Военные технологии Четверг, 28.03.2024, 23:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Самолеты [944]
Беспилотники [297]
Вертолеты [233]
Ракетное вооружение [283]
ПВО/ПРО/ЗРК/ПЗРК [260]
ВМФ [397]
Танки/РСЗО/САУ/Авто [310]
Стрелковое оружие [266]
Военные технологии [144]
Разведка, спецслужбы [82]
Армия [74]
Политика и прочее [524]

Наш опрос
Если начнется война...
Всего ответов: 1322

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0


20:31
Основные направления отечественного кораблестроения

Приоритет – адаптация ВМФ к современным вызовам и угрозам России
Андрей Землянов

Роль Военно-морского флота в защите нашей страны определена в Морской стратегии Российской Федерации. Но каковы проблемы и перспективы пополнения ВМФ РФ новыми кораблями, техникой и вооружением?

Возможность решать различные военно-политические задачи – вот основной побудительный мотив для любого государства иметь боеспособные вооруженные силы, включающие и ВМС. Наличие у России Военно-морского флота – объективная и исторически подтвержденная необходимость, одно из непременных условий обеспечения безопасности РФ, ее национальных интересов, экономического и культурного развития. Флот является одним из важнейших атрибутов российской государственности. Исходя из геополитического положения нашего Отечества и задач, стоящих перед его вооруженными защитниками, ВМФ в своем составе имеет рода сил, которые способны действовать во всех сферах: надводной, подводной, в воздухе и на суше.

Военно-политический фон и главные задачи

Резко изменившаяся на пороге XXI века обстановка в Мировом океане, а также постоянный рост интересов ведущих держав планеты к перераспределению морских акваторий для промышленного освоения их природных ресурсов требуют поддержания на должном уровне ВМФ России, постоянного развития и совершенствования морских систем вооружений.

" Определяющими в облике новых кораблей для российского ВМФ станут их способности взаимодействовать с другими видами Вооруженных Сил ”
Тяжелое экономическое положение Российской Федерации в последние 15–20 лет крайне негативно повлияло на морской потенциал нашей страны, на все его составляющие и взаимосвязанные компоненты: транспортный, промысловый, военно-морской и научно-исследовательский флоты. Отразилось это и на научных, производственных кадрах судостроительной отрасли, на многообразном и уникальном по ряду параметров контингенте специалистов-моряков.

Развал советского народного хозяйства, последовавший вслед за гибелью СССР, привел к хроническому недофинансированию ВМФ, что повлекло за собой сокращение корабельного состава на фоне старения флота, отказ от перспективных планов его строительства. В результате начиная с 90-х годов наша страна существенно сократила свое присутствие в ряде океанских и морских районов.

В настоящее время силы ВМФ содержатся в установленной боевой готовности, обеспечиваются, хотя и в отнюдь не прежнем объеме, всем необходимым. Корабли и самолеты ограниченным составом несут боевое дежурство, одиночные НК и ПЛ привлекаются к боевой службе в оперативно важных районах. Однако учитывая фактическое состояние сил ВМФ, научно-технической и производственной базы, сейчас целесообразно говорить не только о развитии флота, но и о его становлении в новых условиях военно-политической и что более важно – экономической обстановки.

В основу Морской стратегии России заложены две главные задачи: в мирное время – ядерное сдерживание на стратегическом уровне и военно-морское сотрудничество в рамках взаимодействия межнациональных сил, в военное время – своевременная оборона, пресечение и отражение агрессии с морских направлений.

Реализация основных наметок в планах строительства и обновления ВМФ России призвана обеспечить создание качественно нового и более современного флота, который в условиях значительных сокращений численности всех родов сил должен в максимально возможной степени сохранить свой боевой потенциал, стать менее обременительным для страны в экономическом отношении и быть способным достойно отстаивать и защищать национальные интересы России вблизи и вдали от ее берегов.

При выборе путей развития ВМФ важным аспектом является возможность его адаптации к современным вызовам безопасности страны. В частности, в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной президентом 5 февраля 2010 года, к основным задачам Вооруженных Сил и других войск РФ мирного времени, кроме стратегического сдерживания, в том числе предотвращения военных конфликтов, отнесены борьба с терроризмом и пиратством, обеспечение безопасности судоходства и экономической деятельности в Мировом океане, участие в миротворческих операциях, пресечение актов агрессии (нарушения мира).

Зарубежный опыт

Для выполнения перечисленных задач необходимы последовательный, продуманный, основанный на глубоком анализе учет разнообразных факторов и вариантов угроз стране на различных уровнях, а также выработка адекватных путей их парирования, соответствующих имеющимся ресурсам.

Применительно к кораблестроению это определяет актуальность исследований и разработки модульных вариантов кораблей и оснащения их самым разнообразным вооружением – ударным, противовоздушным, противолодочным, противоминным, противодиверсионным, поисково-спасательным.

Одна из важнейших нынешних проблем – создание морских систем с беспилотными, безэкипажными аппаратами, катерами, решающими задачи во всех средах как самостоятельно, так и во взаимодействии между собой и кораблями-носителями.

Отдельная проблема – развитие средств обеспечения безопасности морской границы в целом и береговых объектов в частности.

Подобные вопросы представляют интерес не только для ВМФ России, но и для военно-морских сил других стран. Они, в частности, обсуждались на заседании Главной группы по вооружению ВМС НАТО со странами-партнерами (NATO Naval Armaments Group – NNAG), состоявшемся в июне 2011 года в Санкт-Петербурге во время проведения 5-го Международного военно-морского салона (МВМС-2011). Так, при рассмотрении темы «Защита портов» были изложены итоги исследований Лиссабонского порта: на основе анализа 4000 сценариев угроз здесь удалось не только выявить восемь наиболее опасных источников рисков и 19 уязвимых элементов, но и предложить соответствующие меры безопасности.

Надо отметить, что в Североатлантическом альянсе своевременному реагированию на актуальные вызовы уделяется постоянное внимание. В блоке есть должность Верховного главнокомандующего по трансформации объединенных вооруженных сил (ВГКТ ОВС НАТО), которую с 29 июля 2009 по конец сентября 2012 года занимал представитель Франции генерал Стефан Абриэль (Stephane Abrial), а сегодня – также француз – генерал ВВС Жан-Поль Паломеро (Jean-Paul Palomeros).

В интервью во время последнего визита в Москву Стефан Абриэль определил трансформацию сил НАТО как работу по трем направлениям: создание стратегических разработок на перспективу, развитие военного потенциала, военно-образовательная подготовка. Все три направления развиваются на основе анализа опыта проведения учений и операций альянса, для чего функционирует специальная структура, находящаяся в Португалии. Центральный орган – Командование по трансформации (КТ) расположено в Норфолке. В целом его деятельность должна реализовываться в программе «Умная оборона» – достижение поставленных задач имеющимися средствами.

Перспективные подлодки

Бесспорно, наш Военно-морской флот обретет новое качество лишь благодаря широкомасштабному использованию достижений современной науки и внедрению новейших технологий. Высокая эффективность сил ВМФ должна определяться сбалансированностью как по задачам, так и по системам оружия.

В последние годы наблюдается положительная динамика в отечественном военном кораблестроении. По государственному оборонному заказу большей частью завершена разработка головных образцов и разворачивается строительство серийных кораблей почти всех классов. Расширяется военно-техническое сотрудничество. Улучшилось финансово-экономическое состояние предприятий оборонно-промышленного комплекса. Растут инвестиции в производство и в НИОКР. Пока еще рано говорить о том, что наступила ситуация, которая нас полностью устраивает и обеспечивает потребное развитие ВМФ. Но положительные тенденции налицо. Все больше предприятий заняты не вопросами собственного выживания, а конструктивной планомерной работой по созданию новых образцов военно-морской техники.

В настоящее время заканчиваются испытания головного стратегического ракетоносца четвертого поколения «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Спущен на воду и проходит государственные испытания второй ракетоносец – «Александр Невский». Строительство серии таких кораблей, которые составят в перспективе основу стратегических ядерных сил России, будет осуществлено в условиях объективных экономических трудностей, по так называемой ресурсосберегающей технологии, с использованием имеющегося обширного задела материалов, оборудования и большого накопленного опыта.

На ПО «Севмашпредприятие» готовится к испытаниям многоцелевая атомная подводная лодка четвертого поколения «Северодвинск» проекта 885 «Ясень». При создании таких кораблей планируется осуществлять модернизацию в ходе серийного строительства, предусматривающую как повышение уровней основных ТТХ, так и сокращение стоимости.

Учитывая продолжительные сроки рождения новых АПЛ, специалисты ВМФ уже заняты вопросами формирования облика подводных лодок, которые придут на смену строящимся в настоящее время.

Недавно принята в состав ВМФ и проходит опытную эксплуатацию дизельная подводная лодка проекта 677 «Лада». Головной НАПЛ присвоено имя «Санкт-Петербург». Эта субмарина отражает современные тенденции мирового неатомного кораблестроения: наличие ракетного вооружения, многофункциональность, определяемая количеством выполняемых подлодкой задач, низкий уровень физических полей.

Перспективным направлением является разработка единых электроэнергетических систем с гребными электрическими установками (электродвижительных комплексов).

Использование систем полного электродвижения на кораблях позволяет повысить их маневренные качества, надежность и живучесть энергетических установок, уменьшить объем межпоходового обслуживания, расширить возможности агрегатного ремонта и на этой основе увеличить коэффициент напряжения в цикле использования боевых единиц, реализовать возможности для стандартизации и унификации элементов систем электродвижения кораблей различных классов.

Отсутствие непосредственной связи между первичными двигателями и движителями помогает выбрать оптимальные параметры тех и других и на этой основе оптимизировать экономические характеристики кораблей с электродвижением.

Нельзя не упомянуть такое инновационное направление, как задействование эффекта сверхпроводимости, позволяющего снизить массогабаритные показатели электрооборудования, увеличить передаваемую в системе электрическую мощность и уменьшить электрические потери. Тем самым увеличить эффективность использования корабельной электроэнергетики.

Многоцелевые боевые единицы

Среди новых надводных кораблей следует отметить фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350. В 2010 году на ОАО «Северная верфь» состоялся торжественный спуск головного корабля. Эти фрегаты станут одними из самых передовых боевых единиц в своем классе.

Закладка на ОАО «ПСЗ «Янтарь» фрегатов проекта 11356 демонстрирует эффективное использование полученного задела по экспорту кораблей для ВМС Индии.

Ведется активное серийное строительство корветов на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» и ОАО «Амурский ССЗ». Так, на МВМС-2011 демонстрировался корвет «Сообразительный», который является вторым в серии кораблей типа «Стерегущий» проекта 20380. Он отличается от головного усовершенствованными характеристиками и вооружением, в частности новым зенитно-ракетным комплексом «Редут» вместо зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан».

На корвете предусмотрено размещение интегрированных систем главного командного и ходового командного пунктов. Широко использованы решения по снижению заметности: специальная форма корпуса и надстроек, сама надстройка выполнены из композитного материала, что является новшеством в надводном кораблестроении России.

Для пополнения Каспийской флотилии на ОАО «СФ «Алмаз» строится серия малых артиллерийских кораблей (МАК) проекта 21630 «Буян». Головной корабль «Астрахань» уже проходит службу, в настоящее время идут сдаточные испытания второго корабля этого типа – «Волгодонск». Планируется передать морякам еще три – пять МАК.

Для развития минно-тральных сил ВМФ на ОАО «Средненевский судостроительный завод» строится базовый тральщик проекта 12700 «Александрит» из композитных материалов, оснащенный современным противоминным вооружением. Для корпуса корабля была специально разработана новая технология на основе наиболее передового отечественного и зарубежного опыта строительства судов и кораблей из пластика.

В этом году для ВМФ РФ во Франции был заложен первый из двух десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Мистраль», оборудованных самыми современными системами связи и управления. ДВКД – универсальные корабли проецирования военной силы и руководства действиями оперативных группировок. Головному кораблю присвоено имя «Владивосток».

В 2010 году принят на вооружение противодиверсионный катер. Спроектировали его специалисты нижегородского конструкторского бюро «Вымпел», а построен он был на верфи ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».

В перспективе на 2013–2015 годы планируется начало создания нового корабля класса «эсминец».

Ведется проработка концепции авианосца, способного решать задачи во всех средах и не являющегося повторением ТАВКР (АВЛ) типа «Кузнецов» или АВМА «Нимитц».

Определяющими в облике новых кораблей для российского ВМФ станут их способности взаимодействовать с другими видами Вооруженных Сил и войск стран-союзников, массированно применять высокоточное оружие, использовать современные информационные средства и системы, обладать высокой скрытностью (прежде всего по акустическому полю подводных лодок и в верхней полусфере – для надводных кораблей), по защите от средств воздушного нападения, высокая боевая устойчивость. На первый план выдвигаются также вопросы эксплуатационной живучести. При создании кораблей получают приоритетное развитие ракетные системы с вертикальным стартом и унифицированными пусковыми установками. Будет сделан качественный скачок к переходу на многофункциональные информационные системы, использующие неподвижные фазированные антенные решетки. Появятся новые средства радиоэлектронной борьбы, освещения надводной и подводной обстановки, боевые информационные управляющие системы нового поколения.

Таким образом, комплексный подход к строительству ВМФ России, заложенный в Морской доктрине и действующих перспективных программах, позволит отечественному флоту оставаться той реальной силой, с наличием которой считаются в мире, силой, стоящей на защите и отстаивающей национальные интересы, во многом обеспечивающей нашей стране статус великой державы.

Андрей Землянов,
заместитель начальника 1-го Центрального научно-исследовательского института ВМФ по научной работе, доктор технических наук, профессор, капитан 1-го ранга

Категория: ВМФ | Просмотров: 981 | Добавил: Kkorablevv | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя (напишите здесь что-нибудь) *:
Email: (не обязательно)
Код *:
Вход на сайт
Логин:
Пароль:

Поиск

Архив записей

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz