Истребитель-перехватчик Су-27 "Flanker"
В 1969 году Советский Союз узнал о программе ВВС США "FX", которая привела к появлению F-15 Eagle. Советское руководство поняло, что новый американский истребитель будет представлять собой серьезное технологическое преимущество по сравнению с существующими советскими истребителями. Нужна была более современная версия истребителя с хорошей маневренностью и новейшей системой управления. В ответ Советский Генштаб разработал требования к новому перспективному фронтовому истребителю. Характеристики были весьма амбициозными, возможность полета на огромное расстояние для тех времен, большая мощность, возможность использовать короткую влетно-посадочную полосу, отличную маневренность, скорость больше 2 маха и тяжелое вооружение.Аэродинамический дизайн для нового самолета была в значительной степени спроектирован ЦАГИ совместно с ОКБ Сухого.
Но разработка оказалась слишком сложной и дорогостоящей задачей для одного самолета, поэтому были разработаны 2 вирианта истребителей "легкий" и "тяжелый". Программа "легкого истребителя" привела к появлению МиГ-29, тактического истребителя, в то время как программа "тяжолого" была поручена ОКБ "Сухого", которое в конечном счете разработало Су-27 и его различные модификации. Программа Союза и США очень схожи между собой, в "тяжолой" версии Америки появился F-15 Eagle, в "легкой" F-16 Fighting Falcon и Northrop YF-17, что в итоге привело к созданию F/A-18 Hornet.
После запуска в серийное производство первые Су-27 (обозначение НАТО "Flanker-B) начали поступать в ВВС в 1984 году, хотя производственные трудности существовали до 1986 года. Су-27 предназначались как истребители фронтовой авиации.В первую очередь это были истребители-перехватчики, которые пришли на замену устаревшим Су-15. Несмотря на статус перехватчика, Су-27 мог атаковать цели на земле.
С 1986 года специальная серия Су-27 (знаменитый рекордный истребитель Р-42), созданная из прототипа Т-10С-3 совершила несколько мировых рекордов по производительности, скороподъемности и высоте полета, всего за период с 1986 по 1988 самолет поставил 27 мировых рекордов.
Конструкция и аэродинамика Су-27 внешне схожа с МиГ-29, но сам истребитель существенно больше. Это очень большой самолет, с высоким процентом сожержания в своем составе титана (примерно на 30% больше, чем любой из его современников). Композитные материалы отсутствуют.
Сочетание относительно низкой нагрузки на крыло и мощными органами управления полетом, делает истребитель исключительно гибкой и маневренной машиной, управляемый даже при очень низких скоростях и больших углах атаки. На авиашоу самолет продемонстрировал свою маневренность показав "Кобру Пугачев" или динамическое торможение - кратко, устойчивый горизонтальный полет на угле атаки в 120 °. На истребителе было испытано управление с изменяемым вектором тяги (позже нашло применение на Су-30МК и Су-37), что позволяет истребителю выполнять резкие повороты на очень малом радиусе.
Военно-морская версия «Су», Су-27К (или Су-33), включает в себя значительное уменьшение взлетного расстояния (важно, потому что авианосец Адмирал Кузнецов не имеет катапульты).
В дополнение к значительной маневренности, Су-27 имеет достаточно внушительные внутренние баки для топлива.
Су-27 вооружен одной 30-мм пушкой ГШ-30-1, имеет до 10 узлов подвески для ракет и другого оружия.В стандартное вооружение входят ракеты класса воздух-воздух Р-73 (AA-11 Archer), Р-27 (AA-10 "Alamo"), в том числе последних модификация и моделей с ИК управлением. Более современные варианты "Су" (например, Су-30, -35, -37), могут также нести ракеты Р-77 (AA-12 Adder).
СУ-27 самолеты использовались ВВС России во время войны 1992-1993 годов в Абхазии против грузинских войск.
В 2008 году в Южной Осетии, Россия использовала Су-27, чтобы получить контроль над воздушным пространством Цхинвали, столице Южной Осетии.
В будущем Россия планирует заменить Су-27 наряду с МиГ-29 на новейший истребитель ПАК-ФА Т50 разрабатываемый ОКБ "Сухого"