Военные технологии Суббота, 21.10.2017, 16:59
Приветствую Вас Гость | RSS
ВОЕННЫЕ НОВОСТИ
Самолеты [941]
Беспилотники [296]
Вертолеты [233]
Ракетное вооружение [282]
ПВО/ПРО/ЗРК/ПЗРК [259]
ВМФ [397]
Танки/РСЗО/САУ/Авто [309]
Стрелковое оружие [265]
Военные технологии [144]
Разведка, спецслужбы [82]
Армия [73]
Политика и прочее [523]

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Наш опрос
Если начнется война...
Всего ответов: 1265

Главная » 2014 » Март » 22 » «Северодвинск»: несостоявшийся прорыв

Поделиться новостью с друзями:


11:21
«Северодвинск»: несостоявшийся прорыв
Срыв программы строительства новейшей атомной подводной лодки приведет к значительной задержке всей кораблестроительной программы
 
Алексей Рамм
 
По мнению заказчика – Военно-морского флота России, новейшая атомная подводная лодка проекта 885 не отвечает заданным гидроакустическим характеристикам, что значительно снижает ее боевые возможности.
 
Прошедшие в феврале этого года в Научно-производственном объединении машиностроения научные чтения, посвященные 100-летию великого советского конструктора Владимира Николаевича Челомея, посетили не только ракетостроители, но и корабелы. Ранее в Московском государственном техническом университете имени Баумана была установлена памятная доска, посвященная легендарному ракетостроителю. А затем представители Минобороны, Роскосмоса, различных конструкторских бюро, заводов-производителей и других структур побывали в находящемся в подмосковном Реутове научно-производственном объединении.
 
С благодарственными словами о созданных в НПО машиностроения морских ракетных комплексах выступили представители ВМФ России и инженеры-кораблестроители. В ходе Челомеевских чтений стало известно, что разработанный НПО ракетный комплекс 3К55 «Оникс» в конце прошлого года был успешно испытан на новейшей атомной подводной лодке «Северодвинск». Хотя еще в начале 2013-го вопрос о применении 3К55 с борта головной подводной лодки проекта 885 стоял очень остро.
 
«Северодвинск»: несостоявшийся прорыв
 
По некоторым данным, озвученным в средствах массовой информации, если успешные запуски разработанного НПО «Новатор» ракетного комплекса «Калибр» прошли еще в конце 2011-го, то «Оникс» выстрелил только в конце лета прошлого года. Но по словам офицера ВМФ России, знакомого с ситуацией, «Оникс» не единственная проблема «Северодвинска».
 
«В военно-морских кругах «Северодвинск» получил обидное прозвище, рифмующееся с названием этого города, из-за постоянных попыток Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) любой ценой пропихнуть лодку флоту. Хотя еще в конце прошлого года мы заняли четкую позицию – корабль к сдаче не готов, его надо дорабатывать», – рассказал газете «Военно-промышленный курьер» собеседник.
 
По словам офицера, если проблемы с «Ониксом» сейчас уже в целом решены, то по гидроакустическим характеристикам и ядерной энергетической установке работы пока не движутся. Есть проблемы и с торпедными аппаратами.
 
«В прошлом году ОСК неофициально давала понять, что флот не готов принять «Северодвинск» в свой состав. У нас нет под него инфраструктуры, не отстроено место базирования, даже причал не готов. Хотя ВМФ не стремится утопить проект любой ценой, а добивается лишь заложенных в проекте характеристик. Мы и проектировщики субмарины понимаем, что в ее конструкции есть технические решения, не доведя которые до нормального «боя» сейчас, мы поставим под угрозу всю остальную программу строительства подводных лодок. Но у меня складывается мнение, что руководству ОСК надо только одно – сдать лодку ВМФ как можно быстрее, а потом уже разбираться, что делать», – пожаловался офицер флота.
 
Несмотря на то, что в СМИ (не только отраслевых, но и федеральных) достаточно часто проходит информация о работах по «Северодвинску», вся она носит характер дежурных новостей, взятых из пресс-релизов Объединенной судостроительной корпорации. «Вышел в море», «Прошел столько-то морских миль», «Успешно отстрелялся» – все, что можно прочесть о новейшей подводной лодке. На фоне этих победных реляций неприятным сюрпризом стал отказ главкомата ВМФ в конце прошлого года, прямо «под елочку», от принятия корабля в состав флота, ограничившись так называемой опытной эксплуатацией, когда экипаж начинает отработку задач курса боевой подготовки, а заводчики устраняют обнаруженные недостатки. Также проводятся совместные испытания выявленных ранее проблемных узлов и агрегатов.
 
«Хотя не только отечественные, но и иностранные СМИ говорят о «Северодвинске» как о готовой к боевому применению субмарине, фактически это не так», – заявил в интервью «Военно-промышленному курьеру» высокопоставленный источник в ВМФ.
 
Так что же на самом деле происходит с новейшей атомной субмариной и как скоро она будет передана Военно-морскому флоту? Попробуем разобраться в ситуации.
 
От «Ясеня» к «Борею-А»
 
«Сейчас в «Северодвинске» заложены три технических решения, которые войдут также в проект 955А «Борей-А», хотя лодки проекта 885 разработаны «Малахитом», а 955 – ЦКБ «Рубин». Работы по головному «Борею» – «Святителю Николаю» начались в 2009 году», – проинформировал «ВПК» кораблестроитель, знакомый с ситуацией.
 
Речь идет о новейшем гидроакустическом комплексе (ГАК) «Амфора-Иртыш», так называемых бортовых торпедных аппаратах (ТА) и интегральной моноблочной ядерной энергетической установке (ЯЭУ), совмещающей в одном блоке реактор и паропроизводящую установку. Все это есть на «Северодвинске», и полученные результаты будут использованы при проектировании серии 955А.
 
«Первые три «Борея» были компромиссным решением. Они создавались из задела недостроенных субмарин проекта 971. Но с четвертого корпуса лодки проекта 955А станут такими, как первоначально планировалось», – пояснил собеседник.
 
Но работы по новейшим «Бореям» срываются во многом из-за проблем со сдачей «Северодвинска».
 
«Из-за того, что главная антенна ГАК «Амфора-Иртыш» довольно большая, торпедные аппараты из носовой части надо убирать в среднюю часть корпуса и делать их так называемыми бортовыми. Первыми так поступили американцы при проектировании многоцелевых атомных подводных лодок класса «Лос-Анджелес». Сейчас такое решение стало типовым и используется не только на «Лос-Анджелесах», но и на «Си Вульфах», «Вирджиниях», а также британских «Аститьютах», – сообщил «Военно-промышленному курьеру» военный историк Максим Токарев.
 
По его словам, на советских лодках до недавнего времени таких торпедных аппаратов не было: «Даже на наиболее продвинутых АПЛ проекта 971 в носу стояли одновременно и ТА, и гидроакустическая антенна ГАС «Скат-3». Первой российской подводной лодкой с «бортовыми» торпедными аппаратами стал «Северодвинск».
 
Планировалось, что после отработки на «Северодвинске» торпедные аппараты должны были перейти и на «Борей», но на момент начала работ «бортовые» ТА оставались только в чертежах, ГАК «Амфора-Иртыш» перешел уже на лодки проекта «Борей-А». Хотя, по официальным данным, на «Юрии Долгоруком», «Александре Невском» и «Владимире Мономахе» установлен именно такой гидроакустический комплекс, это вызывает обоснованные сомнения, учитывая размеры главной антенны ГАК и наличие в носовой части субмарин торпедных аппаратов. По некоторым сведениям, на указанных подводных лодках все же установлена доработанная гидроакустическая станция «Скат-3» от подводных лодок проекта 971, совмещенная с электронными системами и цифровыми библиотеками «Амфоры-Иртыша».
 
До недавнего времени «бортовые» торпедные аппараты на «Северодвинске» были головной болью не только кораблестроителей, но и военных моряков. Штатно производить пуски не удавалось, постоянно возникали срывы.
 
«Испытать ТА получилось только в середине прошлого года. Правда, сейчас они работают, как часы. Но сколько это стоило нервов экипажу, заводу и проектировщикам», – пожаловался офицер Военно-морского флота.
 
Если с торпедными аппаратами ситуация наладилась, то моноблочная ядерная энергетическая установка, разработанная и выпускаемая предприятиями Росатома, продолжает доставлять массу хлопот ее создателям и экипажу субмарины.
 
«Моноблочная схема экономит место и значительно снижает уровень шумов от работающих узлов и агрегатов. По сравнению с энергетическими установками лодок проекта 971 он в несколько раз ниже», – заметил «ВПК» инженер-кораблестроитель, знакомый с ситуацией. Правда, он отказался пояснить принцип действия и технические особенности российской моноблочной ЯЭУ, хотя и признал, что пока много проблем.
 
По данным «ВПК», реактор не всегда выдает требуемую мощность, есть проблемы и по шумности.
 
«Реактор делал Росатом, хотя и к «Малахиту» есть определенные вопросы по размещению ЯЭУ в корпусе лодки. Некоторым специалистам оно кажется неоптимальным. Такие интегрированные энергетические установки получат также лодки проекта «Борей-А», – отметил офицер Военно-морского флота России.
 
Если проблемы с торпедными аппаратами и ГАК «Амфора-Иртыш» «Малахиту» и Севмашу решить удалось, то ЯЭУ пока остается ахиллесовой пятой всего проекта.
 
Скрипящие валы «ревущей коровы»
 
Еще одной бедой «Северодвинска» стала линия валов, вернее, ее подшипники.
 
«Выработанный реактором пар поступает на паротурбинную установку и вращает несколько соединенных между собой валов. Из-за проблем с подшипниками возникает трение и лодка не может увеличивать скорость, чтобы линия не развалилась», – пояснил «ВПК» инженер-кораблестроитель.
 
Эта проблема преследует лодку с начала ходовых испытаний в сентябре 2011-го. За два года испытаний «Малахит» несколько раз вносил существенные изменения в конструкцию линии валов, при этом заменяли и саму линию с постановкой лодки в док. Последний раз это случилось уже на государственных испытаниях в мае прошлого года.
 
«Начавшиеся 27 мая испытания должны были продлиться до середины августа. 19 июля лодка из-за технических проблем вернулась на завод в Северодвинск. Правда, уже 30 июля она опять ушла в море», – говорит инженер-кораблестроитель.
 
На завод из отпусков была вызвана бригада рабочих, которая в авральном режиме устраняла проблемы в линии валов.
 
«Успели быстро. Самое смешное, что даже местные газеты написали о ремонте», – вспомнил собеседник издания.
 
Несмотря на оперативность работ, «Северодвинск» вернулся с испытаний более чем с 200 замечаниями.
 
Сочетание недостатков линии валов и превышение порога шумности при работе ЯЭУ на некоторых режимах привели к главной проблеме субмарины – несоответствию ее гидроакустических характеристик тем, что были заложены ВМФ в техническом задании.
 
«Сейчас мы обеспечили устойчивую работу всех систем лодки, поэтому уровень акустических шумов не превышает установленных. Но на некоторых режимах работы возникают так называемые всплески, когда шумность зашкаливает в разы, хотя и кратковременные», – рассказал инженер. По его словам, лодка должна пройти расширенные гидроакустические испытания, предварительно запланированные на март-апрель нынешнего года, когда в Мотовском заливе улучшится ледовая обстановка. Сейчас лодка находится на заводе «Севмаш». Как рассчитывают кораблестроители, к этому времени проблема всплесков будет решена.
 
«Из-за этих проблем мы иногда шутливо называли лодку «ревущей коровой». Хотя до настоящих «ревущих коров» – старых лодок проекта 675 ей, конечно, далеко. Но для такой продвинутой субмарины приятного мало», – заявил офицер Военно-морского флота. Он добавил, что в ВМФ уверены: в ближайшее время проблемы субмарины и всего проекта будут решены. Но военных смущает позиция руководителей Объединенной судостроительной корпорации.
 
«Их задача впихнуть лодку флоту любой ценой, не считаясь с проблемами и возникшими трудностями. Нам же недоделанный корабль не нужен. Все бывает, первые в серии всегда проблемные. Но нельзя передавать небоеготовую лодку», – возмущен собеседник газеты.
 
С моряками сложно не согласиться, ведь переговоры ОСК с ВМФ России шли вплоть до 30 декабря прошлого года, хотя еще в конце ноября военные четко обозначили свою позицию. По данным «ВПК», подписывать акт приема АПЛ в корабельный состав должны были главком адмирал Виктор Чирков и глава ОСК Владимир Шмаков.
 
Неверно и утверждение, что в Западной Лице, куда должен прийти после своего принятия в состав флота «Северодвинск», ничего не готово к его приему. Еще осенью прошлого года «Спецстрой» реконструировал причал, построил дополнительные сооружения, выполнив первую очередь работ.
 
Остается надеяться, что запланированные на ближайшие месяцы гидроакустические испытания пройдут успешно и «Северодвинск» войдет в состав ВМФ России, а полученный технический задел, как и планировалось, будет широко использован при строительстве новейших стратегических ракетных субмарин проекта «Борей-А». Так же стоит отметить, что сейчас кораблестроение вышло на утраченные после распада СССР позиции. Самое главное, чтобы ситуация с «Северодвинском» больше не повторилась.
 
Алексей Рамм
 
Категория: ВМФ | Просмотров: 487 | | Теги: Прорыв, несостоявшийся, «Северодвинск»: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Похожие материалы
Имя (напишите здесь что-нибудь) *:
Email: (не обязательно)
Код *:
Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Последние комментарии
Kkorablevv написал:
не исключено что они не смогут обойти и С-200
zse написал:
Молодцы, США, чё.
Сначала обезоружить РФ, а затем нанести преве...
zse написал:
"То есть президент и главнокомандующий Турции Эрдоган.&quo...
написал:
В рейтинге гусеничных сараев Т-90 должен занимать последнее место, а л...

Copyright MyCorp © 2017Сделать бесплатный сайт с uCoz

Яндекс.Метрика