Фронтовой
истребитель МиГ-29 Одна из самых лучших боевых самолетов всех времен и народов, разработка МиГ-29 было начата с целью создания истребителя с такими исключительными характеристиками, чтобы превзойти любые западные аналоги. Во время первого полета нового перехватчика он проявил себя в состоянии бороться, и если не превосходить F/A-18 Hornet и не менее легендарный F-16 Fighting Falcon. Несмотря на распад СССР, МиГ-29 не потерял позиций в экспорте и популярность во многих странах осталась прежней. Хотя МиГ-29 на самом деле никогда не были очень эффективны в воздушных боях, главным образом из-за плохо обученных пилотов, много примеров можно привести на анализе войны в Ираке. Секрет и успех МиГ-29 в том, что он был очень маневренным и позволял пилоту использовать свой не большой опыт для принятия мгновенных решений
Учитывая что МИГ-29 был задуман как легкий истребитель с возможностью противостоять современным американским легким истребителям, он должен был обладать модернизированной кабиной с HUD (Heads-Up Display), и способностью поражать как воздушные так и наземные цели (хотя и с большим акцентом на превосходство в воздухе). Он должен был быть в состоянии перехитрить самый современный американский истребитель несмотря на технологическое превосходство. Развитие началось в начале 1970-х, но только через семь лет первый прототип смог оторваться от земли и совершить успешный полет.
МОДИФИКАЦИИ.
МиГ-29 - исходный одноместный фронтовой
истребитель;
МиГ-29К - многоцелевой палубный
истребитель-бомбардировщик;
МиГ-29КВП - промежутточный вариант, построенный для
отработки взлёта с трамплина и посадки на аэрофинишёр. Может использоваться как
боевой самолёт, а также, как тренировочный для лётчиков корабельной авиации на
наземных аэродромах. Единственное его отличие от обычного самолёта наземного
базирования - гак и усиленная конструкция;
МиГ-29М - усовершенствованный фронтовой
истребитель с электродистанционной системой управления и улучшенным
оборудованием;
МиГ-29МЭ - экспортный МиГ-29М;
МиГ-29С - усовершенствованный фронтовой
истребитель.;
МиГ-29СМ унаследовал от МиГ-29СЭ (самолеты,
подобные этой модификации, были поставлены в Малайзию) все нововведения:
увеличенная бомбовая нагрузка (до 4 т), дозаправка в воздухе, ракеты с активной
радиолокационной головкой самонаведения РВВ-АЕ, повышающими шанс победить в
дальнем бою в 6-7 раз. Уже эти две модификации по основным параметрам не
уступают или превосходят, разрабатываемый "Еврофайтер" - истребитель
следующего поколения.;
МиГ-29СМТ - новая экспортная модификация МиГ-29М.
Унифицированная (т. е. впоследствии будет ставится на все российские
истребители) кабина с 3 МФД, легче на 900 кг за счет импортной элементной базы.
Hовая РЛС (с автоматическим картографированием местности). Дополнительные баки.
Бомбовая нагрузка (до 4тонн) и дальность (до 3500 км) увеличены;
МиГ-29СЭ - усовершенствованный фронтовой
истребитель, снабжённый системой дозаправки в воздухе. Экспортная модификация.;
МиГ-29УБ - двухместный учебно-боевой вариант.
Создан в 1981 г.;
МиГ-29УБТ. Двухместная модификация для выполнения
специальных ударных заданий. Первый полёт 10.08.98 года ;
МиГ-29 с поворотными соплами двигателей -
экспериментальный самолёт для отработки системы отклонения вектора тяги,
которая, возможно, найдёт применение на многоцелевом истребителе следующего
поколения, разрабатываемом с 1988 г. на основе МиГ-29. Постройка истребителя
пятого поколения была завершена ещё в 1991 г., но он ещё не смог подняться в
воздух из-за отсутствия средств на доводку двигателей;
МиГ-33 - МиГ-29М;
МиГ-35 - глубокая модернизация МиГ-29М (МиГ-33).
РАЗМЕРЫ. Размах крыла 11.36
м; длина самолета (со штангой ПВД) 17.32 м; высота самолета 4.73 м; площадь
крыла 38.0 м2; минимальная фронтальная ЭПР 2 м2.
ЧИСЛО
МЕСТ. Экипаж 1 человек (у МиГ-29УБ и МиГ-29УБТ- два).
ДВИГАТЕЛИ. 2хТРДДФ РД-33, НПО
им. В.Я. Климова.
Истребитель МиГ-29 оснащен двумя турбореактивными
двигателями системы Туманского с использованием дожига топлива. Двигатель
бездымный с впрыскиванием воды при посадке, как и другие двигатели Туманского.
Тяга:
- нефорсажная 2 х 5100 кГс,
- форсажная 2 х 8300 кГс;
расход топлива на двигатель:
- на максимале 0.77 кг/кГс∙ч (21.8 мг/Н∙с),
- форсажный 2.10 кг/кГс∙ч (59.48 мг/Н∙с);
степень двухконтурности 0.4;
степень повышения давления 20;
максимальный диаметр 1000 мм;
масса двигателя 980 кг;
масса силовой установки 1217 кг.
МАССЫ
И НАГРУЗКИ. Масса пустого 10900 кг; масса максимальная
взлетная 18480 кг; масса нормальная 15240 кг; боевая нагрузка 3000 кг;
максимальный запас топлива во внутренних баках 4200 л.
ЛЕТНЫЕ
ДАННЫЕ. Максимальная скорость полёта: на большой высоте
2450 км/ч (М=2.3), у земли 1300 км/ч; максимальная скороподъемность у земли 330
м/сек; время разгона от 600 до 1100 км/ч 13.5 с, от 1100 до 1300 км/ч 8.7 с;
взлётная скорость 220 км/ч; длина разбега -без форсажа 600-700 м, с форсажём
260 м; скорость захода на посадку 260 км/ч, посадочная скорость 235 км/ч, длина
пробега (с тормозным парашютом) 600 м; практический потолок 17000 м;
перегоночная дальность -без ПТБ 1500 км, с одним ПТБ 2100 км, с тремя ПТБ 2900
км; максимальная скорость разворота 23.5 ╟/сек; эксплуатационная перегрузка + 9
ед.
КОНСТРУКТИВНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ. Крыло снабжено полностью открывающимися
предкрылками, эффективными закрылками и полуоткрывающимися элеронами.
Кабина МиГ-29 удивительно просторна и накрывается
большим фонарем, что обеспечивает большее поле зрения, чем у западных
истребителей. Приборная панель практически идентична таковой у Су-27, что
облегчает пилотам переход с одной машины на другую.
Уникальная особенность МиГ-29 - возможность взлёта
с боевой нагрузкой на одном двгатеиле с включением второго двигателя уже в
воздухе, что позволяет сэкономить драгоценное время при взлёте по тревоге.
ВООРУЖЕНИЕ. МиГ-29 является
универсальным истребителем, способным как наносить бомбовые удары, так и
завоевывать превосходство в воздухе. Вооружение включает одноствольную пушку
ГШ-301 (30 мм, боекомплект 150 патронов, скорострельность 1500 выстр./мин) в
левом корневом наплыве крыла. Крыло имеет шесть (восемь на МиГ-29К) точек
подвески грузов. Все подвески МиГ-29 могут нести бомбы, либо другое вооружение
класса "воздух-земля". Для борьбы с воздушными целями на шести
подкрыльевых узлах МиГ-29 могут быть установлены: шесть УР ближнего боя Р-60М
или малой дальности Р-73 с ИК ГСН; четыре УР ближнего боя и две УР средней
дальности Р-27РЭ с радиолокационной или Р-27ТЭ с ИК системой наведения.
Предполагается установка новой УР средней дальности Р-77. Возможна установка
старых УР Р-23. Для действий по наземным целям самолёт может нести бомбы, блоки
НАР калибром 57 мм, 80 мм, 122 мм и 240 мм, унифицированный контейнер мелких
грузов КМГУ-2. Возможно использование УР класса воздух-поверхность Х-25М с
пасивным радиолокационным, полуактивным лазерным или корабельным наведением,
Х-29 (МиГ-29К) с ТВ или лазерным наведением, сверхзвуковой противокорабельной
ракеты Х-31А (МиГ-29К), дозвуковой противокорабельной ракеты Х-35.
СОСТОЯНИЕ
ПРОГРАММЫ. В серийном производстве. 1-й полет прототипа -
1977 год; принятие на вооружение - 1982 год. Считается, что первая советская
эскадрилья МиГ-29 была сформирована в течение 1984г. К январю 1986г. МиГ-29
были поставлены во многие военно-воздушные части СССР.
В начале 1999 года истребитель МиГ-29СМТ получил
сертификат ВВС России, что позволяет начать работы по переоборудованию МиГ-29 в
строевых частях ВВС России, проводить их на самолетах зарубежных заказчиков,
начать серийное производство.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
СВЕДЕНИЯ. Обозначение НАТО "Fulcrum".
МиГ-29 - один из лучших в своём классе реактивных
истребителей четвёртого поколения.
МиГ-29 создавался для завоевания превосходства в
воздухе в зоне боевых действий и на небольших удалениях от фронта и
предназначен для борьбы с авиацией противника, прикрытия войск и тыловых
объектов от ударов с воздуха, противодействия воздушной разведке противника
днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Кроме уничтожения воздушных
целей на средних и малых дистанциях, в том числе и на фоне земли, он может
также поражать подвижные и неподвижные наземные и морские цели. МиГ-29
превосходит по многим параметрам свои зарубежные аналоги (F-16, F/A-18,
"Мираж"2000). Высокая тяговооружённость, отличная аэродинамика дают
ускоренный разгон, высокую скороподъёмность, малые радиусы виражей, большие
угловые скорости разворота, возможность длительно маневрировать с большими
перегрузками. Самолёт может эффективно вести активный маневренный бой с
применением пушки, всеракурсный ракетный бой на ближних и средних дистанциях,
выполнять перехват ударных и разведывательных самолётов, в том числе
низколетящих на фоне земли. МиГ-29 - создан на долгую перспективу. Впервые
поднявшись в воздух около 20 лет назад он и по сей день остается лучшим в мире
истребителем в своем классе. Мало того, последняя его модификация, МиГ-29СМ,
впервые показанная на авиасалоне в Париже в 1995 году, является уже полностью
многофункциональным истребителем, оснащенным высокоточным оружием
"воздух-земля" Его ударная мощь возросла в три раза, по сравнению с
предыдущими модификациями.
|