Военные технологии Вторник, 19.03.2024, 17:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Самолеты [944]
Беспилотники [297]
Вертолеты [233]
Ракетное вооружение [283]
ПВО/ПРО/ЗРК/ПЗРК [260]
ВМФ [397]
Танки/РСЗО/САУ/Авто [310]
Стрелковое оружие [266]
Военные технологии [144]
Разведка, спецслужбы [82]
Армия [74]
Политика и прочее [524]

Наш опрос
Если начнется война...
Всего ответов: 1322

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0


В июне 1999 года прекратилась воздушная война в небе Югославии. Для достижения военно-политических целей НАТО (а фактически - США, полностью взявших контроль за ходом операции в свои руки), как во Вьетнаме и Ираке, были использованы, в первую очередь, воздушные силы. Действуя с авиационных баз и кораблей, находящихся вне сферы досягаемости средств поражения противника, самолеты 13 стран, входящих в блок НАТО, приступили к планомерному уничтожению авиации, средств ПВО и военной инфраструктуры Югославии. В дальнейшем ударам подверглась энергосистема страны, центры радио- и телевещания, общегосударственные коммуникации, промышленные предприятия, не связанные с военным производством, но составляющие конкуренцию крупным западноевропейским фирмам, а также другие, далеко не "военные" объекты. В известном смысле, планами НАТО намечалось своеобразное повторение "Бури в пустыне" 1991 года. В течение 14 дней активного "воздушного наступления" с самым широким привлечением наиболее современных средств вооруженной борьбы, предполагалось полностью сломить военную мощь Югославии, уничтожив не менее 80% ее боевой авиации, 60-70% средств ПВО, 30-40% танков и другой бронетехники, 80% пунктов управления и связи и 15% личного состава вооруженных сил. Однако "блицкриг" не удался.

Союзная Республика Югославия - страна с населением 10 млн. 614тыс. человек (по данным на 1996 г.) - перед началом агрессии НАТО располагала вооруженными силами общей численностью приблизительно 114 200 человек, рассчитанными на ведение войны с ближайшими соседями - Болгарией, Венгрией, Албанией, Грецией или Турцией. Разумеется, на глобальное военное противостояние со всем т.н. "мировым сообществом" югославы никогда не рассчитывали.

Большую часть численности вооруженных сил Югославии к моменту начала боевых действий составляли военнослужащие срочной службы (ее продолжительность, в зависимости от рода войск - 12-15 месяцев). В резерве числилось около 400000 человек. Югославские ВВС к началу боевых действий включали: не более 13 истребителей МиГ-29; не более двух учебно-боевых самолетов МиГ-29УБ; не более 35 истребителей МиГ-21бис; 12 истребителей-бомбардировщиков МиГ-21МФ, 21 "Орао" и 21 G-4 "Супер Галеб" (имеющих весьма ограниченные боевые возможности при действии против сильного противника); 16 самолетов-разведчиков МиГ-21Р и 17 "Орао" 1R.

Западные источники, как это было и перед операцией "Буря в пустыне" 1991 года, приводили резко завышенные данные о боевом потенциале авиации противника. Общая численность самолетного парка ВВС Югославии оценивалась ими в 450 военных самолетов и вертолетов, в том числе - 15 МиГ-29 и 83 МиГ-21 (вероятно, при этом были просуммированы все самолеты, находящиеся на аэродромах, в том числе и списанные МиГ-21 ПФ и МиГ-21 М, выделенные на утилизацию).

В составе зенитно-ракетных частей ВВС насчитывалось 14 дивизионов ЗРК С-125М "Печора" (60 ПУ) и шесть дивизионов ЗРК С-75 "Двина" (40ПУ) с общим боекомплектом не более 1000 ракет (проскользнувшие в западной печати сообщения о наличии на вооружении ВВС Югославии более современных ЗРК С-200В и С-З00П не соответствуют действительности). В сухопутных войсках Югославии в составе четырех зенитно-ракетных полков имелись мобильные ЗРК средней дальности 2К12 "Квадрат" (около 70 ПУ), а также маловысотные мобильные комплексы малой дальности 9К31 "Стрела-1" (113 пусковых установок) и 9К35М "Стрела-10" (17 ПУ). По сообщениям западных средств массовой информации, в октябре 1998 года Россия, в нарушение эмбарго, поставила Югославии новые головки самонаведения, БЧ и взрыватели для ракет 9МЗ ЗРК "Квадрат", что значительно расширило боевые возможности этого комплекса.

Два зенитно-ракетных полка находились в Косово в составе 3-й армии. В начале октября 1998 года батареи ЗРК "Квадрат" были размещены в районе городов Приштина, Дьяковица и Глоговач. Именно на них в дальнейшем легла основная тяжесть борьбы с ударной авиацией НАТО.

Кроме того, войска в относительно больших количествах (850 единиц) располагали переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) 9К32 "Стрела-2", 9К32М "Стре-ла-2М", 9К34 "Стрела-3" и 9К310 "Игла-1".

Зенитная артиллерия сухопутных войск сведена в 11 зенитно-артиллерийских полков, оснащенных устаревшими системами калибром от 20 до 57 мм. Этим весьма ограниченным силам агрессор к началу боевых действий противопоставил 680 боевых самолетов ВВС (в том числе 488 - ВВС США), размещенных на территории Италии (авиабазы Авиано, Истрана, Джоя дель Коя), Германии, Великобритании и США, 421 самолет обеспечения, 49 самолетов-разведчиков и 109 вертолетов (всего 1259 ЛА). Парк боевых самолетов был представлен стратегическими бомбардировщиками В-1В, В-2А и В-52Н (США), а также тактическими самолетами А-10А (США), F-15C, F-15Е(США), F-16A, F-16AM (Бельгия, Голландия), F-16C (США), F/A-18C (Испания, Канада), F-104S (Италия), "Торнадо" (Великобритания, Германия, Италия), "Ягуар" (Великобритания, Франция), "Харриер" (Великобритания), "Мираж" 2000 (Франция).

В Адриатике был развернут французский авианосец "Фош" (самолетный парк - истребители F-8 "Круссейдер", штурмовики "Супер Этандар" и разведчики "Этандар"), английская многоцелевая атомная подводная лодка "Сплендид", а также два эсминца и шесть фрегатов различных стран НАТО. В Средиземном море находились корабли 6-го американского флота, возглавляемые атомным многоцелевым авианосцем "Теодор Рузвельт" (на его борту имелось 22 истребителя F-14A и 24 F/A-18C, четыре самолета РЭБ ЕА-ЗВ, четыре самолета ДРЛО Е-2С, восемь противолодочных самолетов S-3B и семь вертолетов). Кроме того, в состав американского соединения входили многоцелевые АПЛ "Альбукирк", "Майами" и "Хэмптон", три ракетных крейсера, пять эскадренных миноносцев, штабной корабль "Ла Саль", универсальный десантный корабль "Нассау", два десантных корабля, четыре тральщика и 11 вспомогательных судов. На АЛЛ США и Великобритании, а также на крейсерах и эсминцах 6-го американского флота, имелось около 600 крылатых ракет "Томагавк".

В дальнейшем силы НАТО на ТВД постоянно наращивались.

Таким образом, НАТО создало на ТВД весьма гармоничную авиационную группировку, по своему составу приблизительно соответствующую группировке времен "холодной войны", нацеленной на силы "Варшавского договора". В дальнейшем к участию в боевых действиях были привлечены и новые члены блока (в частности, Польша направила на авиабазу Бари три легких военно-транспортных самолета Ан-28). В течение первых пяти первых недель войны авиация союзников выполнила, в общей сложности, 11410 боевых вылетов: 4000 из них пришлось на долю ударных самолетов, а 3500 - на истребители воздушного прикрытия и завоевания господства в воздухе. За это время, по заявлению высокопоставленных представителей МО Великобритании, было разрушено более 200 различных объектов, в том числе девять из 17 имеющихся на территории Сербии аэродромов, 31 стационарный центр связи, большинство стратегических нефтехранилищ, а также уничтожено "более 70 из 450 имевшихся у Югославии боевых самолетов, в том числе 23 из 83 истребителей МиГ-21 и четыре МиГ-29". Однако в дальнейшем реляции стали менее победными, а число уничтоженных югославских самолетов было откорректировано в меньшую сторону.

В середине мая ежедневное число боевых вылетов превысило 700, из них более 300 - по наземным целям (т.е. интенсивность использования боевой авиации приблизилась к интенсивности "Бури в пустыне", продолжавшейся значительно более короткое время и в значительно более благоприятных погодных условиях). Авиационным и ракетным ударам подверглось 995 различных объектов практически на всей территории страны. Ударами НАТО были разрушены сотни промышленных предприятий (особенно тяжелые потери понесла нефтяная отрасль), дезорганизовано электроснабжение страны, уничтожены десятки железнодорожных и автомобильных мостов(что привело к фактическому параличу движения по одной из важнейших транспортных артерий Европы - реке Дунай). По официальным югославским данным, полностью разрушено 24 и повреждено 36 мостов, выведено из строя 22 электрораспределительных станций и пять магистральных линий электропередач. Погибло более 1500 и получи ранения около 6000 мирных жителей.

Авиация НАТО выполнила более 30000 боевых вылетов, на территорию Югославии были сброшено более 220000 т боеприпасов (в те числе 2900 авиабомб и авиационных ракет, также около 1000 крылатых ракет). Общие расходы на ведение боевых действий странан НАТО превысили 50 млрд. долл. По официальным данным МО Югославии, противник потерял в ходе боевых действий 61 самолет, 7 вертолетов, 238 крылатых ракет различных типов (в том числе 164 КР "Томагавк") и 30 БПЛ

Результаты боевых действий в ряде средств массовой информации Запада (в том числе и довольно влиятельных) быт оценены весьма критически.

Стратегические бомбардировщики "большая дубинка Америки" - применяла во всех сколько-нибудь значимых вооруженных конфликтах с участием США - в Коре Вьетнаме, Ираке... Не стала исключение и Югославия, где впервые после 1945 года были задействованы все типы имеющихся на вооружении ВВС США стратегических самолетов. Боевые действия на Балканах положили начало использованию малозаметных стратегических бомбардировщиков Нортрс Грумман В-2А "Спирит". В отличие от двух других машин данного класса ВВС США - Рокуэлл В-1В "Лансер" и Боинг В-52Н "Стратофортресс", базировавшихся в Великобритнии, самолеты В-2А совершали полеты с американской авиабазы Уайтмен (шт. Миссури)

К участию в боевых действиях было привлечено шесть из девяти боеготовых самолетов В-2А варианта Block 30 (т.е. в окончательной конфигурации, способных применять все типы "штатного" вооружения и нести полный комплект "наступательного" и "оборонительного" БРЭО). Остальные три самолета В-2А Вlock 30 находились в ремонте или были задействованы в программах летных испытаний. Уже в течение первых суток удары по Сербии нанесли два самолета В-2А. Об интенсивности использования бомбардировщиков этого типа можно судить по словам бригадного генера Л.Барниджа - командира 509-го бомбардировочного авиакрыла. По его утверждению, к 1 мая самолеты "Спирит" выполнили более 40 боевых вылетов, сбросив более 500-900-киллограммовых корректируемых авиабомб. Таким образом, боевая загрузка одного самолета составляла в среднем 12-13 КАБ, тогда как штатная загрузка бомбардировщика В-2А - 16 высокоточных боеприпасов (по восемь на двух многопозиционных барабанных держателях). Хотя бомбардировщики "Спирит" выполнили лишь 50 боевых вылетов (0,17% от всего числа боевых вылетов авиации НАТО), они сбросили почти 11% всех использованных в этой войне авиационных боеприпасов. Основным оружием самолетов В-2А в ходе балканского конфликта были новейшие (официально еще не принятые на вооружение) корректируемые авиабомбы с инерциально-спутниковым автономным наведением GBU-31 типа JDAM (калибр 900 кг). Бомбометание выполнялось с высот порядка 12 км. Самолеты подходили к цели зигзагом, несколько раз кратковременно включая БРЛС, осуществлявшую картографирование местности по курсу в секторе 30 град. Это позволяло более точно привязаться к местности, уточнить истинную высоту полета и местоположение цели (если она была достаточно ра-диолокационно контрастна), после чего при помощи системы управления вооружением GATS непосредственно перед бомбометанием внести коррекцию в системы самонаведения КАБ. В результате точность бомбовых ударов боеприпасами JDAM, по утверждению представителей ВВС США, удалось повысить с 13-14 до 6 м. Продолжительность боевого полета В-2А составляла, в среднем, 33 часа, при этом выполнялось три-четыре дозаправки в воздухе. В ходе подготовки к операции "Союзническая сила" один из самолетов "Спирит" совершил экспериментальный беспосадочный перелет по маршруту Уайтмен - Гуам - Уайтмен протяженностью 26600 км и продолжительностью 37 часов (средняя скорость - 720 км/ч). А на тренажере был выполнен беспосадочный "полет" продолжительностью 44,5 ч. Был сделан вывод, что в случае необходимости бомбардировщик сможет находиться в воздухе 50 часов. Переносить столь длительные полеты экипажу В-2А, состоящему всего из двух человек, помогает высокий уровень автоматизации, хорошо продуманная эргономика кабины, а также специальное оборудование, включающее такие "маленькие радости", как химический туалет, спинки катапультных кресел с вибромассажером и меню бортпайка, составленное с учетом вкусов конкретного летчика.

Специалисты конгресса США, подготовившие доклад об использовании самолета В-2А в боевых действиях на Балканах, на основе опроса летчиков отметили, что приборное оборудование кабины этого самолета все же не лишено ряда недостатков, повышающих утомляемость экипажа и затрудняющих его ориентирование в обстановке. По утверждению генерала Л.Барниджа, самолеты В-2А не получили ни одного боевого повреждения. По сообщениям югославских информационных средств и свидетельству многих очевидцев, 20 мая в три часа ночи в 25 км к югу от Белграда "был сбит большой самолет - предположительно бомбардировщик" (а в этом районе могли находиться лишь одни самолеты класса бомбардировщик - В-2А). Разумеется, факт потери столь дорогостоящего самолета, как "Спирит", весьма трудно скрыть даже американцам - бесспорным мировым лидерам в информационной (или "дезинформационной") войне. Поэтому сообщения об уничтожении одного из В-2А (что равноценно национальной катастрофе, например, потере авианосца или линкора) вряд ли соответствуют действительности. В то же время речь может идти о повреждении такого самолета в результате успешного ракетного пуска или атаки истребителей.

Темно-серый, "мантообразный" "Спирит", как фантастическое чудовище скользящий в ночном небе Балкан, смотрелся весьма эффектно (во всяком случае, на фотографиях, опубликованных зарубежными иллюстрированными журналами). Однако следует обратить внимание на тот факт, что В-2А - наиболее дорогостоящие в мире боевые летательные аппараты (стоимость одной машины 997 млн. долл., т.е. треть стоимости атомного авианосца) - имели в небе Сербии солидное авиационное прикрытие, включавшее наряд самолетов РЭБ ЕА-6В и истребители F-15C при информационной поддержке самолетов ДРЛО "Сентри". Такая тактика противоречит принципам использования малозаметных самолетов (действовать в одиночку, без привлечения самолетов других типов, не обладающих свойствами малозаметности и способных демаскировать "стеле"). Кроме того, резко возрастала цена одного боевого вылета бомбардировщика. Требовалась и весьма "тонкая" работа по согласованию совместных действий множества разнотипных самолетов. Это не могло не сказаться на оперативности боевого применения бомбардировщиков, а также обеспечении требуемого режима секретности. Однако американцы (особенно после потери первого F-117), вероятно, в большей мере полагались на мощь авиационного прикрытия, а не на боевую живучесть самого "Спирита". Самолеты В-2А, участвовавшие в боевых действиях, были оснащены пассивной оборонительной системой радиоэлектронной разведки и управления, средствами РЭБ DMS (Defensive Management System) Локхид Мартин Федерал Системе AN/APR-50. Эта, в значительной мере, "компромиссная" система была установлена на бомбардировщики В-2А вместо "штатного" комплекса РЭБ Нортроп ZSR-62, в полной мере соответствующего принципам технологии "стеле" (его разработка была прекращена по финансовым и техническим причинам еще в 1980-е годы). Система DMS обеспечивает экипаж информацией о ранее известных средствах ПВО, наложенной на цифровую карту местности. Аналогичным образом экипажу "Спирита" представляется информация и о вновь обнаруженных в ходе боевого вылета источниках радиолокационного излучения. Кроме того, В-2А оснащен системой оповещения о лазерном облучении, что позволяет уклоняться от огня малокалиберной зенитной артиллерии и при маловысотном полете (впрочем, последний режим, предназначенный для преодоления мощной российской ПВО, в Сербии не использовался). Однако характеристики системы AN/APR-50 далеко не в полной мере удовлетворяют ВВС США. В докладе, подготовленном экспертами конгресса США по итогам боевого применения самолета В-2А в Югославии, отмечалось, что в ряде случаев система РЭБ "либо неправильно определяла угрозу, либо не обеспечивала точное определение ее местонахождения".

В американской печати приводились кадры, снятые с борта разведывательного самолета, на которых было изображено восемь капониров на одном из аэродромов в Косово, каждый их которых после удара самолета В-2А, сбросившего восемь КАБ, имел по "черному пятну" (т.е. пробоине). На другом кадре было показано бетонное укрытие на аэродроме в Приштине, разрушенное со стороны передних и задних ворот двумя попаданиями (тоже работа В-2А). Однако тот факт, что большинство боевых самолетов ВВС Югославии благополучно покинуло Косово (в том числе и аэродром Приштина) после достижения перемирия свидетельствует о том, что боевые успехи "Спиритов", мягко говоря, преувеличены. Вероятно в Югославии, несмотря на экономическую блокаду, оказалось достаточно краски, чтобы нанести на поверхность капониров изображение "дыр от прямых попаданий высокоточных авиабомб". К одному из весьма сомнительных "успехов" самолетов В-2А (в значительной степени обусловленному "четкой" работой разведки) следует отнести бомбовый удар по зданию китайского посольства в Белграде, нанесенный тремя KA5JDAM.

Если "Спириты" проявили себя на Балканах как настоящие межконтинентальные бомбардировщики, то две других машины - В-1 В и В-52Н - базировались в Англии и действовали на "внутриконтинентальных" дальностях. Это лишний раз заставляет вспомнить о полезности незаслуженно забытых бомбардировщиков средней дальности, которые могли оказаться в конфликте типа Балканского более эффективны, чем дорогостоящие и "переразмеренные" стратегические машины. В отличие от "Спирита", В-1В и (частично) В-52Н применялись лишь как "бомбовозы" периода второй мировой войны. Они использовали обычные свободнопадающие бомбы по площадным целям (например, аэродромам, крупным складам, военным городкам и т.п.), когда, по словам представителей ВВС США, "угроза побочных повреждений была незначительна". При этом бомбардировщики, оснащенные блоком спутниковой навигации GPS, по утверждению американцев, продемонстрировали способность "укладывать" залп из 50 свободнопадающих (по американской терминологии - "чугунных") авиабомб в "дорожку" длиной чуть больше 300 м. Основной задачей самолетов В-1В в ходе конфликта было уничтожение бронетанковой техники сербской армии, размещенной в Косово, посредством разовых бомбовых кассет (РБК) CBU-97, снаряженных 30 самоприцеливающимися суббоеприпасами BLU-108/B. После отделения от кассеты такой суббоеприпас медленно спускается на парашюте, вращаясь вокруг вертикальной оси и просматривая при помощи неподвижных инфракрасного или радиолокационного микроволнового датчиков земную поверхность. Как только в поле зрения датчика попадает танк противника, происходит подрыв кумулятивной боевой части, формирующей т.н. ударное ядро - каплевидный сгусток расплавленного металла из облицовки кумулятивной воронки, с гиперзвуковой скоростью устремляющийся к цели и поражающий бронеобъект в одну из наименее защищенных его частей - крышу. Каждый самолет В-1 В за один боевой вылет может сбросить на противника до 40 РБК CBU-97 (т.е. в общей сложности 1200 суббоеприпасов BLU-108/B). Согласно предварительным оценкам американского командования, боевое применение самолетов "Лансер" с самоприцеливающимися суббоеприпасами, а также других противотанковых средств ВВС США (в частности - штурмовиков и истребителей с ракетами "Мейврик", снабженными тепловизионной системой самонаведения) было весьма эффективным. В официальных реляциях НАТО сообщалось, что ударами с воздуха удалось уничтожить более 300 танков югославской армии. В дальнейшем эти данные были откорректированы до 122 танков (30% от всего числа, имевшегося в Косово). Однако после завершения операции "Союзническая сила", когда были подведены реальные итоги боевых действий, результативность противотанковых воздушных ударов оказалась далеко не столь впечатляюща: сербы потеряли в Косово всего 13 танков, причем более половины из них были уничтожены не высокоточным оружием, а албанскими боевиками из засад при помощи РПГ-7 или подорвались на минах.

Это можно объяснить как неудовлетворительной работой космической и воздушной разведки союзников (очевидно, реалии войны оказалась не похожими на популярную компьютерную игру "ATF" с "арсеналом" из всевидящих спутников и все поражающих ракет), так и изобретательностью сербов, их умением маскировать и рассредотачивать свои силы, создавать поля ложных целей. В частности, для того, чтобы скрыть от наблюдения в ИК-диапазоне танки и другую боевую технику, широко применялись такие "высокотехнологичные" средства, как подушки или одеяла, укладываемые на крыши моторных отделений и регулярно смачиваемые водой. По сообщениям западной печати, на заключительном этапе боевых действий, непосредственно перед достижением перемирия, самолеты В-52Н нанесли удар разовыми бомбовыми кассетами по позициям сербских войск в Косово, вблизи границы с Албанией. При этом было уничтожено "около батальона военнослужащих югославской армии". Однако Белград не подтвердил эти сообщения (вероятно, эффективность бомбового удара, как и в случае с "сотнями уничтоженных танков", оценивалась американцами по "вьетнамскому" методу, исходя из расчетных полигонных показателей). 

Вход на сайт
Логин:
Пароль:

Поиск

Архив записей

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz