Военные технологии Пятница, 22.11.2024, 05:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Самолеты [944]
Беспилотники [297]
Вертолеты [233]
Ракетное вооружение [283]
ПВО/ПРО/ЗРК/ПЗРК [260]
ВМФ [397]
Танки/РСЗО/САУ/Авто [310]
Стрелковое оружие [266]
Военные технологии [144]
Разведка, спецслужбы [82]
Армия [74]
Политика и прочее [524]

Наш опрос
Если начнется война...
Всего ответов: 1323

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

F-X истребитель 6 поколения


Пока что истребители пятого поколения являются скорее экзотикой, чем реальностью военно-воздушных сил мира. В то же время, ничего не мешает околоавиационной общественности уже обсуждать следующее поколение – шестое. Как и в случае со всеми предыдущими поколениями, уже на стадии начала работ по определению облика появляются различные технические «фантазии», в том числе спекулятивные или слишком фантастические. Как и раньше появляются рисунки, показывающие видение шестого поколения конкретным автором.

Этим летом один из таких рисунков даже демонстрировался на салоне EAA AirVenture в Ошкоше. И подписан он был как «F-X». По слухам, этот аппарат разрабатывается фирмой Boeing, и должен пойти в серию где-то в районе 2030 года. По крайней мере, именно в это время Пентагон планирует начать выводить из эксплуатации истребитель F-22. Из рисунка ясно, что перспективный самолет будет построен по схеме «летающее крыло», что в свете последних тенденций американского авиастроения более-менее понятно. Но на том же рисунке показана атака наземной и воздушной цели при помощи некоего лучевого оружия, скорее всего, лазерного. Смело, очень смело. Но возможно ли?


Стоит признать, что рано или поздно подобные системы появятся, но вряд ли они будут устанавливаться на серийные самолеты в ближайшие 20-25, а то и больше лет. Так что вряд ли строчка о лазерах появится в документации по облику истребителя шестого поколения. А вот сама документация должна быть представлена комиссией Пентагона в ближайшие пару лет. Напомним, этой зимой США объявили о начале работ по определению облика перспективного истребителя. Также были раскрыты планируемые сейчас сроки принятия его на вооружение – 2025-30 годы. Пожалуй, стоит признать, если работы по шестому поколению пойдут с такими же темпами и «приключениями», как в случае с F-22 «Раптор», то принятие на вооружение F-X придется переносить, и хорошо, если перенос понадобится только один или два раза.


Другие страны пока над шестым поколением не задумываются. Еще бы, они пока только испытывают свои истребители. Надо заметить, американский F-35 пока тоже еще не пошел в серию. Но F-22 уже почти снят с производства, хотя его отношение к 5-му поколению вызывает споры, что, однако, не мешает американцам классифицировать «Раптор» именно так.


Облик шестого поколения американцы пока еще не выработали, да и когда он будет готов, нам некоторое время придется довольствоваться лишь обрывочными сведениями. Все-таки шестое поколение вещь серьезная, и никто сразу карты раскрывать не станет.

А пока лучшие умы USAF, USN и USMC думают, что должен представлять собой новый самолет, давайте попробуем собрать различные мнения по этой теме и создать свой облик истребителя шестого поколения.

Если за разработку нового самолета берутся американцы, то стоит ожидать очередных попыток еще более сильного снижения радиолокационной заметности. Во всяком случае, свое пятое поколение США делает именно таким. Как уже говорилось, на рисунке F-X изображен в виде летающего крыла без вертикального оперения. Фюзеляж, в свою очередь, почти не должен выделяться «на фоне» крыла. Полезная нагрузка, соответственно, должна будет перевозиться на внутренней подвеске. Конечно, пуск ракет из внутреннего грузоотсека имеет некоторые особенности, но у США уже есть опыт в изготовлении специальных катапульт для предварительного выброса ракеты за пределы самолета. В то же время, в отличие от F-22 или F-35 F-X вряд ли будет иметь узлы для внешней подвески оружия. По крайней мере, для этого должны быть созданы ракеты с подходящим соотношением габаритов и боевых характеристик.

Вооружение истребителя 6-го поколения вряд ли будет иметь в своем составе нечто лазерное. Хотя комплекс YAL-1 успешно поражает цели, сокращения габаритов лазерного оружия до приемлемых для истребителя придется ждать еще долго. К тому же на складах еще достаточно «обычного» оружия, которое нужно будет куда-то девать. А вот ствольного оружия на американском шестом поколении скорее всего не будет. Отказ от него в 60-х был преждевременным, но современные взгляды на воздушный бой позволяют обходиться только ракетами. По крайней мере, считается, что самолеты пятого, а тем более шестого поколения будут биться на средних и больших дистанциях - сходиться на малых они должны будут только в очень редких случаях.

Если в признаках пятого поколения истребителей числится бесфорсажный сверхзвуковой полет, то у шестого он должен быть и подавно. Отсюда можно сделать выводы о высокой тяговооруженности, вплоть до 1,4-1,5. Для этого моторостроителям придется крепко поработать. Возможно даже придется вспомнить легендарный двигатель Pratt & Whitney J58-P4 с его комбинированной турбопрямоточной схемой. Если перенести «анатомию» этого двигателя из 60-х на технологии XXI века, то можно получить весьма и весьма значительную тягу и, как следствие, тяговооруженность и скорость. Последний параметр, как считает множество экспертов, у шестого поколения уже должен подбираться к гиперзвуковому «барьеру». Такие скорости будут полезны как при перехвате вражеских самолетов, которые тоже, по идее, должны летать с соответствующими скоростями, так и при уничтожении боевых блоков баллистических ракет. Высотные характеристики истребителя, в свою очередь, должны позволят ему забираться на высоту в 30-35 км как минимум. Но практический толк от такой высотности будет только если появятся бомбардировщики наподобие немецкого проекта Silbervogel или если будет решено расширить номенклатуру средств противоракетной обороны.

При всем этом двигатели истребителя шестого поколения должны иметь относительно малый расход топлива, чтобы самолет мог иметь соответствующую дальность. Желательный радиус действия должен быть в районе 2500-3000 км: при гиперзвуковых скоростях это позволит истребителю осуществлять прикрытие своих или атаку вражеских объектов ни чуть не хуже современных самолетов, а то и лучше и быстрее. Ко всему этому, согласно последним тенденциям, конструкторы должны будут присовокупить управляемый вектор тяги. Ближних маневренных боев в больших количествах, конечно, не ожидается, но эта система может быть использована для улучшения взлетных характеристик истребителя.

Нельзя не признать, что главная составляющая истребителей и 4-го, и 5-го поколений – бортовое оборудование. На шестом поколении стоит ожидать не только привычные многофункциональные ЖК-экраны или нашлемные системы целеуказания, но и полноценные заменители ИЛС, расположенные на стекле шлема. Во всяком случае, работа над подобными системами ведется уже не первый год, пример - американская HMD для F-35. Сюда же можно прибавить «прозрачную кабину» и не только. Прицельно-навигационный комплекс истребителя 6 поколения может даже иметь некоторые элементы искусственного интеллекта. По крайней мере, он должен различать цели, определять их приоритет и выдавать летчику только самую важную информацию, дабы он не тратил силы на то, что может сделать и автоматика. В идеале ПНК должен выдавать на экран основные параметры цели: дальность до нее, высоту, тип и т.д., а также рекомендуемое средство ее поражение. Т.е. летчику останется только подтвердить предложение бортового компьютера и произвести пуск ракеты или отцепку бомбы. Или не подтверждать и выбирать средство атаки самостоятельно, хотя ПНК будет ему помогать и здесь. Вероятнее всего, несмотря на развитие электроники, последнее слово и в шестом, и даже в седьмом поколении последнее слово будет за человеком.

Часто высказывается мнение, что истребитель шестого поколения должен быть вообще беспилотным. Однако современное положение дел в работе над искусственным интеллектом пока не позволяет доверять компьютеру выполнение боевых задач. Можно, конечно, делать и дистанционно управляемый самолет, однако даже очень хорошо зашифрованный сигнал противник может просто заглушить. Так что отказываться от живого пилота в кабине пока рановато.

Тем не менее, электроника должна ему во всем помогать: для этого самолет должен иметь полный комплекс датчиков «внешней обстановки», от РЛС и ОЛС до станций предупреждения об облучении и детекторов ракет. Причем все эти системы должны быть еще более совершенными по сравнению с современными. А для повышения малозаметности желательно чтобы БРЭО могло работать не только в «обычном» режиме, но и в режиме минимального излучения или вообще без него. Американцы уже пробовали сделать нечто подобное на F-22 и F-35, однако подробностей по теме пока нет.

Еще одна обязательная черта электроники самолета будущего – интеграция с различными системами управления и целеуказания. Истребитель при поиске цели и атаке должен взаимодействовать и с другими самолетами, и с наземными системами. Т.е. если, например, один из истребителей звена или наземная РЛС обнаруживает цель, о ней моментально должны узнавать все и на земле, и в воздухе. Подобные системы есть уже и сейчас, но в будущем они должны быть полностью автоматизированы, вплоть до того, что пилот истребителя будет одновременно получать информацию о цели и об оптимальном способе ее атаки, если именно его самолету будет удобнее других поразить цель.

Чтобы истребитель 6-го поколения сам не попал под атаку он, как уже говорилось, должен быть малозаметным и в радио- и в ИК-диапазоне. Наработки по этим направлениям уже давно есть и остается только совершенствовать их. Аналогично дело будет обстоять и со средствами радиоэлектронной борьбы.
В целом, облик истребителя шестого поколения можно охарактеризовать так: внешне он выглядит лишь немного футуристично, ибо кроме законов аэродинамики и пожеланий художников существуют ограничения существующих технологий. В то же время, главное у новых самолетов будет внутри: БРЭО на новой элементной базе при лучших характеристиках, чем у современных систем, будут иметь меньшие габариты: под топливо и полезную нагрузку останется больше места. Шестое поколение по-прежнему будет требовать личного участия человека, хотя его работа и будет значительно облегчена.

А вот систем, «пришедших» из научной фантастики – полностью автономного компьютера управления, лазерного или электромагнитного оружия или возможности действовать как в атмосфере, так и за ее пределами, придется подождать. Как минимум, до седьмого поколения. А им начнут заниматься никак не раньше 2050 года. И это, надо заметить, довольно оптимистичный прогноз: даже сейчас американцы вынуждены признавать, что реальный срок вхождения в строй шестого поколения - 2035-2040 год. В других странах, в том числе и в России, это вряд ли случится раньше. К тому же кроме Штатов пока никто не заявлял о своих изысканиях на тему шестого поколения.

Вход на сайт

Поиск

Архив записей

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz