AH-64 APACHE Ударный вертолет
Boeing AH-64 Apache четырех-лопастной, двухмоторный вертолет с хвостовым винтом и тандемной кабиной. Apache был разработан как модель 77 Hughes перспективных вертолетов армии Соединенных Штатов в рамках программы по замене AH-1 Cobra, первый полет совершил 30 сентября 1975 года. AH-64 был введен строй в апреле 1986 года.
AH-64 Apache имеет в носовой части радар для обнаружения целей и систему ночного видения. Он вооружен 30-мм (1,2 дюйма) пушкой M230. Основные орудия размещены на 4 узлах подвески, это как правило, сочетание ракет AGM-114 Hellfire и Hydra 70. AH-64 имеется большое количество резервных дублирующих систем для улучшения боевой живучести.
Армия США выбрала AH-64 (вертолетов Hughes), вслед за вертолетами Белл YAH-63 в 1976 году, и впоследствии было одобрено производство на полную мощность (1982 год). Первый AH-64D Apache Longbow, усовершенствованная версия оригинального Apache, была доставлена в армию в марте 1997 года. На сегодняшний день произведены более тысячи AH-64. Армия США является основным заказчиком AH-64, но и для многих других стран Апач стал основным ударным вертолетом, включая Грецию, Японию, Израиль, Нидерланды и Сингапур, а также производится по лицензии в Великобритании, известный под названием AgustaWestland Apache.
Боевое примениение: конфликты в Панаме, Персидском заливе, Косово, Афганистане и Ираке. Израиль активно используют Apache в военные конфликты в Ливане и секторе Газа, в то время как два союзника коалиции развернули свои AH-64 в Афганистане и Ираке.
После отказа от дальнейших испытаний вертолета AH-56 Cheyenne в 1972 году, ВВС США и корпус морской пехоты возложили на такие проекты как A-10 Thunderbolt II и Harrier, роль противотанковыз самолетов. Армия США хотела вертолеты лучше, чем AH-1 Cobra по огневой мощи, производительности, дальности полета и маневренности. В связи с этим, армия США разместила тендер для перспективного ударного вертолета (1972 год) . В знак важности, в сентябре 1973 года армией этот проект был назначен в 5-ку проектов самых важных военных разработок
Прототип Хьюз YAH-64A
Предложения были представлены компаниями Bell, Boeing/Grumman, Lockheed и Sikorsky, Toolco Hughes Aircraft. В июле 1973 года Министерством обороны США были выбраны финалисты Белл и Toolco Hughes Aircraft. Процесс начался с 1 фазы конкурса. Каждая компания построила прототип вертолета и прошла программу летных испытаний. Модель Хьюза 77/YAH-64A совершила первый полет 30 сентября 1975 года, в то время как модель Белла 409/YAH-63A совершила первый полет 1 октября. После оценки результатов тестирования, армией был выбран Хьюза YAH-64А. Оружие и сенсорные системы были интегрированы и протестированы в течение этого времени, в том числе лазерное наведение ракет AGM-114 Hellfire.
В 1981 году, три опытных AH-64As были переданы армии США для эксплуатационных испытаний. Тестирование было пройдено успешно, но потом было решено перейти на более мощную версию двигателя T700-GE-701, мощностью 1690 л.с. (1259 кВт). AH-64 был назван Apache в конце 1981 года, сохраняя традиционное использование в названии вертолетов имен американских индейцев, утвержден для серийного производства в 1982 году. В 1983 году первый вертолет был постоен на заводе Хьюза, Меса, штат Аризона. Далее Hughes Helicopters был выкуплен компанией McDonnell Douglas за $ 470 млн. в 1984 году. Вертолетное подразделение позже стала частью компании Boeing в результате слияния Boeing и McDonnell Douglas в августе 1997 года. В 1986 году средняя себестоимость вертолета составляла примерно 13,9 млн. долл.
В середине 1980-х годов, компания McDonnell Douglas работала над моднрнизацией "АН-64B" кабину вертолета напичкали электоникой, установлена новая система управления огнем. В 1988 году было утверждено финансирование для многоступенчатой программы модернизации: улучшения датчиков, систем вооружения, авионики включая некоторые цифровые системы. Тем не менее, быстрое совершенствование технологий привело к появлению следующего этапа под названием AH-64D Apache Longbow. Развитие более совершенных AH-64D Apache Longbow было одобрено Советом и приобретено министрерстовм обороны в августе 1990 года. Первый прототип AH-64D поднялся в воздух 15 апреля 1992 года, тестирование вертолета закончилось в апреле 1995 года, по предварительным данным "Лонгбоу" значительно превосходил первый "Апач". 13 октября 1995 было утверждено производство Apache Longbow и на сумму в и $ 1,9 млрд. подписан пятилетний контракт на обновление и восстановление 232 существующих AH-64A апачей.
Стоимость программы AH-64D до 2007 года составила 11 млрд. долл. США .
Некоторые части Apache производятся международными партнерами. AgustaWestland, например, занимается производством компонентов Apache для стран партнеров. С 2004 года Korea Aerospace Industries была единственным производителем фюзеляжа Apache. До этого, производство фюзеляжей было возложено на Teledyne Ryan.
Эффективность вертолетов Apache против сухопутных войск в городских условиях войны была подкреплена добавлением ракет AGM-114N с термобарической боевой частью. AGM-114N была одобрена для серийного производства в 2005 году, использование термобарической части "усиленный взрыв" вызывает споры у некоторых экспертов до сегодняшнего дня
Армия США официально приняла на вооружение AH-64A в январе 1984 года, в этом же году был подготовлен и первый пилот вертолета. Первое оперативное подразделение Apache (7-й батальон, 17 кавалерийской бригады) начало обучение на AH- 64А в апреле 1986 года на базе Форт-Худ, штат Техас. Два оперативных подразделений с AH-64 впервые развернуты в Европе в сентябре 1987 года, на их счету участие в крупных военных учениях. Apache был первым вертолетом использовавшимся в боевых действиях в 1989 году, в ходе операции "Just Cause" при вторжение в Панаму. На счету AH-64 более чем 240 часов боевых вылетов с атакой различных целей, в основном в ночное время. Генерал Карл Stiner, командующий операцией "Just Cause", похвалил Apache за точность. "Вы могли бы стрелять ракетами Hellfire ночью в окна на расстоянии в 4 мили".
Через год после операции в Панаме, почти половина всех американских апачей были развернуты в Саудовской Аравии в ответ на вторжение Ирака в Кувейт. Во время операции Буря в пустыне 17 января 1991 восемь AH-64As уничтожили сеть Иракских радаров.
За 100 часов войны в общей сложности 277 AH-64s, уничтожили свыше 500 танков, множество бронетранспортеров и других иракских транспортных средств.