F-100 в небе Вьетнама
Из советских истребителей того времени основным противником F-100 был МиГ-19, который серийно стал выпускаться в 1954-м. Интересно сравнить эти две машины. Соперники были достойны друг друга.
МиГ-19 -первый в СССР серийный сверхзвуковой истребитель. Он на протяжении десятков лет стоял на вооружении многих стран и имел массу модификаций. По геометрическим размерам он был несколько меньше Супер Сейбра и значительно, - до 4 т, - уступал ему по массе. Площадь его крыла также была меньше на 14 м2. Но мощность двух его ТРД в сумме, примерно на 700 кгс тяги, превышала мощность двигателя F-100. Однако максимальная скорость горизонтального полета, в силу более высокого аэродинамического качества Супер Сейбра, у обоих самолетов на высоте была примерно одинакова, порядка 1470 км/ч.
МиГ-19 оказался несколько маневреннее, обладал лучшей скороподъемностью и имел значительно больший (на 3000 м) максимальный потолок. Пушечное вооружение у обеих машин было равноценно, но F-100 мог нести большее количество ракет. К тому же и предельная дальность у Супера, в силу более емких подвесных топливных баков, была на 500 км большей, чем у МиГ-19.
F-100 был не новичком в составе Тихоокеанских ВВС США. Подразделения этих истребителей базировались на авиабазах Кадена (Окинава), Итазуке (Япония), Кларк (Филиппины) еще с конца 50-х годов. Правда, к началу вьетнамской войны большинство F-100 из этих подразделений уже были заменены на Тандерчифы. Тем не менее F-100 стал одним из первых боевых самолетов США, размещенных на Южном Вьетнаме после принятия тонкинской резолюции в августе 1964г. Несколько самолетов из 615-й эскадрильи тактических истребителей, находящихся на дежурстве на базе Кларк, были переброшены 5 августа в Да-Нанг, где к ним скоро присоединились и другие самолеты, перелетевшие с территории США. Вместе они составляли смешанную ударную группу тактического авиационного командования в Юго-Восточной Азии.
Вскоре F-100 приняли участие в первой разведывательно-ударной миссии над Лаосом, совершив налет на дорогу 8 и путевой мост Нэп, который был ключевой точкой тропы Хошимина. Всего в налете 14 декабря участвовали 15 самолетов: три RF-101 в качестве разведчиков целей и для регистрации результатов удара, четыре F-105 в качестве бомбардировщиков, восемь F-100 для воздушного прикрытия. Налет, совершенный с базы Да-Нанг, оказался безуспешным.
Неделю спустя F-100 снова участвовали в налете. Четыре самолета из 428-й эскадрильи тактических истребителей прошлись вдоль дороги 8, и опять безрезультатно из-за плотного зенитного огня и нехватки топлива. Далее участие США в войне быстро разрасталось, и с конца февраля 1965-го над Южным Вьетнамом были задействованы и тяжелые бомбардировщики В-47. 2 марта несколько этих машин совершили налет на военно-промышленные объекты Северного Вьетнама, и вновь их прикрывали F-100. Далее, по мере усиления ПВО Северного Вьетнама, оснащенной советской боевой техникой, и увеличения потерь авиации США, F-100 перенацеливались на действия над менее защищенными объектами. Они действовали в основном для непосредственной поддержки сухопутных войск.
F-сотые на театре вьетнамской войны дослужились до июля 1971-го, когда последний Супер Сейбр из 35-го тактического крыла с Фан-Ранга был возвращен в США.
Вывод американских войск из Южного Вьетнама ознаменовал быстрое снятие Супер Сейбра с вооружения. К середине 1972-го в боевых частях тактической авиации не осталось ни одного F-100. Однако они еще долго состояли на вооружении ВВС национальной гвардии, откуда последние самолеты этого типа были списаны к началу 80-х. За исключением нескольких машин, большинство Супер Сейбров оказалось в центре авиационного складирования на авиабазе Дэвис-Монсэн (штат Аризона). Отсюда они отправлялись на переоборудование в управляемые воздушные мишени QF-100. Они использовались для испытания нового оружия и тренировок пилотов.
Потери самолетов F-100 в Вьетнаме
Модель | произв. ╧ | сер. ╧ | подразделение | дата | Причина потери | Судьба экипажа |
---|---|---|---|---|---|---|
F-100C-1-NA | 214-5 | 53-1713 | 136th TFS | 08-08-1968 | проблемы с дв-лем | спасен |
F-100C-1-NA | 214-32 | 53-1740 | 174th TFS | 14-03-1969 | огонь с земли | спасен |
F-100C-1-NA | 214-33 | 53-1741 | 188th TFS | 04-05-1969 | огонь с земли | погиб |
F-100C-1-NA | 214-57 | 53-1765 | 174th TFS | 27-09-1968 | огонь с земли | спасен |
F-100C-5-NA | 217-36 | 54-1775 | 136th TFS | 02-08-1968 | огонь с земли | спасен |
F-100C-20-NA | 217-158 | 54-1897 | 120th TFS | 27-03-1969 | неизвестно | погиб |
F-100C-20-NA | 217-192 | 54-1931 | 136th TFS | 18-12-1968 | огонь с земли | спасен |
F-100C-20-NA | 217-173 | 54-1912 | 136th TFS | 25-07-1968 | огонь с земли | погиб |
F-100C-20-NA | 217-234 | 54-1973 | 120th TFS | 29-12-1968 | огонь с земли | спасен |
F-100C-25-NA | 217-265 | 54-2004 | 174th TFS | 14-07-1968 | зенитный огонь | погиб |
F-100C-25-NA | 217-291 | 54-2030 | 188th TFS | 04-01-1969 | столкновение с F-100C-25-NA c/n 217-312 s/n 54-2051? | ПБВ |
F-100C-25-NA | 217-302 | 54-2041 | 188th TFS | 31-01-1969 | огонь с земли | спасен |
F-100C-25-NA | 217-312 | 54-2051 | 188th TFS | 04-01-1969 | столкновение с F-100C-25-NA c/n 217-291 s/n 54-2030? | ПБВ |