Военные технологии Пятница, 26.04.2024, 08:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Самолеты [944]
Беспилотники [297]
Вертолеты [233]
Ракетное вооружение [283]
ПВО/ПРО/ЗРК/ПЗРК [260]
ВМФ [397]
Танки/РСЗО/САУ/Авто [310]
Стрелковое оружие [266]
Военные технологии [144]
Разведка, спецслужбы [82]
Армия [74]
Политика и прочее [524]

Наш опрос
Если начнется война...
Всего ответов: 1322

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0


17:17
Очередной удар по репутации «Раптора»
В ноябре 2010 года из планового полета над Аляской не вернулся истребитель F-22 Raptor, управлявшийся пилотом Дж. Хэни. Как удалось установить в ходе расследования, бортовой регенератор кислорода OBOGS вышел из строя из-за чего пилот потерял сознание. Включить запасную систему EOS Хэни не успел. Эта катастрофа была первым случаем, когда неполадки регенерационной системы привели к потере самолета и гибели человека. Но проведенные по результатам расследования доработки OBOGS пока не возымели должного результата. Как сообщается, летчики «Рапторов» время от времени начинают испытывать трудности с дыханием, что потребовало нового технического расследования.
Еще в ходе поисков причин гибели летчика Дж. Хэни удалось выявить один факт, который косвенным образом мог повлиять на качество работы регенератора. Оказалось, что в холодных условиях Аляски летчики и технический персонал предпочитает запускать двигатели самолетов в теплых ангарах. При эксплуатации старых самолетов это не влечет за собой никаких неприятных последствий. Однако F-22 подобного не терпит: продукты горения топлива попадают в заборные устройства дыхательной системы и накапливаются в фильтрах. В конечном счете это сказывается на ресурсе системы OBOGS и качестве ее работы. После вскрытия таких особенностей эксплуатации и их последствий строевые части получили соответствующие указания.

Вроде бы, причины недостаточной подачи кислорода были выявлены и устранены. Но вскоре сообщения о задыхающихся летчиках стали поступать и из других регионов с более мягким климатом. Подозрение снова пало на систему OBOGS: на этот раз рассматривалось сразу несколько версий. От полного отключения регенератора до неполадок с воздушным насосом и, как следствие, подачей недостаточного объема воздуха в дыхательную маску. Однако, по имеющимся данным, в новых случаях система регенерации воздуха OBOGS не виновата. В начале июня издание Flightglobal сообщило, что в Пентагоне появилась новая версия относительно причин удушья пилотов. Сейчас проверяется причастность к нему высотно-компенсирующих костюмов (ВКК) Combat Eagle («Боевой орел»). ВКК соединен с системой OBOGS и вместе с ней служит для обеспечения нормальной работы пилота. Основной задачей костюма, а именно верхней его части, которая и вызывает подозрения, является равномерное обжатие грудной клетки летчика в соответствии с давлением воздуха в легких. Такие системы используются уже не один десяток лет и значительно облегчают работу пилотов. Однако у Combat Eagle, похоже, возникли непредвиденные проблемы. При неправильной синхронизации различных систем самолета может возникать такая ситуация, при которой во время маневров грудная клетка человека слишком сильно сжимается костюмом. Из-за этого к действию перегрузки добавляется лишнее давление и пилот не может дышать.



Версию о чрезмерном давлении ВКК на определенных этапах полета подтверждает тот факт, что у некоторых строевых летчиков был обнаружен ателектаз – сужение бронхиол и спадение альвеол. Одной из причин этой неприятности является одновременное воздействие большого внешнего и малого внутреннего давления. Кроме того, из-за спадения тканей легких летчик не может нормально дышать, что только усугубляет особенности газообмена в легких при пониженном давлении. В итоге летчик, вернувшись из полета с симптомами ателектаза, несколько часов не может нормально говорить (у него дрожит голос) и постоянно кашляет. К счастью, такое явление не слишком опасно для здоровья, хотя и требует к себе особого внимания. К примеру, после разведывательного полета на самолете U-2, когда так же развивался ателектаз, пилот на несколько дней не поднимался в воздух для полного восстановления работы легких. Но летчики-истребители не могут себе позволить такую роскошь. Иной раз «Рапторы» совершают по несколько вылетов за день и времени на полноценный отдых и восстановление просто нет. По сообщениям Flightglobal, одной из причин развития ателектаза может быть особенность работы системы OBOGS. Как оказалось, дыхательный аппарат постоянно подает в маску летчика одно и то же количество воздуха. При простом полете «по коробочке» это не страшно, но при перегрузках, тем более на высоте, это порой приводит к значительной разнице в давлении внутри грудной клетки и снаружи. Как результат, происходит спадение альвеол и последующая гипоксия.

Примечательно, что версия о вине высотно-компенсирующего костюма озвучивалась еще в прошлом году. Прошлым летом Пентагон начал проверку систем OBOGS, установленных на находящихся в эксплуатации самолетах. По результатам проверок появилась версия о неправильной синхронизации дыхательной системы и компенсирующего костюма. Однако дальнейшие исследования показали, что костюм, равно как и связанная с ним система поддержания давления, имеет нормальную конструкцию и дело, скорее всего, в настройках взаимодействия различных систем жизнеобеспечения.



Версия о причастности ВКК Combat Eagle к удушью пилотов имеет ряд недостатков. Самый заметный из них касается особенностей полетов, в которых была зафиксирована недостаточная подача кислорода. Согласно открытым данным, около 15-20% этих случаев произошло на малых высотах, где высотно-компенсирующий костюм либо не создает заметного давления, либо вообще не работает. Одновременно с этим в свободный доступ попала информация о проведенных анализах крови пострадавших пилотов. Если наличие в их крови остатков угарного газа можно хоть как-то объяснить недостаточной вентиляцией кабины, то продукты горения пропана, моторного масла и антифриза делают ситуацию куда более загадочной и опасной. Кроме того, проблемы с кровью могут намекать на отсутствие вины ВКК в проблемах с дыханием.

Еще один довод в защиту «Боевого орла» касается наземного персонала. В медчасти ВВС США, где эксплуатируются F-22, уже неоднократно обращались техники с жалобами, напоминающими недомогания пилотов. Техники, которые даже в кабинах самолетов бывают нечасто, чувствуют недостаток воздуха и жалуются на проблемы с концентрацией. Взятые у них анализы имеют такой же странный состав газов крови, как и у пилотов. Выходит, причина неприятностей с самочувствия военнослужащих связана с самолетом, но не имеет прямого отношения к дыхательной системе или высотно-компенсирующему костюму.



Расследование проблем с жизнеобеспечением пилотов самолетов F-22 длится уже более двух лет, но пока не имеет каких-либо заметных результатов. Каждая новая версия пока что не подтверждалась и это постоянно требует продолжения следствия. С попытками искусственно спровоцировать проблему дело обстоит не лучше. Испытатели Lockheed Martin уже не первый месяц безуспешно пытаются сделать это, проводя полеты в полном соответствии с ходом предыдущих неудачных вылетов. А Пентагон тем временем находится в весьма затруднительном положении. С одной стороны, имеющаяся авиационная техника представляет некоторую опасность для летчиков, но при этом новые самолеты нельзя снимать с дежурства. Поэтому пока проблема с дыхательными системами не считается настолько опасной, чтобы приостанавливать эксплуатацию «Рапторов». В пользу такого решения приводится довод о всего одной катастрофе из-за неполадок жизнеобеспечения. И то, в официальном докладе о причинах той катастрофы виновным значится пилот Дж. Хэни, который не успел переключиться на запасную дыхательную систему. Стоит признать, что военное руководство все же не закрывает глаза на потенциальную опасность для жизни пилотов. Все F-22 не так давно были оснащены газоанализаторами. По задумке военных и конструкторов «Локхида», эти приборы должны предупреждать летчика о наличии в воздухе опасных веществ. Кроме того, завершается модернизация систем OBOGS и EOS с внедрением в их состав дополнительных угольных фильтров. Наконец, Lockheed Martin недавно закончили создание новой резервной дыхательной системы, которая будет включаться самостоятельно, без команды летчика.

В общем, ход расследования причин гипоксии летчиков и недомогания техников нельзя назвать удачным. К сожалению, каждая новая версия не может полностью объяснить сложившуюся ситуацию. Из-за этого расследование затягивается, а простые строевые летчики постоянно рискуют если не потерять сознание во время полета и разбиться, то, как минимум, получить проблемы со здоровьем. Пока никто не может сказать, в какие «сюрпризы» выльется регулярный ателектаз и не приведет ли он к серьезным последствиям. Наконец, проблемы с жизнеобеспечением имеют и имиджевый характер. Длительная разработка и доводка F-22, значительное сокращение планов на закупку, отсутствие реальной практики применения и другие неприятные вещи уже давно не самым лучшим образом сказались на репутации самолета. А тут еще и неполадки дыхательной системы. В частности именно плохим имиджем истребителя, а также активным ходом расследования можно объяснит тот факт, что в последние несколько месяцев количество обращений летчиков и техников к врачам увеличилось. Тем временем инженеры, испытатели, юристы и врачи бьются над проблемой и пока не готовы дать окончательный ответ. Похоже, имидж «Раптора» снова пострадает.




Автор Рябов Кирилл

Категория: Самолеты | Просмотров: 1346 | Добавил: Kkorablevv | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя (напишите здесь что-нибудь) *:
Email: (не обязательно)
Код *:
Вход на сайт
Логин:
Пароль:

Поиск

Архив записей

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz