Боевое применение ВВС Ливии
Первые протесты против правительства Ливии начались 12 февраля или около того. Через два дня первая крупная демонстрация прошла в Бенгази. Службы безопасности отреагировали на демонстрацию довольно жестко — имелись убитые, раненые, арестованные. О событиях в Бенгази, благодаря интернету, на следующей день знала вся Ливия. Все говорило за развитие событий по известному (по Египту) сценарию. Но в Ливии этот сценарий не сработал — полковник Каддафи проявил неожиданную для многих твердость и решительность.
ДЕЙСТВИЯ ВВС ЛИВИИ
Су-22М-ЗК ВВС Ливии
ВВС Ливии для противодействия акциям народного гнева использовались с 14 февраля. Едва ли не первой операцией ливийских ВВС в новых условиях стал перегон всех пригодных к полетам самолета в и вертолетов с авиабаз, расположенных в восточной части Ливии, на аэродромы, прочно контролируемые правительственными войсками.
Транспортные самолеты ВВС Ливии и авиалайнеры кампании «Ливиан Эйрлайнз» доставили дополнительные подразделения ливийской армии в районы Бенгази и Эль-Байда.
Утром 17 февраля подразделения армии и полиции открыли огонь по демонстрантам в Бенгази, Дарнахе и Эль-Байяде. В Бенгази для разгона демонстрации использовали два боевых вертолета Ми-24. В городе развернулись самые настоящие бои. На сторону демонстрантов перешло несколько расквартированных в Бенгази подразделений ливийской армии. Аналогичным образом разворачивались события в Эль-Байяде. Восстание вспыхнуло в Тобруке. На сторону повстанцев перешла большая часть личного состава расположенной в окрестностях Бенгази авиабазы Бенина. В Бенине дислоцировалась вооруженная истребителями МиГ-23 1040-я эскадрилья ВВС Ливии, вертолеты Ми-24 и Ми-14. Чтобы воспрепятствовать угону самолетов, повстанцы перекрыли ВПП камнями и автомобильными шинами. Захватившие базу повстанцы сбили один Ми-24, пытавшийся атаковать их позиции. Трофеями сторонников демократии стали, по крайней мере, один Ми-24 и один Ми-14, а также пять МиГ-23БН, с 2006 г. в воздух не поднимавшихся (донные о трофеях повстанцев довольно сильно различаются).
МиГ-23 ВВС Ливии
Настоящее сражение развернулось за авиабазу Эль-Абрак. Здесь повстанцы (по непроверенной информации) также сбили один вертолет ВВС Ливии. Эль-Абрак перешел под контроль восставших, в числе трофеев оказались 16 МиГ-23БН в непригодном к полетам состоянии. Офицеры авиабазы Гамаль Абдель Насер под Тобруком также перешли на сторону восстания.
Утром 21 февраля ПВО авиабазы Гамаль Абдель Насер, опять же по данным восставшей стороны, был сбит транспортный самолет с африканскими наемниками (слухи о переброски в Ливию наемников из доброй половины стран Африки на начальном этапе ливийских событий не утихали).
В Триполи вертолеты AW109 ливийской полиции высаживали бойцов местного ОПОНа непосредственно в ряды протестующих. Самолеты ВВС Ливии наносили удары по казармам частей, личный состав которых перешел на сторону восставших. Перевозками подкрепления занимались экипажи вертолетов СН-47 «Чинук» 1347-й эскадрильи ВВС Ливии.
В первые дни марта активность ВВС Ливии ограничивалась спорадическими ударами, наносимыми Су-22 и Су-24, дислоцированными на авиабазе Хурдабия. Налетам подвергались, прежде всего, захваченные повстанцами базы ливийской армии в Аджедабья и Мерса-эль-Брега. Удары наносились с малых высот свободнопадающими бомбами. Большая часть бомб ложилась с перелетом. Западные аналитики объясняют данный факт нежеланием летчиков и штурманов причинять реальный ущерб повстанцам. Помимо Су-22 и Су-24 довольно редкие удары с воздуха по повстанцам в районах городов Аз-Завия, Мисурата и Зинтран наносили самолеты МиГ-23 и L-39, вертолеты Ми-24.
5 марта ВВС Ливии потеряли Су-24 (бортовой номер «38»). Бомбардировщик был сбит из ЗПУ-23-4, у которой исправен был только один ствол. Оба члена экипажа Су-24 погибли.
С 6 марта ВВС Ливии резко увеличили количество боевых вылетов. Дли разведки стали использовать транспортные самолеты Ан-26 и Ан-32, а также БЛА «Камкоптер» австрийского производства. Пары и звенья Су-22 и Су-24 работали со средних высот, где самолеты оставались неуязвимыми для огня из стрелкового оружия, малокалиберных зенитных пушек и ПЗРК. Точность бомбометания, по оценкам западных экспертов, по-прежнему оставалась низкой. Именно промахами на Западе объясняют разрушение важного для экономики Ливии нефтеперерабатывающего комплекса в Рас-Лануфе, хотя на самом деле, думается, все обстоит с точностью до наоборот: экипажи четко выполнили поставленную задачу.
Непосредственную огневую поддержку частей армии Ливии выполняли вертолеты Ми-24. При поддержке авиации верным полковнику Каддафи частям удалось к 15 марта выбить повстанцев из Бин-Джавада, Рас-Лануфа, Бреги, очистить от мятежников большую часть Аджедабьи. В ходе наступательной операции от огня с земли был потерян один Ми-24, пилотируемый полковником ВВС Сирии Ахмедом Фадари. Полковника Фадари похоронили в Сирии с воинскими почестями в присутствии командующего ВВС Сирии генерал-майора Иссама Халлаха.
Наибольшей интенсивности действия ВВС Ливии достигли в период с 17 по 19 марта. Авиация поддерживала в эти дни высадку десанта под Горгорой и наступление на Бенгази. Несколько раз ударам самолетов ливийских ВВС подверглись авиабаза Бенина и подстанция, обеспечивающая электроэнергией Бенгази.
Падение МиГ-23МЛ ВВС Свободной Ливии в районе Бенгази 19 марта 2011 г.
Утром 19 марта, всего за несколько часов до начала патрулирования истребителями «Рафаль» ВВС Франции запретной для полетов ВВС Ливии зоны, истребители МиГ-23 выполнили несколько боевых вылетов на поражение наземных целей в районе Бенгази. В этот день над Бенгази был сбит МиГ-23МЛ ВВС Свободной Ливии, пилотируемый летчиком-перебежчиком. Скорее всего, истребитель был сбит ракетой, выпущенной с одного из двух МиГ-23МЛ ВВС Ливии, находившихся в этот момент над Бенгази. Таким образом, минимум, одну победу в воздушном бою ВВС полковника Каддафи одержали.
Два последних боевых вылета авиация ВВС Ливии выполнила 20 марта с авиабазы Мисурата: вертолеты Ми-24 нанесли удар по отрядам повстанцев в районе Мисурата, после чего благополучно вернулись на базу. Боевой вылет одного G-2A «Галеб» 24 марта успеха не имел. Сразу после взлета «Галеб» засекли с самолета ДРЛО и У E-3F. Видимо, летчик «Галеба» получил предупреждение об опасности. Самолет прекратил выполнение задание и вернулся на базу. «Галеб» уничтожила прямым попаданием КАБ пара наведенных на него «Рафалей». Этот «Галеб» французы поначалу представили как победу в воздушном бою, хотя самолет был уничтожен в момент заруливания на стоянку после посадки. На этом участие ВВС Ливии в боевых действиях завершилось, чего нельзя сказать о ВВС Свободной Ливии. Между тем, ООН наложило вето на полеты всех ливийских самолетов!
ВВС СВОБОДНОЙ ЛИВИИ
В Ливии фактически шла (и не факт, что завершилась) гражданская война. Далеко не все летчики жаждали принимать в ней участие. Первыми «летчиками-перелетчиками» стали пилоты двух истребителей «Мираж» F.1ED, которые 21 февраля примерно в 16.30 выполнили посадку на авиабазе Луга, о. Мальта. Летчики «Миражей» получили приказ нанести удар по позициям повстанцев в восточной части Ливии, но вместо выполнения задания перелетели на Мальту. В сентябре 2011 г, один из этих «Миражей» с вновь нанесенными опознавательными знаками ВВС Свободной Ливии демонстрировался на «Мальта Эйршоу», проходившем в Международном аэропорту Мальты. Обо летчика в сентябре вернулись в Ливию, где их встретили как героев.
23 февраля ВВС Ливии лишились двух Су-22. Летчик спарки Су-22УМ-ЗК полковник Абдул Салом аль-Абдади вместо атаки Аджедабьи катапультировался сам и принудительно катапультировал находившегося в задней кабине полковника Али Омара эль-Каддафи. Аль-Абдади при катапультировании получил легкие повреждения, эль-Каддафи не пострадал. Ведомый, летчик одноместного Су-22М-ЗК полковник Сапам Атия Мусса, повторил «маневр» командира, его Су-22 рухнул в море. Муса при катапультировании сильно обгорел, а при приземлении сломал ногу. Летчика доставили для лечения в Египет. Факт «самокатапультирования» летчиков Су-22УМ-ЗК и Су-22М отмечается практически во всех доступных информационных источниках, но настораживают воинские звания летчиков; аж три полковника сразу!
Имел место еще один, весьма знаменательный, перелет на сторону противника. 30 марта в Фарнборо приземлился «Гольфстрим-200» (HB-JGL) с министром иностранных дел Ливии Мусой Каусса на борту — министр бежал в Англию из Туниса.
К 23 февраля повстанцы установили контроль над восточной частью Ливии. Боевые действия шли в центральной и северо-западной частях страны. В Мисурате повстанцам вместе с перешедшими на их сторону армейскими частями почти удалось захватить овиабазу Академии ВВС Ливии; часть аэродрома продолжали контролировать верные полковнику Каддафи войска. 26—27 февраля с оставшейся под контролем правительственных войск части авиабазы выполнялись боевые вылеты вертолетов Ми-24 и Ми-8, один вертолет (тип не указывается) был сбит. В ночь на 28 февраля правительственные войска контрударом выбили повстанцев с авиабазы.
В первые дни восстания мятежникам в восточной части страны удалось захватить довольно значительное количество самолетов и вертолетов: не менее двух Ми-24, три или четыре Ми-14, не менее 20 истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН (большинство в нелетном состоянии), один МиГ-23МФ. Кроме того, в период с 21 февраля по 14 марта не менее пяти летчиков ВВС Ливии перелетели на аэродром Бенина, благодаря чему повстанцы получили, как минимум, два МиГ-23МЛ и один МиГ-21бис. На аэродроме Академии ВВС Ливии в Мисурате 23 февраля были захвачены десять МиГ-23МФ и МиГ-23УБ (включая пять пригодных к полетам), три G-2A и несколько вертолетов. Судьба сиих летательных аппаратов не совсем ясна. Маловероятно, чтобы повстанцы смогли перегнать на свою основную базу Бенина всю захваченную в Мисурате технику до того, как через четыре дня контроль над аэродромом Мисурата снова установили две верных Каддафи бригады ливийской армии.
Самолет BAe-146 авиакомпании "Эйр Либия" доставляет повстанцам оружие, район Нефус, август 2011 г.
О создании «ВВС Свободной Ливии» под командовонием полковника Мохаммеда Омера Кадеери было объявлено 26 февраля. На авиабазе Бенина сформировали из числа примкнувших к восстанию летчиков и техников эскадрилью реактивных истребителей в составе примерно 20 МиГ-23БН, захваченных на авиабазах Бенина и Эль-Абрак. Из двух десятков самолетов в пригодном к полетам состоянии удавалось поддерживать всего два.
Одновременно с истребительной, была сформирована вертолетная эскадрилья под командованием полковника Абдуллы Аль-Хасси. Личный состав эскадрильи набрали из числа перешедших на сторону восставших летчиков и техников 1314-й и 1325-й эскадрилий ВВС Ливии. В первые дни марта вертолеты ВВС Свободной Ливии приступили к выполнению разведывательных полетов в окрестностях Бенгази. 3 марта экипаж вертолета ВВС Свободной Ливии обнаружил и захватил в 50 км от Бенгази восьмерых британских «дипломатов», которые на самом деле являлись бойцами SAS.
Первые потери ВВС Свободной Ливии понесли 4 марта, когда в результате налета пары Су-24 взорвались склады боеприпасов но авиабазе Бенина, тогда погибло более 20 человек.
Руководители (если таковые существовали) восстания считали ВВС Свободной Ливии своей «козырной картой» и предпочитали держать ее «в рукаве» до главного наступлений частей армии Ливии на Бенгази. Наступления наметили на конец марта. Тем не менее, первый боевой вылет самолеты ВВС Свободной Ливии выполнили раньше — 15 марта, когда началось наступление на Аджедабию, 15 марта было выполнено шесть или семь вылетов. Два боевых вылета в составе пары выполнили МиГ-23, которые нанесли ракетно-артиллерийские удары по кораблям ВМС Ливии с десантом на борту. Летчики доложили о двух потопленных кораблях и одном поврежденном, не указав их тип. Подтверждено повреждение лишь одного корабля, но тип опять не указан. Два вертолета Ми-24, почти в одно время с налетом МиГ-23 на корабли, атаковали войсковую колонну западнее Аджедабьи; о результатах налета не сообщалось.
Вскоре после захода солнца два МиГ-23 нанесли удар по авиабазе Хурдабайя. Американская разведка обнаружила на БПП авиабазы воронки от бомб, но в целом результаты удара МиГов американцы оценили как низкие — пришлось вторично наносить удар по Хурдабайе в ночь с 19 на 20 марта, но уже крылатыми ракетами «Томагавк» и бомбардировщиками В-2А. По информации повстанцев летчик одного из МиГов, Мухаммед Мухтар Осман, вместо атаки аэродрома взял курс на Триполи и врезался в комплекс Баб-аль-Аэизза — резиденцию клана Каддафи. Летчик, скорее всего, принял решение самостоятельно, так как радиус действия МиГ-23 не позволяет долететь из Бенины до Триполи и вернуться назад. Осман выписал себе билет в один конец... Наблюдатели подтверждают сильный взрыв и пожар в Баб-аль-Азизза примерно в 20.00 16 марта. В комплексе погиб Хамис аль-Коддафи.
Вертолеты ВВС Свободной Ливии выполняли боевые вылеты 16 и 17 марта.
Активность ВВС свободной Ливии не осталось незамеченной. Вечером 17 марта авиабазу Бенина бомбили Су-22М-ЗК. В результате налета на авиабазе были уничтожены два Су-22М-ЗК. Один Су-22 ВВС Ливии повстанцам удалось сбить; летчик, представитель ВВС Алжира, благополучно катапультировался, но попал в плен. Вдогон Су-22М-ЗК на перехват взлетел МиГ-21бис; истребитель разбился вскоре после взлета, летчик погиб. Причины падения МиГа называют различные, официальная версия «техническая неисправность», но, наиболее вероятно, самолет сбили «дружественным» огнем.
Последний боевой вылет до начала странами Запада авиационной кампании ВВС Свободной Ливии выполнили 19 марта — МиГ-23МЛ был поднят на перехват наносивших удар по Бенгази истребителей-бомбардировщиков ВВС Ливии. Перехват завершился трагедией. Истребитель выполнял вираж над городом, когда неожиданно правее и выше МиГа сверкнула яркая вспышка взрыва. Истребитель потерял управления, летчик полковник Фахруддин Али Ашур катапультировался слишком поздно. Причина вспышки точно не установлена: или взрыв выпущенной по ошибке повстанцами ракеты ПЗРК, или взрыв ракеты воздух-воздух, выпущенной с другого МиГ-23МЛ (пара 23-х в это время находилась над Бенгази), но принадлежавшего ВВС Ливии. Крушение самолета запечатлели операторы нескольких западных телекомпаний.
К концу марта ВВС Свободной Ливии располагали всего двумя пригодными к полетам истребителями: МиГ-23МЛ (6472) и МиГ-23УБ (8133).
Формально, любой поднявшийся в воздух ливийский ЛА автоматически подлежал уничтожению или принуждению к посадке. Между тем, ВВС Свободной Ливии время от время выполняли боевые вылеты. Так, 9 апреля огнем с земли (не авиацией НАТО, которой это полагалось сделать «по закону») был сбит Ми-24 ВВС Свободной Ливии, атаковавший войска Каддафи под Агедабайей. В этот же день истребители НАТО перехватили и вынудили к посадке в Бенина МиГ-23МЛ (6472) повстанцев. Истребитель был вооружен двумя блоками НАР УБ-32-57 и двумя УБ-16-57. В интервью телекомпании CBS летчик МиГа заявил, что он успел выпустить все рокеты, поразив несколько автомобилей с солдатами противника и один бензозаправщик. Интересно, что пилот заявил о санкционировании боевого вылета МиГа командованием НАТО, но представители НАТО эту информацию опровергли. Приводились сведения о перехвате МиГа истребителями НАТО, которые сопровождали его до возвращения на аэродром Бенина (Бенгази). Вообще, информация о данном случае довольно противоречивая: на первых брифингах представители НАТО говорили о перехвате МиГа сразу после взлета, потом время перехвата «замяли». Истребители НАТО не могли оказаться в районе аэродрома немедленно после взлета МиГа — летчик ВВС Свободной Ливии вполне мог успеть выполнить боевую задачу до подхода «перехватчиков».
Сделанные 27 июня над Бенгази кадры обошли весь мир: два МиГ-21бис и один МиГ-21УМ ВВС Свободной Ливии в полете, все самолеты несли на внешней подвеске блоки НАР.
Транспортный ВАе-146 авиакомпании «Эйр Либия» (командир экипажа капитан ВВС Свободной Ливии Али Самуси, вторым пилотом был его сын) выполнил не менее 30 полетов. ВАе-146 доставлял грузы, главным образом оружие и боеприпасы, для повстанцев на импровизированные аэродромы в пустыне; иногда в качестве ВПП использовались участки автодорог.
Достоверно зафиксирована посадка и взлет ВАе-146 4 августа на участок автодороги в нагорье Нефус. Эти кадры транслировались и на российских телеканалах.
ВАе-146 также выполнял полеты на Мальту с представителями руководства восстания на борту. 19 июля был открыт для полетов международный аэропорт Мисурата. В доставке гуманитарных грузов принял участие Ан-26 (5A-DOG) ВВС Свободной Ливии.
Боевые действия продолжались до конца сентября, но сведений об участии в боях самолетов и вертолетов ВВС Свободной Ливии нет, зато с 20-х чисел августа повстанцы стали применять запускаемые с автомобиля мини-БЛА «Скаут».
ОБЩИЙ ХОД БОВЫХ ДЕЙСТВИЙ КОАЛИЦИИ
Эвакуация из Ливии граждан третьих стран и сотрудников дипломатических миссий началась 21 февраля. Полеты выполняли самолеты ВВС Великобритании (С-130К/J, ВАе-146), Канады (CC-130J и СС-177), Австрии (С-130К), Кувейта (L-100), Румынии (С-130Е и C-27J), Германии («Трансалл»), ВМС Франции («Фалкон 10), В ходе выполнения эвакуации военнослужащие армии Ливии захватили вертолет SH-14D «Линкс» ВМС Голландии.
Истребители "Мираж" в комплектации для воздушного боя перед первым боевым вылетом в операции "Odyssey Dawn" 19 марта 2011 г.
Совет Безопасности ООН принял резолюцию №1970 26 февраля. Согласно резолюции налагалось эмбарго на поставки вооружения и военной техники в Ливию и замораживались счета Муамара Каддафи, членов его семьи и высших руководителей Ливии в зарубежных банках. 17 марта была принята резолюция №1973, установившая запретную для полетов, кроме полетов с гуманитарными целями, над Ливией зону. Резолюция №1973 санкционировала любые действия по защите мирных жителей, за исключением ввода оккупационных войск. Тезис о защите мирных жителей, как мантру, повторяли представители НАТО на всех брифингах и пресс-конференциях. Этим тезисом предварялись сообщения о нанесении ударов авиации, предпринятых исключительно для защиты мирных жителей Ливии. На протяжении более двух десятков лет почти все резолюции ООН подобного рода становились «фиговыми листками», прикрывавшими военные операции США и НАТО, но, пожалуй, ни одна из них не нарушалась столь откровенно и грубо, кок резолюция №1973.
Самолеты вооруженных сил США, Великобритании и Франции приступили к выполнению целенаправленной разведки Ливии утром 4 марта. Наибольшее внимание уделялось радиотехнической разведке с целью вскрытия системы ПВО и системы связи.
Предпринятая в соответствии с резолюцией ООН №1973, операция "Odyssey Dawn" началась 19 марта. Официальной целью операции считалась защита протестующих народных масс от верных полковнику Каддафи войск и сил безопасности. На 19 марта свою решимость поддержать борцов за свободу и демократию в Ливии подтвердили США, Великобритания, Франция, Италия и Канада, хотя Канада и Италия от прямого участия в военных действиях пока воздерживались.
Обычно операции, подобные «Odyssey Down», начинаются ударом крылатых ракет и авиации по узлом связи и ключевым объектам системы ПВО противника. На этот раз первые боевые вылеты операции «Odyssey Dawns выполнили самолеты ВВС Франции с задачей патрулирования воздушного пространства и поражения тактических целей на поле боя. Западные эксперты объясняют столь необычное начало боевых действий несколькими причинами. Едва ли не главной причиной стало желание президента Франции Саркози «бежать впереди паровоза» — начать военные действия до открытия саммита глав государств Запада в Париже, намеченного на вечер того же дня, и закрепить за Францией лидирующую роль в операции против Ливии.
Самолет воздушной поддержки А-10С ВВС США
Тогда Саркози едва не сорвал всю операцию. Лишь в октябре 201 1 г. стало известно о резкой реакции на налет самолетов ВВС Франции премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, пригрозившего закрыть для авиации НАТО все итальянские авиабазы. Конфликт удалось уладить только благодаря личному вмешательству госсекретаря США Хилари Клинтон.
Другая причина превентивных действий Франции не связана с политикой и не столь очевидна, на, безусловно, очень важна: нужно было сделать рекламу истребителю-бомбардировщику «Рафаль». На этот самолет, вопреки ожиданиям, так и не поступило ни одного экспортного заказа. Критикуют «Рафали» и в самой Франции. Между тем, в 2007 г. велись интенсивные переговоры о продаже Ливии 10—14 истребителей «Рафаль» со сроком поставки в 2009 г. Сделка не состоялось. Теперь именно «Рафали» нанесли первые удары по Ливии.
Действия самолетов «Рафаль» 19 марта якобы продемонстрировали способность самолета работать автономно в условиях противодействия ПВО противника как по наземным, так и по воздушным целям. Правда, воздушные цели так и не появились, а противодействие со стороны ПВО было достаточно условным.
В первые двое суток ударами авиации (прежде всего F-16CJ и EA-18G) а также крылатых ракет были нейтрализованы стационарные объекты ливийской ПВО. На третий день операции развернулась охота на мобильные ЗРК. Данные о результатах этой «охоты» весьма противоречивы. Так, итальянские «Торнадо» не выпустили ни одной ракеты HARM, так как не обнаружили ни одной цели. По другим данным экипажам «Торнадо» ВВС Италии просто запретили применять оружие, что вообще непонятно: вооруженные самолеты летали в район боевых действий, экипажи подвергались риску, но боевой задачи, как таковой, не имели.
К 25 марта к операции привлекли более 350 самолетов из девяти государств. За сутки 25 марта авиация произвела 130 самолето-вылетов, в том числе 47 — на поражение заранее известных целей. 25% боевых вылетов выполнили американские самолеты, остальные — авиация партнеров США по коалиции. Удары по войскам полковника Каддафи в населенных пунктах не наносились во избежание жертв среди мирного населения. На начальном этопе операции американская авиация действовала, главным образом, после наступления темноты, в то время кок авиация других стран основной объем работы выполняла в светлое время суток. С 27 марта тактические самолеты ВВС США стали наносить удары днем, так как к 27 марта ПВО Ливии в восточной части страны удалось полностью нейтрализовать, однако полеты на поиск и уничтожение ЗРК и РЛС самолетами «Торнадо» ECR, F-16CJ и EA-18G не прекращались. Тем не менее 27 марта не было израсходовано ни одной противо-радиолокационной ракеты HARM. Между тем, в боях между ливийской армией и противниками Каддафи решительного перелома не наблюдалось. Повстанцы все настоятельнее требовали непосредственной авиационной поддержки, в первую очередь — уничтожения бронетехники на поле боя. С 26 марта авиация коалиционных сил приступила к нанесению ударов по частям ливийской армии с задачей обеспечить продвижение войск противников Каддафи в направлении Сирта и Триполи. К боевым действиям с 28 марта подключились самолеты непосредственной авиационной поддержки А-10С и АС-130U. Во многом благодаря поддержке с воздуха повстанцам удалось захватить крупный центр нефтепереработки Аджедабия, расположенный в 100 км юго-западнее Бенгази. Утром 26 марта авиация бомбила авиабазу ВВС Ливии Себха. За сутки 26 марта авиация выполнила 178 боевых вылетов, в основном на нанесение ударов по наземным целям; боевая нагрузка сбрасывалось в каждом таком вылете. 29 марта впервые бомбардировке подверглась столица Ливии Триполи, налет осуществлялся ночью.
Действия авиации ситуации на земле переломить не смогли. Более того, 30 марта верные Каддофи войска перешли в контрнаступление. 31 марта повстанцы оставили Рас-Лануф и Бин-Явард, отошли от крупного центра нефтепереработки Брега. Войска Каддафи успешно продвигались в восточном направлении. Продолжались ожесточенные бои в окрестностях Мисурата. Показательно, что как раз 30 марта авиация сил коалиции сократила количество боевых вылетов.
Т-72 ливийской армии, уничтоженный авиацией НАТО
Представители разведки США нашли интересное и не лишенное смысла объяснение быстрым темпам продвижения войск Каддафи. В интервью агентству «Ассошейтед Пресс» неназванный представитель разведсообщества отметил, что правительственные войска продвигаются быстро, так как не имеют тяжелой техники, широко используя минивэны, джипы и вообще гражданские автомобили с установленным на них вооружением, что затрудняет опознавание целей для авиации. Точно такую же технику используют повстанцы. Нельзя исключить связь сокращения ударов авиации по наземным целям со сложностью идентификации «друзей» и «противников». Опознавание вдобавок затрудняла стоявшая в конце марта — начале апрели плохая погода.
Во всех официальных пресс-релизах отмечается отсутствие передового авианаведения с земли. Однако 31 марта появились первые сообщения о наличии в отрядах повстанцев авиановодчиков из британского спецназа.
Ситуация осложнялась еще и решением США передать с утра 31 марта контроль над операцией силами НАТО и в ближайшие дни приступить к отводу с театра военных действий ударной авиации. По оценке разведки США к 31 марта войска Каддафи утратили огневую мощь на четверть, но в количественном отношении превосходили повстанцев в десять раз. Невольно возникает вопрос о природе народного восстания. Какое же это всеобщее восстание угнетенных, если избиваемая почти две недели, ненадежная якобы армия вдесятеро превосходит по численности мятежников? Обычно в истории случалось наоборот.
2 апреля авиация НАТО выполнила 184 боевых вылета, 70 из которых на поражение наземных целей. В Триполи и Аджедабии самолеты разбомбили грузовики с боеприпасами, от детонации которых погибло семь мирных жителей, еще 25 человек получили ранения.
Ни 2, ни 3 апреля ситуация в положительную для повстанцев сторону не изменилась. Мисурата оставалась в окружении верных Каддафи войск, здесь и в окрестностях города Брего велись ожесточенные бои. Удары по верным полковнику частям в районе Брего нанесли 3 апреля F-16 ВВС Дании. 3 апреля имел место обычный, в общем-то, для любой войны трагический случай. Летчик «Рафаля» западнее Аджедобии обнаружил автоколонну. С земли по самолету был открыт огонь из стрелкового оружия. «Рафаль», понятно, тут же отработал по колонне, но колонна оказалась не Каддофи, а повстанцев. Зачем открывали огонь по самолету, когда авиации ВВС Ливии давно не наблюдалось? Непонятно. 15 человек погибло (по другим данным пятеро убито, 14 ранено) от «дружественного» удара. Весьма показательна реакция повстанцев, представитель которых в интервью британской медиакорпорации ВВС заявил, что отныне удары по вражеским колоннам будут наносить только самолеты SF-260 ВВС Свободной Ливии, а никак не авиация НАТО. В том же интервью представитель сказал, что в распоряжении повстанцев имеется 400 танков Т-55 и Т-72. Четыре сотни танков повстанцы двинули от Бенгази на Брегу. Откуда «дровишки»? А ведь СМИ наиболее продвинутой части мира захлебывались от сообщений на тему поставок оружия и переброски африканских наемников в Триполи. Реально проверенной можно считать лишь информацию о 22 рейсах Ил-76 и С-130 ВВС Алжира, а также нескольких полетах самолетов авиакомпании «Эйр Алжир» с военными грузами на борту. Все эти полеты были выполнены еще в период с 19 по 26 февраля. Показательно, что даже в данном случае информация была не совсем правдивой; отмечалось, что С-130 и Ил-76 способны доставлять основные боевые танки. Тип танков не указывался, но Т-55 является средним танком, а не основным, как Т-72. Прочность же пола грузовых кабин С-130 и Ил-76 не рассчитана на погрузку основного боевого танка Т-72. Алжир, в свою очередь, заявил об исключительно гуманитарном характере перевозившихся грузов.
Вообще, надуманность темы поставок вооружения режиму Каддафи признали даже на Западе. В ряде СМИ Запада приводились оценки экспертов, назвавших Ливию страной, переполненной вооружением. Другое дело - переброска оружия и военной техники из мест складирования и дислокации в район боевых действий. Только к концу марта о подобных полетах, хоть ВВС Ливии, хоть ВВС Алжира и речи быть не могло в силу тотального доминирования в воздухе авиации коалиционных сил. Зато французская газета «Фигаро» 28 июня опубликовала информацию о работе военно-транспортной авиации Франции — в район Триполи, где тогда шли бои, на парашютах повстанцам было сброшено большое количество стрелкового оружия, боеприпасов и противотанковых ракет.
«Французское правительство проводит секретную операцию по снабжению оружием ливийских повстанцев, действующих в регионе Западные горы к юго-западу от Триполи», - писала газета со ссылкой на высокопоставленные источники в Париже. По данным издания, Франция пошла на этот шаг без консультаций с союзниками по НАТО. План был разработан в начале мая, когда на фронтах в Ливии сложилась патовая ситуация: ни повстанцы, ни правительственные войска не могли предпринять решительного наступления. В этой ситуации Париж решил помочь противникам Муаммара Каддафи оружием и боеприпасами. Как пишет «Фигаро», контейнеры с автоматами, пулеметами, гранатометами и противотанковыми ракетными комплексами «Милан» поначалу сбрасывались на парашютах над позициями повстанцев с транспортных самолетов. После тою, как оппозиционеры добились значительных успехов, очистив от сторонников Каддафи почти весь регион, в двух местах были оборудованы небольшие аэродромы, куда стали приземляться самолеты из арабских стран, на борту которых было все то же оружие. Французская помощь оказалась повстанцам весьма кстати: именно в Западных Горах в последние недели они добивались наиболее ощутимых результатов. В частности, им удалось продвинуться к Триполи но расстояние 80 км, а также захватить крупный оружейный склад к югу от города Зинтан. Полуофициальная информация о вооружении противников Каддафи из-за рубежа поступала и ранее, однако страной происхождения гранатометов и противотанковых комплексов назывался Катар. Снабжение одной из воюющих сторон в Ливии оружием шло вразрез с резолюцией ООН №1973, хотя официальный Париж, подтвердив поставки оружия, указал на его предназначение — жителям Западных гор для самозащиты.
Вернемся к борьбе с танками. Об SF-260 больше не упоминалось, но, к примеру, 11 апреля датские F-16 уничтожили два танка в районе Аджедабии.
"Мираж-2000" ВВС Франции
Смена командования операцией привела к снижению количества боевых вылетов, За первые три дня НАТОвского руководства операцией авиация произвела 547 самолето-вылетов, но только 218 из них пришлось на поражение наземных целей. Самолеты стали возвращаться на базы с неизрасходованным боекомплектом «воздух-поверхность», по официальной версии — из-за малого количества целей. С другой стороны, 15 апреля в американской газете «Вашингтон Пост» появилась информация о дефиците в ВВС стран НАТО, принимающих участие в боевых действиях, высокоточных боеприпасов. В газетах Франции («Фигаро», в частности) немедленно появились опровержения «инсинуаций» на тему дефицита КАБ. Тем не менее, дефицит был. Из-за нехватки боеприпасов французы начали использовать 300-кг учебные бомбы, «боевая часть» которых представляла собой обычный бетон. Определенный резон в этом был. Авиация НАТО действовала в условиях очень жестких ограничений на применение оружия во избежание жертв среди мирного населения. В большинстве случаев ударам подвергались точечные цели, часто незащищенные, например автомобили. А что будет если на автомобиль упадет бетонная балка массой 300 кг? Первый известный случай использования французской авиацией бетонных бомб относится к 26 апреля. Использование бетонных бомб по реальным целям — не французское изобретение. Еще в 1999 г. американская авиация наносила удары бетонными бомбами с лазерными головками самонаведения по объектом на территории Северного Ирака.
Официально дефицит авиационных боеприпасов у стран НАТО подтвердил представитель министерства обороны США на пресс-конференции 25 мая, когда сообщил о поставленных с 1 апреля для ВВС стран НАТО, принимающих участие в боевых действиях против Ливии, боеприпасов и запасных частей для авиационной техники на сумму 24,3 миллиона долларов.
Наибольшее количество боевых вылетов выполняли французские и британские самолеты. Авиация Франции с 31 марта по 7 апреля выполнила 120 боевых вылетов на поражение наземных целей, 24 разведывательных полета, 13 полетов самолетов ДРЛОиУ, 50 полетов на дозаправку в воздухе и 22 полета на боевое патрулирование воздушного пространства. Общий боевой налет составил почти 900 ч. За двое суток 7 и 8 апреля авиация НАТО выполнила 318 боевых вылетов, поразив 23 наземные цели, включая танки Т-72, бронетранспортеры, пусковые ракетные установки, ЗРК и склады боеприпасов. На брифинге для журналистов представитель НАТО несколько удивил присутствующих объяснением сложности обнаружения и уничтожения бронетехники — дескать, танки и другие бронеобъекты двигаются в разных направлениях, что сильно затрудняет действия авиации. Может быть танком и другим бронеобъектам следовало стоять на открытых местах и обозначать себя цветными дымами? Ан нет, расползаются, аки тараканы…
К 10 апреля ситуация накалилась еще больше. Позиции повстанцев под Аджедабией подверглись сильнейшему артиллерийскому обстрелу. Вероятно, от поражения повстанцев в этот день спасла только авиация НАТО, уничтожившая в числе прочего 25 танков (14 в районе Мисурата и 11 под Аджедабией).
13 апреля авиация выполнила 153 боевых вылета, из них на нанесение ударов по наземным целям 58; были уничтожены 13 укрытий, танк, бронетранспортер и три боевые машины РСЗО.
До 16 апреля авиация НАТО выполнила 2734 вылетов, в 1146 из них наносились удары по наземным целям.