Военные технологии Вторник, 19.03.2024, 08:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Самолеты [944]
Беспилотники [297]
Вертолеты [233]
Ракетное вооружение [283]
ПВО/ПРО/ЗРК/ПЗРК [260]
ВМФ [397]
Танки/РСЗО/САУ/Авто [310]
Стрелковое оружие [266]
Военные технологии [144]
Разведка, спецслужбы [82]
Армия [74]
Политика и прочее [524]

Наш опрос
Если начнется война...
Всего ответов: 1322

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Боевое применение AH-64 APACHE а Ираке


Первый случай боевого применения вертолетов Боинг AH-64D "Апач Лонгбоу" имел место уже в первые часы проведения операции "Iraqi Freedom", когда вертолеты подразделения 1-3 3-й пехотной (механизированной) дивизии армии США нанесли удар по наблюдательному пункту армии Ирака вблизи границы с Кувейтом. По цели были выпущены ПТУР AGM-114L с радиолокационным наведением и AGM-114K с лазерным наведением. 24 марта 2003 г. перед рассветом, в районе Насирии ракетой AGM-114L был уничтожен иракский Т-54 - первый танк, пораженный ракетой данного типа в боевых условиях. Этот день ознаменовался массированным рейдом боевых вертолетов армии США вглубь Ирака: 34 "Апача Лонгбоу" из 11-го авиационного полка и вертолеты роты "С" батальона 1-227 1-й кавалерийской дивизии нанесли удар по позициям дивизии "Медина" Республиканской гвардии Ирака между городами Хилла и Кербела. Планом боевого вылета не предусматривалась координация действий вертолетов с артиллерией или авиацией. По выражению западного обозревателя, налет представлял собой "только Апач-шоу".

Представители армии США отмечали у иракцев эффективную координацию действий традиционных средств обнаружения и поражения воздушных целей. Иракские наблюдатели визуально обнаружили приближение боевых вертолетов и смогли сообщить информацию на командный пункт по телефону. Сигналом на открытие огня ствольными системами ПВО стало прекращение подачи электроэнергии гражданским объектам. Командир V американского корпуса генерал-лейтенант Уильям Уэллэс (William Wallace) вспоминал: "Весь город, все прилегающие к нему окрестности погрузились во тьму. К нашим боевым вертолетам потянулись трассы. Огонь с земли был очень интенсивным".

Иракская бронетехника была рассредоточена и хорошо замаскирована. По этой причине боевые вертолеты смогли поразить ракетами только четыре или пять танков, а также несколько других единиц бронетехники. Часть вертолетов AH-64D вернулась на базу с неизрасходованным боекомплектом. По словам генерал-лейтенанта Уэллэса, поставленную задачу выполнить не удалось. В этом рейде получили повреждения 31 AH-64D. В каждом из них имелось не менее шести пробоин от снарядов калибра 23 мм и осколков (в ряде западных источников приводятся данные о 15-20 попаданиях в среднем). На одном "Апаче" гранатой, выпущенной из РПГ-7, был разбит двигатель, экипаж сумел дотянуть на одном моторе до северных районов Кувейта. 11 из 31 поврежденного вертолета удалось вернуть в строй в течение четырех дней, ремонт остальных машин потребовал более длительного времени.

"Апач Лонгбоу" с серийным номером 99-5135 24 марта был сбит. Вообще история с этой машиной - чистой воды детектив. Телевизионная картинка размахивающего древней винтовкой федаина на фоне невредимого боевого вертолета обошла весь мир. Иракцы утверждали, что якобы сей достойный мусульманин, Али Обейд Менгаш, сбил "Апач" из дедовского самопала. Генерал Томми Франке утверждает, "происшествие не является следствием действий фермера". Видимых повреждений вертолет не имеет. Как бы то ни было, но новейший вертолет попал в руки противника, экипаж "Апача" был пленен.

На следующий день американцы организовали настоящую воздушно-наземную операцию по уничтожению AH-64D с серийным номером 99-5135. Отработать по цели авиации помешала облачность и пыльные бури (по другой информации, удар по "Апачу" бомбами с лазерным наведением все-таки был нанесен самолетами F-14D, но успеха не имел), а обстрел места приземления дальнобойной артиллерией и реактивными системами залпового огня запоздал: иракцы отбуксировали трофей грузовиком. Через двое суток замаскированный вертолет был обнаружен группой американского спецназа недалеко от багдадского международного аэропорта "Саддам". Американский спецназ смог вызвать авиацию и выдать целеуказание управляемым средствам поражения. Утверждается, что по крайней мере одна корректируемая бомба попала в цель. Тем не менее, окончательная точка в странной истории с первым потерянным в Ираке вертолетом "Апач Лонгбоу" пока не поставлена.

"Апач Лонгбоу" из 1-го батальона 3-го авиационного полка 3-й пехотной дивизии пропал над Ираком 25 марта. "Пропажу" американцы списали на песчаную бурю. Из-за плохих погодных условий даже не проводилась поисково-спасательная операция.

Следствием неудачного боевого вылета 24 марта стало изменение тактики боевого применения вертолетов AH-64D в Ираке. Вместо глубоких рейдов перед экипажами стали ставить задачи "вооруженной разведки" и непосредственной поддержки наземных войск Вертолеты действовали в основном в светлое время суток. Официально считаегся, что изменение тактики боевого применения вертолетов AH-64D объясняется высокой "дисперсией" иракской бронетехники, а не провальной неудачей в первом глубоком рейде. Кроме того, американцы столкнулись с проблемой организации снабжения горючим и боеприпасами боевых вертолетов, развернутых на передовых полевых площадках. Сложности снабжения особенно остро проявлялись в ходе организации боевых вылетов большого количества вертолетов одновременно. Обеспечить всем необходимым мелкие группы вертолетов AH-64D оказалось намного проще, мелкие группы могли действовать круглосуточно. Затруднения в снабжении отчасти вызваны нехваткой транспортных вертолетов Боинг СН-47 "Чинук".

Два дня, 27 и 28 марта шли бои за город Эс-Самава, в котором находился стратегически важный мост через Евфрат. Город обороняли милицейские формирования федаинов. "Апачи" работали здесь в тесном взаимодействии с американскими и британскими механизированными частями и артиллерией. 28 марта на другом участке фронта, севернее Карбалы, боевые повреждения получили два AH-64D из 101-й воздушно-десантной дивизии. Обе машины совершили вынужденные посадки в расположении своих войск. Вертолеты, как и 24 марта, наносили удар по позициям дивизии "Медина". Помимо вертолетов, в тот день по республиканской гвардии Ирака работали самолеты ВВС и палубной авиации ВМС США, а также британские "Харриеры".

Причины вынужденной посадки "Апачей" не совсем ясны, в одних источниках говорится о боевых повреждениях, другие сообщают совершенно иные сведения. Наиболее достоверную информацию обычно дает британский журнал "Air Force monthly". Согласно этому изданию, обе машины принадлежали 2-му батальону 101-й дивизии. Первый "Апач Лонгбоу" (эта машина не имела РЛС "Лонгбоу") из-за ошибки летчика рухнул на землю с небольшой высоты при взлете с передового пункта базирования. Падая, вертолет зацепил несущим винтом стоявший на земле "Блэк Хок". Второй AH-64D неудачно приземлился после боевого вылета, посадка производилась в темноте в условиях песчаной бури. Оба "Апача Лонгбоу" списали. Еще два AH-64D 101-й воздушно-десантной дивизии получили боевые повреждения 30 марта. Восьмерка "Апачей" атаковала позиции иракской артиллерии в районе города Хилла. Вертолеты попали под сильный обстрел с земли, огонь велся из всех видов оружия, от автоматов Калашникова до зенитных орудий калибра 57 мм включительно. Обе поврежденные машины вернулись на базу, где их в короткий срок отремонтировали. Летчик одного из вертолетов получил ранение.

Очередной инцидент при посадке с вертолетом AH-64D произошел 31 марта южнее Багдада, опять в условиях плохой видимости. Из-за ошибки летчика "Апач" завалился набок и обломал все лопасти несущего винта; вертолет принадлежал 1-му батальону 3-го авиационного полка 3-й пехотной дивизии. Несколько "Апачей" из этого же батальона 31 марта получили повреждения от огня стрелкового оружия при атаке иракских войск в районе Наджафа.

2 апреля вертолеты AH-64D из 101-й дивизии нанесли удар по батальону мотопехоты из дивизии "Медина" с приданной ему танковой ротой и артиллерией. По данным генерал-майора Пет-реуса, танковая рота перестала существовать, также были уничтожены две гаубицы Д-30, несколько ствольных зенитных установок и значительное количество пехоты. Другие подразделения дивизии "Медина" неоднократно подвергались комбинированным ударам штурмовиков А-10А и боевых вертолетов "Апач Лонгбоу".

Глубокие рейды боевых вертолетов проводились и после неудачи 24 марта. Действия вертолетов часто координировались с действиями штурмовиков А-10А, а также с самолетами JSTARS, AWACS и ЕА-6. Тактика взаимодействия боевых вертолетов с самолетами различного назначения отрабатывалась на учениях в США и Кувейте. Непосредственно перед началом операции по "освобождению" Ирака вертолеты AH-64D отрабатывали совместные действия с самолетами "Торнадо" ВВС Великобритании. Экипажи вертолетов подсвечивали цели лазером для экипажей самолетов и наоборот. Вывод о необходимости подобных учений был сделан после неудачного использования боевой группы "Хок", имевшей в своем составе вертолеты АН-64А, в Косово в 1999 г. В боевых действиях на территории Ирака принимало участие девять батальонов боевых вертолетов, в том числе три батальона AH-64D и один батальон АН-64А из 101-й воздушно-штурмовой дивизии, один батальон AH-64D из 3-й пехотной дивизии. Как утверждается, "Апачи" четырех батальонов 101-й дивизии уничтожили 866 целей, вертолеты батальона 3-й дивизии - примерно 200 целей.

Один вертолет AH-64D был сбит в районе Тикрита 12 июня, уже после официального завершения операции "Iraqi Freedom". Члены экипажа были спасены, но в ходе проведения поисково-спасательной операции боевые повреждения получили еще два вертолета "Апач".

В целом действия боевых вертолетов "Апач Логбоу" в Ираке можно расценивать как успешные. Особенно следует отметить отлаженную координацию разнородных средств поражения: боевых вертолетов, самолетов, артиллерии, реактивных систем залпового огня, танков и средств разведки. Вертолеты показали, что умеют воевать в составе "единой цифровой команды". Последняя война в Ираке показала, что "диджитализация" поля боя отнюдь не является мифом.

Вместе с тем, в который раз проявились недостатки вертолета. Некогда "круглосуточным" вертолетом объявлялся АН-64А. В войне с Ираком 1991 г. "просто Апачи" не смогли уверенно действовать ночью, используя только системы TADS/PNVS, а в 1999 г. в Косово эти вертолеты (после двух летных происшествий в тренировочных полетах) американцы просто не решились использовать в боевых условиях. Причем "косовский урок" вызвал появление нелицеприятного для вертолета "Апач" доклада специальной комиссии. Среди прочего, критике подверглись и ночные системы вертолета. В настоящее время "истинно круглосуточным" считается вертолет AH-64D "Апач Лонгбоу". Как видно из вышеизложенных фактов, реклама несколько преувеличила достоинства вертолета.

AH-64D в настоящее время является наиболее приспособленным к ведению боевых действий ночью из всех состоящих на вооружении боевых вертолетов, но даже его в реальных боевых действиях старались применять в светлое время суток. Вопрос "диджитализации" поля боя во многом уже решен, причем решен положительно, а вот вопрос "круглосуточности" использования боевых вертолетов остается открытым. Врожденный порок "Апача" - уязвимость от огня стрелкового оружия. Вертолет создавался для борьбы с танковыми армадами армий стран Варшавского договора. Предполагаемая тактика боевого применения "Апача" против танка делала ненужной наличие серьезной бронезащиты, не очень большое внимание уделялось и маневренности вертолета. Холодная война закончилась, сегодня "Апачи" используются совершенно иначе, чем предполагалось на стадии разработки.

Потери вертолетов в Афганистане и Ираке вызвали очередную волну критики, мишенями которой стали как раз слабая защищенность и недостаточная маневренность, то есть те качества, которые являются определяющими для выживаемости вертолета, вынужденного действовать в условиях активного противодействия средств ПВО противника. В ближайшей перспективе США не получат вертолета, сравнимого по степени защищенности хотя бы с Ми-24, но, вероятно, будут предприняты попытки улучшить защищенность "Апачей". Нельзя исключить, в свете последних событий, изменения подхода к разведывательно-ударному вертолету RAH-66 "Команч". Вопрос в том, каким образом улучшить защищенность? Установка дополнительной брони на AH-64D возможна только в случае одновременной установки более мощных двигателей. С имеющейся силовой установкой вертолет уже не удовлетворяет требованиям армии США в отношении скороподъемности.


Вход на сайт
Логин:
Пароль:

Поиск

Архив записей

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz