Су-37 (по классификации НАТО: Flanker-F) является экспериментальным
одноместным, сверхманевренным многоцелевым
истребителем, разработанным ОКБ Сухого.
Дальнейшее развитие технологий оригинального Су-27 «Flanker», также
самолет являлся дельнейшим развитием
первого поколения прототипов Су-35 (ранее «Т10М»). Су-37 имеет ряд
принципиальных отличий: значительно улучшена авионика, системой управления
огнем, теперь на истребителе сопла с
изменяемым вектором тяги.
Во время программы летных испытаний Су-35, полностью
активный контроль за целями во время воздушного боя при постоянном
маневрировании не мог быть достигнут. В это же время, компания «Сухой» изучает
возможности самолета с изменяемым вектором тяги, придав ему значительное преимущество
перед конкурентами в воздухе. Первый Су-37, переоборудованный из одиннадцатого
Су-35, совершил свой полет в апреле 1996 года в Жуковском. К нему
присоединился второй прототип в 1998 году. На протяжении всей программы, Су-37
демонстрировал свой потенциал на многочисленных авиашоу, выполняя маневры,
которые ранее считались невозможным, среди которых было сальто на 360 °.
Несмотря на свое тактическое и техническое преимущество, Су-37 так и не вошел в
производства, а вместо этого остался демонстратором технологий для обновленного
семейства Су-27, таких как экспортный Су-30 и Су-35БМ.
Разработка и дизайн
Самые ранние записи исследования технологии с изменяемым
вектором тяги в рамках компании Сухого начались в 1983 году. Конструкторское
бюро изучало двумерный (2D) вектор сопла, которым также занимались и на Западе,
как более эффективный способ управления тягой. Испытания проводились на
истребителе Су-27УБ. Тем не менее, генеральный конструктор ОКБ Михаил Симонов,
считал, асимметричные сопла (3D) более
подходящим вариантом. По просьбе Сухого, эксперименты на оба типа сопел были
проведены Сибирским авиационным научно-исследовательским институтом.
Между тем, Сухой был занят разработкой и испытаниями
программы Т10М (позднее переименован в Су-35 в 1993), которая являлась
комплексной модернизации Су-27. Т10М будет включать различные аэродинамические
модификации, улучшенное бортовое оборудование и вооружение, лучше двигательную установку, предназначенную
для значительного повышения маневренности.
Первый прототип Су-27М (Т-10С-70) совершил свой первый полет 28 июня
1988 года. Разница с базовым Су-27 включает, модернизированные двигатели, новые
радары и электронную систему управления полетом. Позднее отличительными признаками Су-35 стала
стеклянная кабина и измененные вертикальные стабилизаторы. При проектировании и производстве Су-35
инженеры добилась значительного увеличения использования композиционных материалов,
включая алюминий-литиевые (Al-Li) сплавы. Теперь истребители могли выполнять ранее недостижимые фигуры высшего
пилотажа, такие как «Кобра Пугачева» и пр.
Только Су-37 может выполнять разворот на 360 ° "Чакра
Фролова", демонстрируя свою сверхманевренность.
В 1995 году одиннадцатый прототип Т10М, Т10М-11, был
доставлен в экспериментальную мастерскую Сухого, который оснастили
эксклюзивными системами. Разработанная КнААПО, структура истребителя увеличила
содержание углеродного волокна и Al-Li сплавов. Установленный 2D вектор тяги на двигатель АЛ-31ФП, временная
мера до получения АЛ-37ФУ (Контролируемый форсаж) АЛ-31ФП, по сути, представляет собой гибридную
версию АЛ-31Ф и АЛ-37ФУ.
Система управления огнем также
была улучшена. Обновлен радар Н-011M Жук-М с импульсно-доплеровский системой. Он
может сканировать пространство на 180 ° по горизонтали и 55 ° вверх и вниз, и
способен одновременно отслеживать 20 воздушных целей и обстреливать восемь ракетами
воздух-воздух.
Су-37 также имеет обновленный
пакет систем радиоэлектронной борьбы. На 12 внешних узлах подвески можно
переносить ракеты воздух-воздух и воздух-поверхность. Широкий спектр оружия, из
которых Су-37 может нести 8000 кг, дополняется 30 мм авиационной пушкой ГШ-301.
Вместо традиционных аналоговых приборов, кабина имеет четыре многофункциональных LCD
дисплея (MFD). Эти дисплеи обработки данных воздушного пространства /
навигации, систрема вооружения / системы анализирующая текущую ситуацию –
тактика, возможные опасности и пр.
Рабочая история
Окрашенный по песочно-коричневой схеме, самолету был дан код
711 Синий, позже изменили на 711 Белый. Первый полет СУ-37 произошел в
Жуковском 2 апреля 1996 года, пилотировал самолет Евгений Фролов.
711 « Синий» был продемонстрирован прессе в Жуковском весной 1996 года, к этому
времени он получил обозначение Су-37. Его дебютом для широкой публики явился проходивший
в этом же году авиасалон в Фарнборо, пилотируемый также летчиком-испытателем
Евгением Фроловым. Огромный интерес и множество обсуждений на шоу вызвала
фигура высшего пилотажа "Супер Кобра", когда самолет завис
перпендикулярно земле, буквально летел хвостом вперед, пусть и всего несколько
секунд, позже этот маневр превратился в "Чакру Фролова" или сальто на 360
В 1998 году, второй Су-37 (Т10М-12) был сконструирован
аналогично и совершил свой первый полет 23 марта того же года. Летные испытания и демонстрации на авиасалонах
продолжалась до 2000 года. В 2001 году, 711 был оснащен двигателями АЛ-31Ф и обновленной
электронной системой управления полетом. В декабре 2002 года, 711 разбился во
время испытательного полета, фактически положив конец программы. Причина
неисправности, как выяснили, заключалась в неправильной работе программного
обеспечения, Су-37 так и не достигли стадии производства, хотя к середине-2000,
ОКБ «Сухого» представило несколько модернизации Су-27, таких как Су-30МКИ и
второго поколения Су-35, Су-35БМ, которые имеют аналогичные усовершенствования,
такие как улучшенная авионика, современные радарные системы, сопла с изменяемым
вектором тяги.
Технические характеристики (Су-37)
Sukhoi Su-27 Flanker:
истребитель завоевания превосходства в воздухе.
Общие особенности
Экипаж: 1
Длина: 21,935 м (72 футов 9 дюймов)
Размах крыла: 14,698 м (48 футов 3 дюйма)
Высота: 5,932 м (21 футов 1 дюйм)
Площадь крыла: 62,0 м ² (667 м²)
Вес пустого: 18500 кг (40790 фунтов)
Максимальная взлетная масса: 35,000 кг (77160 фунтов)
Силовая установка: 2 × двигателя АЛ-37ФУ
Тягя: 7,600 кгс (74,5 кН, 16750 фунтов) каждый
Упорный с форсажной камерой: 145 кН (32000 фунтов) каждый
Производительность
Максимальная скорость: 2,35 Маха
Дальность: 3300 км (+1833 NMI)
Практический потолок: 18000 м (59055 футов)
Максимальная г-нагрузка: +10 / -3 г
Вооружение
1 × 30 мм ГШ-30, 150
патронов
12 × внешних точек подвески вооружений до 8000 кг (17636
фунтов) боеприпасов