классифицировать по поколениям. Официального определения поколений не существует, имеется лишь понятие, что это этапы развития в подходах к проектированию самолетов, их боевых качеств и уровня технологий.
Истребители пятого поколения представляют собой значительный скачок в возможностях ведения как воздушных боев, так и ударных операций, что на порядок увеличивает их боевую эффективность в сравнении с самолетами предыдущего поколения. Эти самолеты с самого начала разрабатывались для использования в сетецентрической боевой обстановке и отличаются чрезвычайно низкими сигнатурами во всех диапазонах видимости благодаря использованию современных материалов и приданию планеру специальных форм.
Технологии, воплощенные в истребители пятого поколения представляют собой комбинацию высокоэффективного планера, передового оружия, размещаемого внутри самолета, малозаметности во всех диапазонах и возможности обмена данными о боевом окружении посредством информационной сети.
Передовая авионика обеспечивает пилота информацией о боевой обстановке вокруг самолета на 360 градусов в режиме реального времени, а также позволяет пилоту концентрироваться на выполнении боевой задачи, не отвлекаясь на решение задач управления самолетом. Одним из ключевых атрибутов истребителя пятого поколения является малозаметность.
Другими технологиями этого поколения истребителей являются интегрированная система радиоэлектронной борьбы, интегрированная система средств связи, навигации и опознавания, централизованная система техобслуживания самолета, облегчающая его эксплуатацию и оптико-волоконные линии передачи данных.
F-22, F-35 и ПАК ФА Т-50 являются единственными истребителями пятого поколения известными сегодня. Американский F-22 стал первым в мире самолетом нового поколения.
ВВС России уже начали испытания своего истребителя пятого поколения, который будет противостоять самолетам F-22 и F-35.
ПАК ФА Т-50
Истребитель пятого поколения разработан под руководством ОКБ «Сухой». Над версией самолета для ВВС Индии работают Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) и DRDO.
Прототип этого самолета выполнил свой первый полет 29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре под управлением летчика-испытателя Сергея Богдана. Самолет провел в воздухе 47 минут и успешно приземлился на заводской ВПП.
ПАК ФА обладает рядом уникальных возможностей, объединяя в себе функции ударного самолета и истребителя.
Самолет оснащен новым комплексом авионики, выполняющим функции «электронного пилота», а также современным радаром с АФАР. Это значительно уменьшает нагрузку на пилота по управлению самолетом, позволяя ему сосредоточиться на выполнении боевого задания. Бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными не только с наземными пунктами управления, но и между самолетами боевой группы.
F-22 Raptor
Истребитель F-22A Raptor компании «Локхид Мартин» способен практически безнаказанно выполнять одновременно ударные и истребительные функции.
Этот истребитель завоевания господства в воздухе является эффективным оружием также и для других задач, включая сбор разведывательных данных, наблюдение, разведку и радиоэлектронную борьбу. Самолет обладает уникальной комбинацией передовой технологии малозаметности, сверхзвуковой скорости на бесфорсажном режиме, высокой маневренности и интегрированной авионики.
F-22 поступил на вооружение в ВВС США в декабре 2005 года.
F-35 Lightning II
Истребитель F-35 Lightning II разрабатывается компанией «Локхид Мартин». Имеет высокий уровень выживаемости и смертоносности.
Самолет обладает свойством малозаметности, что обеспечивается встроенными антеннами, сглаженными краями, специальными покрытиями и материалами.
F-35 способен выполнять задачи борьбы с воздушными и наземными целями одновременно. Самолет поставляется в трех вариантах: F-35A (CTOL) - обычного взлета и посадки для ВВС США, F-35B (STOVL) - укороченного взлета и посадки для Корпуса морской пехоты США, а также ВМС и ВВС Великобритании, F-35C (CV) - вариант для авианосцев ВМС США.