Главная » 2013 » Октябрь » 2 » Модернизация Т-72 по-балкански. Танки семейства M-84
18:47
Модернизация Т-72 по-балкански. Танки семейства M-84

В семидесятых годах Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) приобрела у Советского Союза лицензию на производство основных танков Т-72. Видя темпы развития современной бронетехники, югославские военные в конце того же десятилетия инициировали начало работ по созданию новой модификации танка. В силу некоторых причин политического и юридического характера Югославия имела право самостоятельно проводить модернизацию строящейся по лицензии техники советской разработки. Другим странам Восточной Европы для этого приходилось обращаться к СССР.
 
M-84
 
В 1982 году завершились основные работы по созданию проекта, и югославская оборонная промышленность совместными усилиями построила прототип танка, получившего название M-84. В создании проекта модернизации советского Т-72 участвовали несколько предприятий, а головным разработчиком был белградский Военно-технический институт. Главной целью проекта M-84 было значительное повышение характеристик боевой машины путем обновления отдельных систем и агрегатов. В связи с этим конструкция танка Т-72, взятого за основу, претерпела минимальные изменения, но значительно изменилось внутреннее оснащение.
 
Как и советский Т-72, M-84 имел сварной корпус, состоявший из листов и штампованных деталей. По имеющимся данным, толщина бронелистов и конструкция комбинированных преград не менялась. Лобовая проекция бронекорпуса и башни прикрывалась блоками системы динамической защиты «Контакт». В некоторых источниках упоминается, что югославская промышленность была вынуждена использовать броневую сталь сортов, освоенных ею в производстве. Однако в целом конструкция бронированного корпуса и башни танка M-84 аналогична конструкции агрегатов базового танка Т-72. Все отличия были минимальными и обуславливались необходимостью установки нового оборудования и т.п.
 
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть танка M-84 ничем не отличались от использовавшихся на советском танке. Из-за этого ходовые и экономические характеристики боевой машины югославской разработки остались на старом уровне. Точно так же без каких-либо изменений у танка Т-72 было заимствовано все оружие: 125-мм гладкоствольное орудие-пусковая установка 2А46, пулеметы ПКТ и НСВ.
 
Основной целью проекта модернизации было повышение боевых возможностей бронемашины. Специально для танка M-84 югославские специалисты разработали систему управления огнем (СУО) SUV M-84. С ней были сопряжены электронно-оптические наблюдательные приборы DNKS-2 и PPV-2, а также прицел с лазерным дальномером. Вся электронная аппаратура была создана Югославией на основе советских разработок и собственного опыта. Кроме того, танк M-84 получил новую радиостанцию и систему противоатомной защиты DRHT.
 
Серийное производство основного танка M-84, являющегося незначительной модернизацией советского Т-72, началось в 1983 году. Как и в случае со строительством бронетехники по лицензии, в производстве танков M-84 были задействованы несколько предприятий, разбросанных по всей территории Югославии. Окончательная сборка осуществлялась на заводе им. Джуро Джаковича в городе Славонски-Брод. В дальнейшем подобное распределение работ по предприятиям пагубно сказалось на возможностях оборонной промышленности.
 
 
M-84A
 
Вскоре после начала серийного производства танка M-84 югославские специалисты принялись за его совершенствование. В ходе модернизации под названием M-84A планировалось обновить не только радиоэлектронное оборудование, но и ряд других систем. Новая модификация должна была превзойти Т-72 по большинству характеристик.
 
В незначительно доработанный бронированный корпус танка M-84 установили обновленный дизельный двигатель. Советский двигатель В-46 получил два турбокомпрессора, благодаря которым его мощность увеличилась до 1000 л.с. В ходе модернизации силовой установки и корпуса боевая масса танка возросла до 44 тонн. Несмотря на это, удельная мощность бронемашины M-84A оказалась немного выше, чем у оригинального M-84 или советского Т-72. Максимальная скорость танка после модернизации выросла до 68-70 км/ч.
 
Вооружение танка M-84A, как и в случае с M-84, было полностью заимствовано с Т-72. Для увеличения боевых характеристик модернизированный M-84A получил систему управления огнем FCS-H4 (FCS Omega-84) с прицелом наводчика SCS-84. В составе новой СУО имелись баллистический вычислитель и система обнаружения лазерного облучения. Все новое электронное оборудование было разработано югославскими предприятиями и представляло собой дальнейшее развитие аппаратуры, примененной на танке M-84.
 
По имеющимся данным, в конце восьмидесятых годов несколько югославских танков M-84 и M-84A были доставлены в Советский Союз, где их изучили и проверили. Советские танкостроители признали хорошие результаты работы югославских специалистов. Кроме того, отмечалось, что ряд примененных систем не уступает или даже превосходит аппаратуру, использовавшуюся на советских танках Т-72 того времени.
 
Серийное производство танков M-84 и M-84A продолжалось до начала девяностых годов. За это время было построено не менее 700 машин обеих модификаций. В конце восьмидесятых появилась первая экспортная версия югославского танка. Специально для поставок Кувейту была создана модификация танка под названием M-84AB, отличавшаяся от M-84A рядом компонентов прицельного комплекса. До начала войны с Ираком Кувейт успел получить лишь четыре танка. Уже во время боевых действий Югославия через Саудовскую Аравию смогла переправить заказчику еще около 80 боевых машин. Согласно некоторым источникам, в ходе боев кувейтские военные не потеряли ни одного танка: только две машины получили повреждения, но были восстановлены и возвращены в строй. Контракт с Кувейтом первоначально подразумевал поставку 170 бронемашин в варианте M-84AB и 15 командирских танков M-84ABK.
 
После распада СФРЮ
 
В 1991 году свою независимость от Югославии провозгласила Хорватия. В независимом государстве осталось головное предприятие СФРЮ по производству танков – завод им. Джуро Джаковича. Это привело к резкому падению темпов производства югославской бронетехники. Кроме того, начавшаяся война поставила крест на большинстве планов. Тем не менее, и в таких условиях предприятия небольших балканских государств смогли провести несколько модернизаций танка M-84 и создать новые его модификации.
 
БРЭМ M-84ABI на базе танка M-84
 
 
В середине девяностых годов Кувейт выразил желание получить бронированные ремонтно-эвакуационные машины на базе M-84AB. По причине потери производственных мощностей Югославия попыталась создать БРЭМ M-84AI совместно с польскими коллегами, однако, насколько известно, проект остановился на стадии испытаний прототипа. Единственная построенная машина не была передана Кувейту. Несколько лет они использовалась вооруженными силами Югославии, а затем Сербии.
 
В 2004 году сербская оборонная промышленность представила последний на данный момент свой проект модернизации танка M-84. Новый танк M-84AS (он же M-84B1 или M-2001) получил дизельный двигатель мощностью 1200 л.с. и ряд новых электронных приборов. Утверждалось, что новые прицельные приспособления, обновленная СУО и ряд других систем значительно увеличивают боевые возможности бронемашины. К сожалению сербских танкостроителей, за время, прошедшее с первой демонстрации танка M-84AS, никто не подписал контракт на его поставку. Предполагалось, что некоторое количество таких машин сможет купить Кувейт, но военные этой страны не проявили никакого интереса к новой сербской разработке.
 
M-84AS
 
Крупнейший танкостроительный завод бывшей СФРЮ после распада страны остался в независимой Хорватии. Именно эта страна развернула наиболее активные работы по созданию новых боевых машин на базе танка M-84. Первым вариантом модернизации был танк M-84A4 Sniper, появившийся в середине девяностых годов. Этот танк представлял собой дальнейшее развитие M-84A с новыми прицелами и баллистическим вычислителем. Фактически M-84A4 представлял собой M-84A с электронным оборудованием M-84AB. Согласно некоторым данным, часть танков «Снайпер» получила двигатели мощностью 1100 л.с. немецкого производства. С 1996 по 2003 годы хорватская промышленность построила 40 танков модели M-84A4.
 
M-90 Vihor
 
Еще в восьмидесятых годах завод им. Джуро Джаковича начал разработку нового проекта M-91 Vihor. Планировалось, используя имеющиеся наработки, создать основной танк с характеристиками на уровне современных зарубежных образцов. Проект M-91 дошел до стадии испытаний прототипа, однако начавшаяся война помешала завершить доводку и начать строительство серийных машин. В дальнейшем хорватские специалисты привлекли к проекту израильскую компанию Elbit. В результате такого международного сотрудничества проект M-91 был преобразован в M-95 Degman. Эта боевая машина частично унифицирована с имеющимися на вооружении танками M-84 всех моделей, но при этом оснащается новым электронным оборудованием. Танк M-95 получил 1200-сильный дизельный двигатель и дополнительные модули бронирования, значительно повышающие уровень защиты. Комплекс средств связи и управления огнем создавался израильскими специалистами. По имеющимся данным, все используемые элементы оборудования полностью соответствуют стандартам НАТО, что, как ожидалось, могло дать танку большие экспортные перспективы. Вооружение танка M-95 соответствует предыдущим машинам линейки M-84, однако вместо зенитного пулемета НСВ был установлен дистанционно управляемый боевой модуль Samson. Кроме того, утверждалось, что по желанию заказчика 125-мм орудие 2А46 может быть заменено на пушку калибра 120 мм, соответствующую стандартам НАТО. До настоящего времени было построено лишь два прототипа танка M-95. По некоторым данным, оба прототипа M-95 являются доработанными опытными образцами танка M-91. Хорватские вооруженные силы намерены приобрести не менее 30 таких танков. Третьи страны пока не проявляли интерес к M-95 Degman.
 
M-95
 
Одновременно с проектом M-95 хорватские танкостроители работали над танком M-84D. Предполагалось, что обе боевые машины будут максимально унифицированы. При этом M-84D является прямым развитием старых проектов семейства M-84. Танк M-84D предполагается оснащать большим количеством модулей системы динамической защиты, двигателем мощностью до 1200 л.с., новым прицельным оборудованием и СУО. Главной целью проекта M-84D было не просто создание танка с характеристиками, превышающими возможности существующих машин, но разработка комплекса средств, позволяющего быстро и дешево обновить парк имеющейся техники. Благодаря этому в настоящее время выполняется контракт на обновление 70 с лишним танков M-84 всех модификаций. К 2015 году в танковых войсках Хорватии должны остаться лишь машины модели M-84D. Вероятно, они будут служить вместе с заказанными M-95. Несколько лет назад Хорватия вела переговоры с Кувейтом. Предполагалось, что все оставшиеся в кувейтских вооруженных силах M-84AB будут обновлены до самой новой версии. Стороны не смогли договориться, из-за чего в 2007 году все консультации по поводу возможного контракта прекратились.
 
Боевое применение
 
Несмотря на сравнительно небольшое количество, танки семейства M-84 успели принять участие в нескольких вооруженных конфликтах. Первыми в бой вступили кувейтские M-84AB. Произошло это во время войны в Персидском заливе. Примечательно, что из-за внешнего сходства с иракскими Т-72 танки M-84AB использовались ограниченно и сражались только с бронемашинами советского производства предыдущих моделей (Т-55 и Т-62). В ходе боев два кувейтских танка получили серьезные повреждения, но были восстановлены и вернулись в строй.
 
M-84AB армии Кувейта
 
В июне 1991 года началась Десятидневная война. Югославские войска попытались восстановить контроль над пытавшейся отделиться Словенией. Поскольку Территориальная оборона Словении не располагала тяжелой бронетехникой, югославские танки M-84 использовались для сопровождения колонн и разрушения баррикад. В ходе боев словенские вооруженные формирования смогли уничтожить около двух десятков югославских танков.
 
Летом и осенью того же года югославские танковые войска вновь понесли большие потери. Во время битвы за Вуковар пехота не смогла оказать полноценную поддержку танкам, из-за чего хорватским военным удалось уничтожить и повредить большое количество вражеской бронетехники. Всего в ходе хорватско-югославских столкновений военные Хорватии смогли захватить и восстановить около полусотни танков M-84.
 
Некоторое количество танков M-84 нескольких модификаций участвовало в войне в Боснии. Точные данные о числе воевавших, поврежденных, потерянных и захваченных танков отсутствуют.
 
Итоги
 
За несколько десятилетий оборонная промышленность Социалистической Федеративной Республики Югославии смогла создать ряд модификаций советского танка Т-72. В течение почти десяти лет, до распада страны, шло активное строительство танков, после чего темпы производства значительно упали и не могут восстановиться до сих пор. В общей сложности было произведено не более тысячи танков всех моделей семейства M-84, часть которых использовалась в нескольких вооруженных конфликтах.
 
Характерной чертой всей бронетехники семейства, созданной в Югославии, Хорватии и Сербии, является способ обновления машин. В подавляющем большинстве случаев балканские специалисты разрабатывали новые электронные приборы, обновляли силовую установку, но при этом не вносили серьезные коррективы в конструкцию корпуса и башни. Это демонстрирует сравнительно небольшие возможности югославской, а теперь хорватской и сербской промышленности. Кроме того, такую особенность танков M-84 можно считать доказательством большого модернизационного потенциала советского танка Т-72.
 
В настоящее время в войсках Кувейта и стран, ранее входивших в состав СФРЮ, остается несколько сотен танков семейства M-84. О перспективах этой техники говорить трудно. По мере устаревания она, вероятно, будет вновь проходить модернизацию или же заменяться новой. При этом необходимо помнить, что наиболее новые и совершенные машины семейства (M-84D в хорватских войсках) представляют собой M-84 и M-84A, прошедшие ремонт и модернизацию. Таким образом, в течение ближайших лет у танков семейства M-84 станет заканчиваться ресурс, в том числе и продленный. В таком случае понадобится искать замену. Возможно, ею станет новая модель, представляющая собой очередную балканскую модернизацию Т-72.
 
Категория: Танки/РСЗО/САУ/Авто | Просмотров: 608 | Добавил: Kkorablevv | Теги: M-84, семейства, по-балкански., Т-72, танки, модернизация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя (напишите здесь что-нибудь) *:
Email: (не обязательно)
Код *: