Главная » 2013 » Октябрь » 25 » «Дикие ласки» – спецподразделение ВВС США
20:20
«Дикие ласки» – спецподразделение ВВС США

«Дикие ласки» (английское Wild Weasels) — это специальные подразделения в составе ВВС США, которые ориентированы на ведение борьбы с ЗРК противника, уничтожением его радаров. Впервые данные подразделения появились во время Вьетнамской войны, в дальнейшем без них не обходилось ни одной крупной боевой операции с участием ВВС США. В этом нет ничего странного, ведь уничтожив или заставив «замолчать» наземные радары противника, можно обеспечить себе господство в воздухе и безопасные полеты. 
 
Именно военный конфликт во Вьетнаме стал первым вооруженным конфликтом, в котором авиации пришлось столкнуться с эшелонированной противовоздушной обороной, построенной на ЗРК. Естественно, наличие у Вьетнама значительного количества зенитно-ракетных комплексов советского производства стало для американцев неприятным сюрпризом и заставило их искать выход из этой ситуации. Среди возможных мер противодействия были переход к полетам на малых и сверхмалых высотах (но на этих высотах очень активно действовала зенитная артиллерия), а также масштабное применение помех. Для постановки помех использовались специальные самолеты, предназначенные для прорыва ПВО противника. 
 
Программа создания самолетов прорыва ПВО получила в США обозначение Wild Weasel — «Дикая ласка». Со временем так же стали называться и сами самолеты, которые были модифицированы в рамках данной программы. На этапе Wild Weasel I, который стартовал уже в 1965 году, американцами применялись созданные на 10 лет раньше истребители F-100 Super Sabre — первые сверхзвуковые самолеты американских ВВС. Двухместная версия истребителя F-100F стала основой для «Дикой ласки». Самолет мог обнаружить РЛС противника при помощи специальных приемников излучения, после чего офицер-оператор указывал летчику направление на цель, затем тот обнаруживал позицию ЗРК уже в визуальном режиме, и атаковал цель. При этом истребитель F-100F обладал недостаточно высокой скоростью полета для того, чтобы сопровождать на задание современные на тот момент самолеты F-4 Phantom II и F-105 Thunderchief, поэтому на этапе Wild Weasel II использовалась модель, построенная уже на базе истребителя F-105.
 
 
F-105G
 
Специальные самолеты EF-105F начали появляться в частях уже в 1966 году, вскоре их сменили более совершенные F-105G. При этом серийный выпуск истребителей F-105 завершился еще раньше, в 1964 году, поэтому количество истребителей, которые можно было модифицировать в «убийц ПВО» противника сокращалось, в том числе и из-за высоких потерь авиации во Вьетнаме. В результате этого 4 и 5 этапы данной программы были реализованы уже на основе истребителя F-4 Phantom II — в версиях EF-4C Wild Weasel IV и F-4G Wild Weasel V.
 
Во время войны во Вьетнаме подразделения «Диких ласок» действовали 2-мя способами: сопровождали на задание ударные группы американской авиации и занимались «свободной охотой». В случае выполнения задачи сопровождений ударной групп эти самолеты первыми входили в зону вьетнамской ПВО и оставались в ней во время нанесения основного удара, занимаясь подавлением всех выявленных позиций ЗРК противника. Эти самолеты покидали район лишь после выхода из него ударных самолетов. Именно так возник девиз «Диких ласок»: «Первыми прийти, последними уйти» (английское First In, Last Out). Во время «свободной охоты» «дикие ласки» действовали связками «охотник-убийца». Например, на некотором удалении от одиночного самолета F-105F следовала группа из 3-4 самолетов F-105D или F-4. Иногда применялась группа из 2-х «охотников» и 2-х «убийц». Самолет-лидер находил позиции ЗРК и атаковал их, отмечая ее для остальных самолетов, после чего все ударные машины заключали их уничтожение. 
 
С каждым новым поколением «Дикие ласки» оснащались все более совершенным вооружением и оборудованием, включая управляемые ракеты, которые наводятся на излучение РЛС, а также системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). После завершения войны во Вьетнаме «Дикие ласки» несли службу в Западной Европе, а также на Дальнем Востоке — в тех местах, где в случае необходимости, США пришлось бы иметь дело с советской системой ПВО. 
 
В 1990-х годах были списаны последние «Дикие ласки». В США решили использовать для этих целей модернизированные многоцелевые истребители F-16C. Таким средством подавления ПВО противника стал истребитель F-16CJ Wild Weasel. Самолет является модификацией F-16C Block 50 и носит обозначение Block 50D/52D. Данный истребитель применятся при решении задач по прорыву и подавлению ПВО противника, успешно замещая старые, но надежные машины F-4G Wild Weasel. Истребитель F-16CJ обладает способностью полностью использовать возможности УР AGM-88 HARM, а также системы наведения AN/ASQ-213 HARM (HTS) для уничтожения и подавления системы ПВО противника. Данные самолеты ВВС США использовали для подавления югославской ПВО в 1999 году. 
 
Столкнувшись с такой же проблемой, в ВМС США не стали отказываться от специализированных машин. Для подавления системы ПВО здесь использовались: сначала EF-10D Skyknight, затем EA-6A и EA-6B Prowler. В настоящее время американский флот делает ставку на специализированные самолеты — на смену устаревшим уже EA-6B пришли новые EA-18G Growler, которые были созданы на базе двухместной версии F/A-18F Super Hornet.
 
Российский путь
 
Вплоть до 2008 года российские ВВС не сталкивались с противником, который был бы оснащен средствами ПВО более серьезными, чем малокалиберная зенитная артиллерия и ПЗРК. Поэтому пятидневная война с Грузией в августе 2008 года наглядно продемонстрировала слабость российских ВВС, а также показала, что подобные столкновения чреваты для России потерями. В этой связи задача по подавлению ПВО противника сделалась одним из приоритетных проектов.
 
В настоящее время для решения данной задачи в случае необходимости должны использоваться стандартные ударные самолеты — сегодня это Су-24 и Су-34, которые оснащены противорадиолокационными ракетами. Но возможности этих самолетов, судя по всему, были сочтены недостаточными. Помимо этого, в роли отечественной «Дикой ласки» может применяться сверхзвуковой разведчик-бомбардировщик МиГ-25 РБ. Но эти самолеты обладают уже весьма почтенным возрастом, и в ближайшие 10-15 лет будут полностью списаны из состава ВВС. 
 
В то же время выбор в качестве платформы для российской «Дикой ласки» штурмовика Су-25 вызывает некоторое удивление (должны появиться в составе ВВС уже в 2014 году). В силу своих характеристик и предназначения, данный самолет может сопровождать только группы из таких же штурмовиков. Для того чтобы действовать в боевых порядках многоцелевых истребителей и фронтовых бомбардировщиков, Су-25 не хватает ни дальности, ни скорости полета. Наряду с этим для штурмовиков, которые действуют над полем боя, данная машина может стать серьезным подспорьем. Для решения прочих задач, возможно, стоило бы задуматься над разработкой специального самолета на базе Су-30 или как минимум о разработке такого комплекта оборудования (в контейнерном исполнении), который вместе с необходимым вооружением мог бы превратить в «дикую ласку» любой стандартный истребитель из состава российских ВВС. 
Категория: Самолеты | Просмотров: 729 | Добавил: Kkorablevv | Теги: ласки», «Дикие, сша, ввс, спецподразделение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя (напишите здесь что-нибудь) *:
Email: (не обязательно)
Код *: