Задание на разработку вертолета ОКБ им. Н.И. Камова получило в 1985 году, первый полет опытного образца состоялся в 1987 году, после длительных испытаний и доводки вертолет был принят на вооружение авиации ВМФ России в 1995 году. Серийное производство вертолета подготовлено на вертолетном заводе в г. Кумертау.
При разработке Ка-31 за основу были взяты планер, силовая установка и несущая система транспортно-боевого вертолета Ка-29. Наибольшая сложность при этом заключалась в сопряжении мощной радиолокационной станции с остальным пилотажно-навигационным оборудованием вертолета и обеспечение достаточной стабильности полета вертолета при вращающейся антенне РЛС.
На вертолете установлена система ДРЛО Е-801 «Око», разработанная в нижегородском НИИ радиотехники. Система способна обнаружить цели типа истребителя на дальности 100—150км, обеспечивая сопровождение одновременно до 20 целей. Надводные корабли могут быть обнаружены на дальности 250км. Радиолокационная станция системы работает в дециметровом диапазоне, ее вращающаяся антенна массой 200кг имеет длину 5.75м и площадь 6м2. Время полного оборота антенны составляет 10 секунд. В транспортном положении антенна прилегает к нижней поверхности фюзеляжа, создавая при этом минимальное аэродинамическое сопротивление. Для перевода в рабочее положение антенна отклоняется вниз на 90°, при этом стойки шасси приподнимаются вверх, чтобы шасси не мешало работе РЛС.
Пилотажно-навигационный комплекс вертолета, разработанный в КБ приборостроения в Саратове, кроме стабилизации полета вертолета с вращающейся антенной, обеспечивает также выдерживание заданных параметров курса и высоты полета, полет по заданной трассе и автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25м над местом посадки. Полеты могут выполняться в любое время суток в простых и сложных метеорологических условиях.
Вертолет может базироваться на тех же кораблях, что и Ка-27 и Ка-29. Возможно также использование его в сухопутном варианте для решения задач ПВО наземных войск.
Год принятия на вооружение - 1995 |
Диаметр несущих винтов - 15,90 м |
Длина - 12,25 м |
Высота - 5,50 м |
Ширина - 3,8 м |
Мощность двигателей - 2 турбовальных двигателя Климова/Изотова ТВЗ-117ВК мощностью 2225 л.с. каждый |
Масса - пустого - 5520 кг ; нормальная взлетная - 11400 кг ; максимальная - 12500 кг |
Максимальная скорость - 255 км/ч |
Крейсерская скорость - 220 км/ч |
Практический потолок - 5000 м |
Статический потолок - 3500 м |
Дальность полета - 680 км |
Продолжительность полета - 2 часа 30 мин |
Экипаж - 2-3 человека |