Военные технологии Вторник, 19.03.2024, 07:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Самолеты [944]
Беспилотники [297]
Вертолеты [233]
Ракетное вооружение [283]
ПВО/ПРО/ЗРК/ПЗРК [260]
ВМФ [397]
Танки/РСЗО/САУ/Авто [310]
Стрелковое оружие [266]
Военные технологии [144]
Разведка, спецслужбы [82]
Армия [74]
Политика и прочее [524]

Наш опрос
Если начнется война...
Всего ответов: 1322

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тактико-техническое описание F-16 Fighting Falcon

Прототип самолетов семейства F-16 "Фалкон", опытно-демонстрационный YF-16, впервые поднялся в воздух 2 февраля 1974 г., а в марте 2000 г. был построен 4000-й истребитель этого типа. Программа производства "Фалкона", самого массового в мире истребителя четвертого поколения, как своеобразное "переходящее красное знамя", долгие годы являлась основной кормушкой фирм Дженерал Дайнэмикс, Локхид и Локхид Мартин.
Несмотря на свой солидный возраст, F-16 продолжает динамично совершенствоваться, оставаясь в "обойме" лучших истребителей мира. Созданный как относительно простой дневной истребитель завоевания господства в воздухе (несколько запоздалый американский ответ на МиГ-21), он со временем трансформировался во всепогодный многоцелевой авиационный комплекс, способный решать ударные задачи. Хотя самолет F-16C/D и не может сравниться с перспективным многофункциональным истребителем пятого поколения Локхид Мартин F-35 по такому важному критерию, как радиолокационная заметность, он вполне сопоставим с лучшими американскими и зарубежными аналогами по основным летным характеристикам и техническому уровню бортовых систем, оставаясь при этом наиболее дешевым из серийных истребителей четвертого поколения.
Очевидно, что даже после поступления в 2010-е годы на мировой авиационный рынок истребителей F-35, самолет F-16 будет пользоваться спросом. По словам вице-президента фирмы Локхид Мартин Р.Трике (Robert Trice), F-16 сохранит твердые позиции на мировом авиационном рынке, так как "конструкция его планера не стареет".
Последней модификацией самолета, ориентированной преимущественно на экспорт, является многофункциональный истребитель F-16C/D Block 60 (ранее носивший название "Вайпер"2100, а позже - "Десерт Фалкон"). Он предназначен, в первую очередь, для нанесения ударов высокоточным оружием по наземным целям вне зависимости от времени суток и погоды, в условиях жесткого противодействия со стороны ПВО противника. F-16C/D Block 60 -дальнейшее развитие "ночного" многоцелевого истребителя F-16C Block 40, созданного в 1988 г. и оснащенного навигационно-прицельной контейнерной системой LANTIRN, а также широкоугольным индикатором на лобовом стекле (ИЛС) с голографической оптикой.
Самолет разработан под требования ВВС Объединенных Арабских Эмиратов, предусматривающие создание многоцелевого боевого самолета с расширенными ударными возможностями. F-16C/D Block 60 способен решать ударные задачи при увеличенном радиусе действия в любое время суток, в том числе и в сложных погодных условиях. По сравнению с исходной машиной (F-16C/D Block 40) самолет оснащен новыми авионикой, средствами РЭБ, системой автоматизированного управления, информационно-управляющим полем кабины, бортовым информационным комплексом, силовой установкой, а также системами материально-технического обеспечения, подготовки и поддержания профессиональных навыков персонала.
F-16C/D Block 60 (точнее, его проект) одержал победу в достаточно напряженном и "драматическом" конкурсе, состоявшемся в ОАЭ в мае 1998 г., над истребителями Дассо Авиасьон "Рафаль" и Еврофайтер EF2000 "Тайфун". Трудно сказать, что побудило арабов выбрать именно этот самолет, не способный в полной мере удовлетворить требованиям их ВВС к многофункциональному истребителю. Возможно, сказалась относительно низкая (по сравнению с европейскими конкурентами) стоимость, но наиболее вероятной "определяющей победы" стало жесткое лоббирование "сделки века" по линии госдепартамента США.
Переговоры о заключении контракта на продажу самолета F-16C/D Block 60 продолжались до марта 2000 г. В июне того же года было подписано официальное соглашение, предусматривающее поставку ВВС ОАЭ 80 истребителей F-16C/D Block 60 (55 в одноместном и 25 - в двухместном вариантах). Контракт с Соединенными Штатами (общая стоимость которого составляет 6,43 млрд. долл.) предполагает поставку как самих самолетов, так и подготовку летного и наземного персонала ВВС ОАЭ.
Предполагается, что первый полет F-16C Block 60 (в варианте "стандарт 0", соответствующем требованиям к летно-демонстрационному самолету) состоится в конце 2003 г. В конце 2004 г. должны начаться испытания самолета в варианте "стандарт 1", обеспечивающем минимальные возможности решения боевых задач. На конец 2004 г. запланировано начало испытаний F-16C/D "стандарта 2", а в первом квартале 2006 г. на испытания должен выйти самолет в варианте F-16C/D "стандарт 3", полностью соответствующем требованиям заказчика. Поставки серийных истребителей ВВС ОАЭ предполагается начать в 2005 и завершить в середине 2007 г. (вероятно, доводка самолетов F-16C/D "стандарта 2" до уровня "стандарта 3" будет осуществлена уже в ОАЭ).
Модернизированный самолет F-16C/ D Block 60 имеет увеличенную с 21770 (F-16C Block 50) до 23130 кг максимальную взлетную массу. Масса пустого самолета возросла с 8700 до 9300 кг. при сохранении прежней площади крыла, что не могло не отразиться (разумеется, в отрицательную сторону) на маневренных характеристиках машины. Однако удел F-16C/D Block 60 - не ближний маневренный воздушный бой. По утверждению представителей фирмы, новый истребитель имеет в два раза лучший показатель по критерию "дальность/боевая нагрузка", чем самолеты F-16 Block 40 и 50. Это обусловлено, в частности, применением конформных топливных баков, позволивших при выполнении ряда боевых задач отказаться от использования подвесных топливных баков.
На теме конформных (накладных) баков следует остановиться особо. Два таких бака, установленных по бокам верхней части фюзеляжа, являются основным внешним элементов, отличающим "Десерт Фалкон" от машин прежних модификаций.
Накладные топливные баки для истребителя F-16 были созданы фирмой Локхид еще в 1994 г. Первоначально они предназначались для установки на истребителях F-16, предлагавшихся ВВС Израиля. Однако израильтяне предпочли тогда самолет Боинг (Макдонелл Дуглас) F-15I "Игл" (вариант F-15E). Наработки по бакам были востребованы лишь через несколько лет, когда ВВС Объединенных Арабских Эмиратов потребовался новый ударный самолет, способный решать оперативные задачи на ТВД, что, в свою очередь, предполагало боевой радиус действия около 1500 км.
Баки, испытанные в полете в 1999 г., несколько отличаются от варианта, предлагавшегося израильтянам. Они легче, лучше согласуются с аэродинамикой самолета, обладают меньшей радиолокационной заметностью, более технологичны в изготовлении и быстрее монтируются на самолет.
В результате максимальная суммарная масса топлива одноместного самолета F-16C Block 60 составила 9070 кг: 3080 кг в фюзеляжных и крыльевых баках, 1360 кг - в конформных баках, 3700 кг в двух подкрыльевых подвесных топливных баках (ПТБ) и 930 кг в центральном подфюзеляжном ПТБ. Это на 85% больше, чем у самолетов F-16 предыдущих модификаций. В результате F-16C/D Block 60 может доставлять на ту же дальность в два раза большую боевую нагрузку, чем его предшественники.
Конформные топливные баки, изготовленные из алюминиевых сплавов, выполнены легкосъемными. После их демонтажа самолет F-16C/B Block 60 сохраняет все характеристики истребителей типа F-16C/B Block 50 (в частности - способность маневрировать с девятикратной перегрузкой).
Однако основной "изюминкой" модернизированной машины являются не дополнительные топливные баки, а принципиально новая авионика, соответствующая, по оценкам специалистов, уровню авионики самолетов пятого поколения. В состав БРЭО модернизированного истребителя включена БРЛС Нортроп Грумман AN/APG-80 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР или, в соответствии с англоязычной аббревиатурой, AESA), способная работать как по воздушным, так и по наземным целям. Станция обеспечивает также возможность маловысотного полета в режиме автоматического следования рельефу местности.
По сравнению с БРЛС AN/APG-68(V) 7, установленной на самолете F-16C/D Block 50, новая станция имеет более чем вдвое большую дальность обнаружения и захвата воздушных целей, а также обеспечивает "чрезвычайно высокое" разрешение в режиме синтезирования апертуры. Многофункциональная радиолокационная станция AN/APG-80 способна обнаруживать воздушную цель типа "истребитель" на дальности до 130... 150 км (для сравнения, БРЛС AN/APG-68, установленная на F-16C Block 50/52, может обнаруживать аналогичную цель на дальности лишь 60 км).
Для снижения радиолокационной заметности при визировании самолета наземными РЛС антенная решетка должна быть установлена под углом к вертикальной плоскости, с зеркалом, ориентированным вверх. Станции аналогичного типа, отличающиеся лишь размерами АФАР, предполагается установить также на самолетах F/A-18E/F (в ходе их модернизации) и на JSF. Подобная АФАР, не имеющая к настоящему времени мировых аналогов (на самолетах МиГ-31, Су-ЗОМК и "Рафаль" установлены менее совершенные БРЛС с ФАР пассивного типа), применена и в радаре Нортроп Грумман/Рейтеон AN/APG-77 истребителя Локхид Мартин F-22A. Уровень разрешения БРЛС (1x1 м на удалении нескольких десятков км) обеспечивает возможность поиска малоразмерных наземных целей и целеуказания авиационным корректируемым авиабомбам типа JDAM с инерциально-спутниковым наведением. Летные испытания БРЛС AN/APG-80 на самолете летающей лаборатории начались в 1999 г. Использование АФАР потребовало существенного повышения мощности системы кондиционирования и охлаждения. В результате истребитель получил двухканальную систему управления жидкостным охлаждением приемно-передающих модулей БРЛС. Применение АФАР обусловило и отказ от установки ПВД на радиопрозрачном носовом обтекателе антенны.
Оптоэлектронный комплекс ITTS (Internal FLIR Targeting System) размещен в двух модулях (одном встроенном и другом контейнером). Широкоугольный гиростабилизированный тепловизионный датчик, служащий для навигации и поиска наземных целей, расположен в верхнем модуле в носовой части фюзеляжа перед козырьком фонаря кабины (по типу КОЛС МиГ-29 и Су-27). Он имеет две степени увеличения изображения (2х и 9х).
Прицельный датчик AN/AAQ-32 IFITS (диаметр оптической системы 280 мм), сопряженный с тепловизионным блоком, в котором применен тепловизор третьего поколения, размещен в подвесном контейнере под левой "губой" воздухозаборника. Оба датчика работают в средневолновом ИК-диапазоне. Видеоинформация от них может выводиться как на ИЛС, так и на нашлемный прицел-индикатор. По утверждению представителей фирмы Локхид Мартин, новый комплекс ИК-датчиков имеет по сравнению с системой LANTIRN (примененной на самолете F-16C/D Block 40) меньшее аэродинамическое сопротивление и позволяет истребителю маневрировать с перегрузками до 9 единиц, что недоступно самолетам, оснащенным LANTIRN.
Самолет планируется оснастить пол-ностью новым оборонительным комплексом радиоэлектронного противодействия SPS (Self-Protection Suite), включающим встроенную аппаратуру постановки активных помех, а также пассивную систему радиолокационной разведки, позволяющую не только фиксировать и классифицировать угрозы, но и определять с достаточно высокой точностью направление на РЛС противника, а также дальность до нее.
В ноябре 2000.Г. ВВС ОАЭ выбрали фирму Нортроп Грумман в качестве поставщика для самолета F-16C/D Block 60 комплекса радиоэлектронного противодействия. Встроенное оборудование РЭБ обеспечивает как "традиционное" оповещение о подлете ракет противника, так и ведение радиоэлектронной разведки, определение типов РЛС противника, а также выдачу целеуказания противорадиолокационным ракетам типа AGM-88 HARM.
По утверждению представителей фирмы Локхид Мартин, комплекс РЭБ способен отслеживать "все возможные угрозы" для самолета. В его состав входят центральный цифровой процессор, встроенные средства постановки активных помех, а также буксируемая ложная цель, связанная с самолетом-носителем оптиковолоконным кабелем. Кроме того, истребитель несет 14 блоков с ИК-ловушками, размещенных на фюзеляже, а также подкрыльевых пилонах.
Информационно-управляющее поле кабины летчика (летчиков) "Десерт Фалкона", соответствующее уровню пятого поколения, выполнено с использованием трех жидкокристаллических цветных многофункциональных индикаторов форматом 125x175 мм. Дисплеи обеспечивают возможность микширования изображения. На них может выводиться цифровая подвижная карта местности с нанесенной на ее фоне тактической обстановкой или информацией от БРЛС, работающей в режиме синтезирования апертуры с высоким разрешением. Система следования рельефу местности сопрягается с цифровой геоинформационной системой и системой предупреждения о столкновении с Землей и обеспечивающей безопасное маневрирование на малых высотах.
Другими элементами информационно-управляющего поля кабины истребителя являются широкоугольный индикатор на лобовом стекле (ИЛС), а также новый многофункциональный пульт управления, расположенный непосредственно под ИЛС. Кабинная индикация совместима с очками ночного видения.
Задняя кабина двухместного самолета F-16D Block 60 практически полностью аналогична передней кабине истребителя.
Самолет оснащен новой полностью цифровой четырехканальной ЭДСУ (на самолете F-16C/D Block 40 используется аналого-цифровая ЭДСУ).
Благодаря открытой архитектуре "борта" истребитель сможет использовать практически все высокоточные тактические авиационные средства поражения западного производства. В

По сравнению с F-16 Block 50 новая модификация Block 60 способна нести в два раза большую боевую нагрузку на большее расстояние, в частности, он может нести оперативно-тактические малозаметные крылатые ракеты AGM-158 JASSM, УР воздух-поверхность AGM-65 "Мейврик" и AGM-88 YARM, управляемые планирующие авиабомбы AGM-152 JSOW, КАБ JDAM и "Пейвуэй"И/Ш, ракеты класса воздух-воздух средней дальности AIM-120, УР ближнего боя AIM-9M, AIM-9X и "Питон", а также другое как существующее, так и перспективное вооружение американского, европейского и израильского производства.
Принципиально новая система обучения наземного персонала и технического обслуживания самолета F-16C/ D Block 60 предусматривает использование мини-компьютеров (типа "лэптоп"), а также компьютерных систем тестирования авионики и силовой установки. Применена и новая автоматизированная система подготовки полетного задания, выполненная на базе PC совместимого компьютера.
Поддержание заданных летных характеристик при возросшей полетной массе самолета F-16C/D Block 60 предполагается обеспечить за счет установки более мощных вариантов двигателей Пратт Уитни F100-PW-229 или Дженерал Электрик F110-GE-129 с тягой порядка 14500 кгс. В перспективе на самолете F-16C/D Block 60 может найти применение и усовершенствованный двигатель, исследующийся в рамках программы F110-GE-129EFE (Enhanced Fighter Engine - усовершенствованный двигатель для истребителя) фирмой Дженерал Электрик. Он должен обладать тягой порядка 15400 кгс с возможностью ее дальнейшего форсирования до 16300 кгс.
В результате внедренных усовершенствований модернизированный самолет F-16 приобретает новые возможности, вплотную приближающие его к перспективным истребителям пятого поколения и обеспечивающие ряд преимуществ перед такими самолетами поколения "4+", как "Рафаль", EF2000 "Тайфун" или МиГ-29СМТ.
Как писалось выше, первым покупателем "Десерт Фалконна" станут Объединенные Арабские Эмираты. ВВС этой страны, заинтересованные в "региональном стратегическом самолете", способном "достать" столицы ближайших соседей, получат новые истребители в 2005-2007 гг.
Правительство Израиля рассматривает возможность закупки 60 двухместных самолетов типа "усовершенствованный F-16I", близких истребителю F-16D Block 60. Заинтересованность в новом самолете проявляет также Норвегия. Предполагается, что отдельные элементы F-16C/D Block 60 могут быть внедрены и на американских истребителях F-16C/D в ходе очередного этапа их модернизации.

 

 

------------

 

 

статья из книги "Современные истребители" 1994 год,

М.А.Левин, В.Е.Ильин


F-16 "ФАЙТИНГ ФОЛКОН"
Многоцелевой истребитель


Самый распространенный из зарубежных реактивных истребителей четвертого поколения F-16 составляет основу ВВС многих из 19 закупивших его стран. Главный заказчик — ВВС США — продолжает закупки самолетов этого типа, несмотря на значительные сокращения бюджетных ассигнований в начале 1990-х годов и F-16 еще более десятилетия останется самым массовым американским истребителем.
К предварительным исследованиям нового истребителя FX фирма Дженерал Дайнэмикс (в начале 1993 г. фирма Дженерал Дайнэмикс — разработчик F-16 — продала свое самолетостроительное отделение фирме Локхид) приступила в 1968 г. Один из уроков войны во Вьетнаме состоял в том, что тяжелые истребители типа F-4 зачастую уступали в бою легким маневренным самолетам типа МиГ- 17, МиГ-19 и МиГ-21. Поэтому было решено создать малоразмерный дешевый са-молет с высокой 
маневренностью в диапазоне чисел М=0,8-1,6. Испытания моделей в АДТ начались в 1971 г., а в январе 1972 г. ВВС США направили девяти фирмам запрос предложений на разработку легкого опытного маневренного истребителя LWF (light Weight Fighter) с большой тяговооруженностью, простым радиоэлектронным оборудованием и максимальной взлетной массой около 9 т. 28 февраля 1972 г. пять фирм (Дженерал Дайнэмикс, Нортроп, Боинг, LTV и Локхид) представили свои предложения. 13 апреля этого же года с фирмами Дженерал Дайнэмикс и Нортроп были заключены контракты на разработку, постройку и испытания каждой фирмой двух опытных самолетов Дженерал Дайнэмикс 401 и Нортроп Р.600, получивших в декабре 1972 г. обозначения заказчика YF-16 и YF-17. В ходе проектирования фирма Дженерал Дайнэмикс выполнила испытания в АДТ объемом более 1200 ч и исследовала более 50 конфигураций самолета.
За четыре года, предшествующие выбору проекта 401, конфигурация исследовавшегося самолета значительно изменилась. В 1968 г. изучался самолет практически с прямым крылом и воздухозаборником с центральным коническим телом. В дальнейшем были проведены исследования для оптимизации работы воздухозаборника на больших углах атаки, уменьшения массы самолета и уровня бафтинга при выполнении маневров с большими перегрузками. В результате была разработана компоновка с плавным сочленением крыла увеличенной стреловидности с фюзеляжем, имеющая подфюзеляжный воздухозаборник с коротким каналом подвода воздуха к двигателю. Исследовалась двухдвигательная компоновка, от которой было решено отказаться из-за увеличения при ее использовании начальной боевой массы самолета (с полным внутренним запасом топлива и сброшенными подвесными баками) на 20%, повышения сложности и стоимости самолета. Также не были использованы первоначально предполагавшиеся двухкилевое оперение и устройство реверсирования тяги двигателя.
Первый полет первого самолета YF-16 состоялся 2 февраля 1974 г., второго — 9 мая 1974 г. В ходе оценочных конкурсных испытаний с февраля по декабрь 1974 г. самолеты YF-16 выполнили 330 полетов общей продолжительностью 417 ч, из них 13 ч 15 мин на сверхзвуковой скорости. 13 января 1975 г. было объявлено о выборе ВВС самолета YF-16 в качестве основы для разработки истребителя воздушного боя ACF (Air Combat Fighter). Выбор YF-16 был обусловлен его меньшей стоимостью, лучшими характеристиками, использованием такого же, как на истребителе F-15, двигателя (F100) и меньшим, по оценке, временем подготовки к серийному производству. Учитывалось и отсутствие фронта работ на заводе фирмы Дженерал Дайнэмикс в Форт-Уэрте, тогда как фирма Нортроп была достаточно загружена заказами.
В отличие от YF-16 самолет F-16 должен был стать многоцелевым и использоваться не только для завоевания превосходства в воздухе, но и для атак наземных целей. Первый предсерийный F-16A совершил первый полет 8 декабря 1976 г., первый серийный — 7 августа 1978 г., начало поступления на вооружение — 6 января 1979 г., достижение начальной боеготовности первых самолетов — октябрь 1980 г. (в этом же году самолету было присвоено название "Файтинг Фолкон"). Вначале ВВС США предполагали закупить 650 самолетов, затем их число было увеличено до 1388, потом до 2729, но впоследствии уменьшено и по планам на середину 1992 г. составляло 2203 самолета. F-16 американских ВВС дислоцированы не только в США, но и в других странах: Южной Корее, ФРГ, Японии.
7 июня 1975 г. было объявлено о выборе самолета F-16 четырьмя западноевропейскими странами НАТО (Бельгия, Дания, Нидерланды и Норвегия) для замены истребителей F-104. Первоначальный "контракт века" предусматривал заказ 348 самолетов, затем их число было увеличено до 517. В дальнейшем самолеты F-16 были заказаны также Израилем (210), Египтом (174), Пакистаном (111), Турцией (240), Южной Кореей (160), Венесуэлой (24), Индонезией (12), Сингапуром (восемь), Таиландом (36), Бахрейном (12), Грецией (40), Марокко (20 самолетов из состава ВВС США), Португалией (20), Тайванем (150) и F-16 стал основным легким истребителем ВВС ряда стран. Израиль, наиболее интенсивно использовавший самолеты F-16 в боевых действиях, получил первые 75 F-16A/B в 1980-81 гг., а затем еще 75 F-16C/D в 1986-88 гг. С июня 1991 г. по конец 1992 г. Израилю поставлена третья партия из 60 самолетов F-16 (30 F-16С и 30 F-16D, оснащенных двигателями Fl10-100А и оборудованных израильским БРЭО).
К середине 1992 г. всего (с учетом США) заказано более 3940 самолетов, из них поставлено более 2900. F-16 выпускается фирмой Дженерал Дайнэмикс, а также по лицензии фирмой TAI (Турция). Он производился также по лицензии фирмами SABCA (Бельгия) и Фоккер (Нидерланды).
Цена оборудованного варианта F-16С составляла 15,4 млн долл. в конце 1980-х годов, а по курсу 1992 г. достигла 18 млн долл.


Созданы или изучаются следующие варианты:
F-16A — одноместный многоцелевой истребитель в основном для действий в светлое время суток. Первый серийный вариант, производство для ВВС США завершено в марте 1985 г. Всего для ВВС США построено 785 самолетов в вариантах F-16A и В, большинство из которых к 1992 г. передано из регулярных ВВС в состав ВВС национальной гвардии и резерва ВВС. Производство продолжается для иностранных заказчиков, с конца 1988 г. на самолетах партии 15 OCU устанавливаются двигатели Пратт-Уитни F100-PW-220;
F-16B — двухместный учебно-боевой вариант F-16A. Первый предсерийный самолет совершил первый полет 8 августа 1977 г., производство для ВВС США прекращено в марте 1985 г.;
F-16C — одноместный усовершенствованный многоцелевой истребитель. Поставляется ВВС США с 19 июля 1984 г.;
F-16D — двухместный учебно-боевой вариант F-16C. Поставляется ВВС США с сентября 1984 г.;
F-16N и TF-16N — одно- и двухместные варианты для использования в качестве самолетов условного противника в школе летчиков-истребителей ВМС США ("Топ Ган"). Поставлено 26 в 1987-1988 гг.;
F-16ADF — истребитель ПВО для национальной гвардии ВВС США, заменил в этой роли самолеты F-106 и F-4. В этот вариант в 1989-1992 гг. модифицированы 279 ранее построенных F-16A и В;
RF-16C (F-16R) — разведывательный вариант с контейнерной системой ATARS. Испытания начались в 1986 г., ВВС США предполагают принять в 1996-1997 гг. на вооружение 50-60 самолетов в этом варианте для замены разведчиков RF-4C;
F/A-16 (А-16) — штурмовик, предлагавшийся для ВВС США. В январе 1992 г. принято решение использовать вместо него в регулярных ВВС в качестве ударных самолеты F-16C/D партии 40/42 с контейнерной системой LANTIRN. В ВВС национальной гвардии в качестве ударных с 1989 г. применяются F-16A с несъемными пушечными контейнерами GPU-5/A на центральном подфюзеляжном узле;
F-16 "Эджайл Фолкон" — усовершенствованный вариант с увеличенным крылом и улучшенной аэродинамикой (исследовался в 1987-1989 гг., не строился),
"Фолкон 21" — вариант, исследуемый фирмой в инициативном порядке для применения в следующем столетии;
YF-16 CCV — экспериментальный самолет с дополнительными передними подфюзеляжными поверхностями и активной аналоговой ЭДСУ (испытывался в 1976-1977 гг.);
AFTI/F-16 — экспериментальный самолет, близкий по конфигурации к самолету YF-16 CCV. Испытывается с 1982 г. С марта 1988 г. используется для отработки прицельного комплекса для выполнения ударных операций. К ноябрю 1991 г. самолет выполнил около 500 полетов;
F-16XL — экспериментальный самолет схемы "бесхвостка" с треугольным среднерасположенным крылом малого удлинения с изломами кромок. Испытывается с 1982 г. С 1989 г. используется в рамках проводимых NASA исследований системы ламинаризации обтекания крыла;
NF-16D (VISTA/F-16) — двухместная летающая лаборатория с изменяемой в полете устойчивостью. 
В 1993 г. на нем предполагалось провести испытания осесимметричного поворотного сопла.
Кроме того на основе F-16 в Японии с 1987 г. создается истребитель-бомбардировщик FS-X (SX-3).
Самолеты F-16A/B выпускались партиями (Block) 1, 5, 10, 15, самолеты F-16C/D — партиями 25, 30, 40 и 50. На F-16C и D партии 30/32, поставлявшихся с 1986 г., установлена новая РЛС AN/APG-68 и ряд дополнительных систем. Самолеты партии 40/42 "Найт Фолкон", поставлявшиеся с декабря 1988 г., имеют цифровую систему управления полетом, РЛС AN/APG-68(V), совместимы с контейнерной системой LANTIRN. Самолеты партии 50, поставляемые ВВС США с октября 1991 г. — первые истребители с двигателями Дженерал Электрик F110-129 или Пратт-Уитни F100-229, РЛС APG-68(V5) и ИНС с кольцевыми лазерными гироскопами. С октября 1987 г. осуществляется модернизация 906 ранее построенных западноевропейских и американских самолетов F-16A и В по программе OCU (Operational Capabilities Upgrade — повышение боевых возможностей).


КОНСТРУКЦИЯ

 

F-16 — моноплан со среднерасположенным крылом и двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Имеет интегральную аэродинамическую компоновку, отличающуюся плавным сопряжением фюзеляжа и трапециевидного в плане крыла со сравнительно небольшой стреловидностью по передней кромке. Плавное сочленение крыла и фюзеляжа позволило обеспечить создание фюзеляжем дополнительной подъемной силы на больших углах атаки, уменьшить смачиваемую поверхность самолета и повысить объем внутренних топливных баков. Увеличение относительной толщины корневой части крыла повысило жесткость конструкции и позволило снизить массу конструкции примерно на 113 кг. Конструкция выполнена на 78,3% из алюминиевых
сплавов, используются также сталь (3,7%), углепластик (4,2%) и титановые сплавы (4,2%). Расчетный ресурс планера 8000 ч.
Крыло с профилем NACA 64A-204 имеет 11 лонжеронов и пять нервюр, выполнено в основном из алюминиевых сплавов. Для достижения высокой маневренности на самолете применены корневые наплывы крыла, способствующие созданию дополнительной вихревой подъемной силы и повышению путевой устойчивости самолета на больших углах атаки. Механизация крыла включает носки слоистой конструкции с алюминиевым сотовым заполнителем, автоматически отклоняемые в зависимости от числа М полета и угла атаки. У задней кромки крыла установлены флапероны. 
Скорость отклонения носков и флаперонов составляет соответственно 35 и 52 град/с, углы отклонения носков и флаперонов при взлете и посадке — 25 град и 20 град. Относительная хорда носков 18% у корня и 30% на концах. Площадь носков 3,41 м , флаперонов 2,91м.
Фюзеляж типа полумонокок цельнометаллический. Кабина с регенеративной системой кондиционирования и наддува, в которой используется воздух, отбираемый от двигателя. 
Катапультируемое кресло фирмы Макдоннелл-Дуглас ACES II обеспечивает покидание самолета на стоянке и в полете при скорости по прибору до 1100 км/ч и на высотах до 15000 м. Кресло отклонено назад на 30 град с целью ослабления воздействия на летчика больших перегрузок в воздушном бою. Фонарь кабины цельноформованный, выполнен из поликарбоната, имеет каплевидную форму и обеспечивает круговой обзор в горизонтальной плоскости, обзор в стороны на 260 град, вперед и назад на 195 град. Открывается вверх-назад гидравлическим приводом. На двухместных самолетах кресла членов экипажа расположены тандемом под общим фонарем.
Киль с продольным и поперечным силовым набором из алюминиевого сплава, обшивкой из эпоксидного углепластика и законцовкой из алюминиевого сплава, форкиль из стеклопластика. Площадь киля 5,09 м , руля направления 1,08 м. Стабилизатор имеет слоистую обшивку из эпоксидного углепластика и гофрированный алюминиевый заполнитель. Площадь стабилизатора, начиная с F- 16A и В партии 15 увеличена до 5,92 м , размах стабилизатора 5,58 м. Подфюзеляжные кили слоистой конструкции с сотовым алюминиевым заполнителем и алюминиевой обшивкой. Между консолями стабилизатора и соплом двигателя расположены расщепляющиеся воздушные тормоза с максимальным углом отклонения 60 град.
Шасси трехопорное с гидравлическим приводом одноколесных стоек и масляно-пневматическими амортизаторами. Носовая стойка управляемая, расположена за воздухозаборником и убирается назад с поворотом на 90 град, основные стойки — вперед в фюзеляж; время уборки шасси 4 с, максимальная допустимая скорость при выпуске 550 км/ч. Пневматики основных опор размером 700x220-370 мм с давлением 1,45-1,52 МПа (14,8-15,5 кгс/см ) при взлетной массе менее 13610 кг, передней опоры — 460x140-200 мм с давлением 2,07-2,14 МПа (21,1-21,8 кгс/см2) при взлетной массе менее 13610 кг. Имеется автомат торможения. База шасси 4,00 м, колея 2,36 м.
Во второй половине 1980-х годов самолеты F-16C/D американских ВВС были оборудованы средствами снижения заметности (металлизирован фонарь кабины с внутренней стороны, применены радиопоглощающие материалы в зоне воздухозаборников), позволившими уменьшить фронтальную ЭПР, по некоторым данным на 40%. Аналогичную модернизацию прошли истребители F-16 ВВС Нидерландов.


СИЛОВАЯ УСТАНОВКА.

 

На вариантах F-16A и В и первых самолетах F-16C и D устанавливался ТРДДФ Пратт-Уитни F100-PW-200 с максимальной форсированной тягой 106,0 кН (10810 кгс). Начиная с F -16C и D партии 30/32, поставлявшихся с июля 1986 г., обеспечена возможность установки двигателей Пратт-Уитни F100-PW-220 (105,7 кН, 10780 кгс) или Дженерал Электрик F110-GE-100 (128,9 кН, 13150 кгс). С октября 1991г., начиная с самолетов партии 50/52 устанавливаются двигатели F100-PW-229 или F110-GE-129 с тягой в классе 129,0 кН (13155 кгс).
Двигатель F100 — двухвальный, имеет трехступенчатый вентилятор, десятиступенчатый компрессор, двухступенчатые турбины высокого и низкого давления и кольцевую камеру сгорания. Сопло всережимное, сходящееся-расходящееся. Степень двухконтурности двигателя 0,7, полная степень повышения давления 25. Вариант F100-PW-200 имеет гидромеханическую, F100-PW-220 — цифровую систему управления. Длина F100-PW-220 5,28 м, диаметр 1,18 м, сухая масса 1444 кг. Двигатель F110 — двухвальный с трехступенчатым вентилятором и девятиступенчатым компрессором, одноступенчатой турбиной высокого и двухступенчатой турбиной низкого давления, имеет кольцевую камеру сгорания. Степень двухконтурности 0,87. Длина двигателя 4,62 м, диаметр 1,18 м.
Воздухозаборник двигателя подфюзеляжный нерегулируемый, при использовании двигателя F110 — с увеличенным входным сечением для обеспечения повышенного (со 115 кг/с до 122 кг/с) расхода воздуха, модульной конструкции. Применен работающий на реактивном топливе стартер, обеспечивающий автономный запуск двигателя. Топливо размещается в баках крыла и пяти отсеках в фюзеляже, образующих два топливных бака. Сверху центральной части фюзеляжа за кабиной расположен приемник системы дозаправки топливом в полете. На подкрыльных и подфюзеляжных узлах могут подвешиваться сбрасываемые топливные баки.


ОБЩЕСАМОЛЕТНЫЕ СИСТЕМЫ.

 

Самолет F-16 является первым зарубежным истребителем с постоянно действующей ЭДСУ без резервной механической проводки. До 1988 г. устанавливалась квадруплексная аналоговая ЭДСУ с ЭВМ фирмы Лир Сиглер, органически связанная с аэродинамической компоновкой самолета в соответствии с принятой при проектировании самолета концепцией CCV (ЛА с конфигурацией, определяемой системой управления). С декабря 1988 г. (начиная с партии 40) самолеты поставляются с цифровой системой управления с ЭВМ фирмы Бендикс. Самолет имеет пониженный запас статической продольной устойчивости, что позволило снизить его балансировочное сопротивление и улучшить маневренные характеристики. 
Искусственная устойчивость обеспечивается с помощью системы улучшения устойчивости и управляемости. ЭВМ цифровой ЭДСУ выполнена в виде блока объемом 0,028 м , массой 234 кг. Связь с радиоэлектронными системами самолета осуществляется с помощью цифровой шины данных, соответствующей стандарту MIL-STD-1553В. Программное обеспечение подготовлено с использованием языка высокого уровня "Джовиал".
Боковая ручка управления с очень малым ходом обеспечивает управление по усилию, установлена на подлокотнике. Аэродинамические органы управления включают руль направления, флапероны и дифференциальный стабилизатор.
Самолет становится неустойчивым в путевом отношении при углах атаки 28-30 град и может выйти на режим глубокого сваливания при достижении угла атаки 40 град. Поэтому на нем угол атаки ограничивается автоматикой величиной 26 град в горизонтальном полете с двухступенчатым ужесточением ограничения до 15 град при перегрузке 9. Несмотря на ограничения, возможен вывод самолета на большие углы атаки при выполнении энергичных маневров и несколько самолетов были потеряны в результате глубокого сваливания.
В электросистеме используются генераторы фирм Вестингауз и Лир Сиглер мощностью 60 и 10 кВА соответственно с приводом постоянной частоты вращения фирмы Сандстренд. Имеется аварийный генератор мощностью 5 кВА. Применяются также аккумуляторные батареи (24 В), обеспечивающие работу ЭДСУ при отказах основной и аварийной систем энергопитания.
Две раздельные и независимые гидравлические системы с рабочим давлением 20,7 МПа (210 кгс/см ) предназначены для привода управляющих поверхностей и других механизмов.



Вход на сайт
Логин:
Пароль:

Поиск

Архив записей

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz