AC-130H Spectre
В конце 70-х
годов ВВС инициировали программу оснащения самолетов АС-130Н системами
дозаправки топливом в полете. После оборудования такими системами два АС-130Н в
1979 г. совершили показательный перелет с базы Харлберт-Филд на базу Андерсон,
расположенную на о.Гуам. Перелет длился 30 ч, "ганшипы" четыре раза
дозаправлялись топливом от танкеров. Начиная с 1980 г., тренировочные полеты
продолжительностью 10-15 ч с дозаправками в воздухе стали рутинными для летчиков
АС-130Н.
Дальнейшее
совершенствование "кораблей первой линии" сил специального назначения
ВВС проходило в соответствии с программой SOFI (Special Operations Force
Improvements - совершенствование сил специальных операций), принятой ВВС в
декабре 1986 г. На "Ганшипах" установили более совершенное бортовое
оборудование, включая цифровые ЭВМ нового поколения; инерциальные навигационные
системы с коррекцией от спутниковой навигационной системы; новые системы
отображения информации, такие как: нашлемные дисплеи, позволяющие летчикам
наводить на цель бортовое вооружение; радиосвязные системы с засекреченными
каналами связи и усовершенствованные системы РЭБ. Улучшенная И К система
ночного видения перенесена из спонсона основных опор шасси в нижнюю носовую
часть фюзеляжа. Переоборудование первого АС-130Н (серийный N 69-6568) в
соответствии с программой SOF1 началось в декабре 1987 г., первый полет он
совершил 1 сентября 1989 г., передан в 1-е авиакрыло специального назначения 31
июля 1990 г. Последний, девятый, АС-130Н SOFI, передан ВВС в августе 1993 г.
Кроме улучшения возможностей БРЭО в рамках программу SOFI значительное внимание
уделялось повышению надежности работы всех систем самолета, в результате чего
межремонтный ресурс удалось поднять с 50-100 ч до 1500-2000 ч. С 1990 г. на
АС-130Н стали ставить автоматическую систему ИК ловушек AAR-44IRWR.
Впервые со
времен Вьетнама АС-130 приняли участие в боевых действиях в ходе вторжения на
Гренаду, операция "Арджент Фьюри" ("Неистовая ярость"),
вечером 24 октября 1983 г. Самолеты взлетели с авиабазы Харлберт-Филд, и
совершив 10-часовой ночной перелет с двумя дозаправками в воздухе, утром 25
октября появились над столицей Гренады Порт-Салинасом. Экипажи АС-130Н
обеспечивали огневую поддержку высадки десанта и подавили огнем своих пушек
несколько батарей малокалиберной зенитной артиллерии. "Ганшины"
принадлежали 4-й эскадрилье специального назначения из 16-го авиакрыла.
В операции
"Джаст Коз" ("Правое дело" - вторжение в Панаму) целями
"ганшипов" стали аэропорт Торриджос/ Тосамен, авиабазы Рио-Хато и
Паитилла, порт Бальбоа, военные казармы и ряд других объектов. Боевые действия
продолжались с 20 декабря 1989 г. по 7 января 1990 г. Американские специалисты
назвали эту войну "предназначенной специально для "ганшипов". Слабое
противодействие средств ПВО или полное их отсутствие, ограниченная территория
конфликта сделали АС-130 королями воздуха, а сама война для их экипажей
превратилась в учения с боевой стрельбой. Личный состав в совершенстве
отработал в Панаме классическую тактику воздушных линкоров: два АС-130 вставали
в вираж так, что самолеты находились в противоположных точках окружности, при
этом все трассы бортового оружия сходились на поверхности земли в круг
диаметром примерно 15 м, буквально сметая все внутри этого круга. Экипажи с
равным успехом летали как днем, так и ночью.
В ходе войны в
Заливе с 17 января по 27 февраля 1991 г. четыре АС-130 Н SOFI из состава 4-й
эскадрильи совершили 50 боевых вылетов, налетав в общей сложности более 280 ч.
Главной задачей "ганшипов" стал поиск и уничтожение пусковых
установок баллистических ракет Scud, а также РЛС раннего обнаружения воздушных
целей. Ни одну из этих задач самолеты выполнить не смогли. Поисковое
оборудование АС-130Н, прежде всего различные инфракрасные системы ночного
видения, оказалось неспособно работать в жарком климате пустыне в условиях
атмосферы насыщенной пылью и песком. АС-130Н привлекались к оказанию
непосредственной авиационной поддержки в сражении за Аль-Хафи. Вечером 29
января два "ганшипа" совершили по успешному боевому вылету на
поддержку американских танкистов и пехоты, но на следующий день одна машина
(позывной "Спирит 03") была сбита иракским ЗРК. Все 14 членов экипажа
погибли, подтвердив известную со времен Вьетнама истину - над насыщенным
средствами ПВО полем боя "ганшипам" делать нечего, это не их война.
За три года до событий в Персидском заливе, тогдашний заместитель командующего
23-х ВВС бригадный генерал Хансен Скотт сказал: "Если мы потеряем на войне
хотя бы один АС-130, то это будет трагедией."
"Ганшины"
принимали участие и в бесславной для США операции "Возвращение
надежды" по восстановлению мира в Сомали, проводившейся под эгидой ООН.
Так, 11 июня 1992 г. три АС-130Н, базировавшихся в Джибути, атаковали позиции
мятежного генерала Айдида в районе Могадишо. Эту атаку с воздуха широко
использовала для устрашающей пропаганды мятежников сомалийское радио. 14 марта
1993 г. на взлете в кенийском аэропорту Момбаса из-за самопроизвольной
детонации 105-мм снаряда разбился один АС-130Н SOFI (позывной "Джоки-14");
восемь из 14 членов экипажа погибли.
Последней, на
сегодняшний день, военной операцией с участием "ганшипов" стали
боевые действия на территории бывшей Югославии. АС-130Н 16-й эскадрильи
действовали с итальянской авиабазы Бриндизи. Самолеты активно использовались
над Боснией, пока в этом балканском государстве не стали применяться ЗРК: урок
"Бури в Пустыне" не прошел даром. "Ганшипы" привлекались к
дневным и ночным разведывательным полетам, нередко самостоятельно поражая
обнаруженные цели. До прибытия в регион "круглосуточных" ударных
.самолетов F-15 и F/А-18, АС-130Н были единственными самолетами НАТО,
способными наносить точечные удары в темное время суток (огонь 105-мм пушки
АС-130 не уступал по точности ракетам с лазерным или телевизионным наведением).
Днем по обнаруженным целям работали истребители-бомбардировщики
"Ягуар" и F-16. Примером действий АС-130 может быть патрулирование в
ночь на 10 марта 1994 г. Пара "линкоров" получила сообщение об
обстреле сербскими танками французского контингента миротворческих сил в районе
Бихача. Обстрел французов (если он был, данные о действиях АС-130, естественно,
американские, и абсолютно им верить нельзя) носил явно провокационный характер,
поскольку проводился всего за три часа до отвода сербских войск из этого района.
Экипажи "ганшипов" легко обнаружили танки с помощью И К систем и
поразили их огнем 40- и 105-мм пушек; предположительно, это были два Т-34 с
усиленным местными умельцами бронированием.
"Второе
пришествие" АС-130 на Балкапы состоялось в рамках операции "Союзническая
сила". В состав сводного 86-го экспедиционного авиакрыла специального
назначения входили два AC-130U. Самолеты базировались на итальянской авиабазе
Бриндизи. В боевых действиях самолеты принимали участия, начиная с 16 апреля
1999 г. Необходимо отметить, что вся боевая деятельность "ганшипов"
была засекречена в гораздо большой степени, чем даже использование В-2.
Достаточно сказать, что сам факт использования АС-130 над Югославией США
обнародовали только в конце мая. Сообщалось, что АС-130 действовали, главным
образом над Косово, их целями были точечные подвижные цели типа ЗРК
"Куб", а также мосты и туннели на дорогах, связывающих Косово с
Сербией. Уже в ходе боевых действий в Италию из США перебросили еще три
"линкора". Можно предположить, что "ганшипы" взяли на себя
часть задач, решать которые должны были боевые вертолеты АН-64А
"Апач". Эти вертолеты были развернуты в Албании, но в боевых
действиях участия не принимали.
Мощное бортовое
оборудование "ганшипов" используется и в мирных целях. Еще в 1973 г.
АС-130Н применялся для ночных поисков потерпевшего катастрофу пассажирского
самолета в районе Эверглейдс. Экипаж с помощью ИК систем обнаружил место
падения самолета, а после прибытия спасателей встал в традиционный
"ганшиповский" вираж и подсвечивал рабочим мощным прожектором.
Модификация |
AC-130H |
Размах крыла, м |
40.41 |
Длина самолета,м |
29.79 |
Высота самолета,м |
11.66 |
Площадь крыла,м2 |
162.12 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
28000 |
максимальная взлетная |
72575 |
Внутренние топливо, кг |
20520 |
Тип двигателя |
4 ТВД Allison Т-56-А-15 |
Мощность, кВт |
4 х 3750 |
Максимальная скорость, км/ч |
485 |
Крейсерская скорость, км/ч |
335 |
Боевая скорость, км/ч |
275 |
Практическая дальность, км |
2700 |
Боевой радиус действия, км |
1200 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
579 |
Боевая высота, м |
1680 -3200 |
Практический потолок, м |
7800 |
Экипаж, чел |
14 |
Вооружение: |
две 20-мм шестиствольные пушки М61А1 Vulcan
(2500 патронов), одна 40-мм пушка M1 Boffors (250 патронов), одна 105-мм
пушка M-102 Howitzer (96 патронов) |