Крылатая ракета SCALP
Крылатая ракета (КР) SCALP создается на основе разрабатывавшейся фирмой "Matra BAe Dynamics " с 1984 года ракеты "Apach" и внешне мало отличается от нее. Название SCALP-EG (Systeme de Croisiere conventionnel Autonome a Longue portee Precis – Emploi General purpose, «многоцелевая высокоточная крылатая ракета большой дальности с автономным наведением») присвоено перспективной КР разработчиком, в то время как во французских вооруженных силах для обозначения новой ракеты принято официальное наименование APTGD (Armament de Precision Tiree a Grand Distance, «высокоточный боеприпас большой дальности действия»).
Вариант ракеты, создаваемый фирмой "Matra" по заказу ВВС Великобритании для оснащения истребителей-бомбардировщиков "Tornado" и "Harrier GR7", получил обозначение "Storm Shadow".
В ВМС Франции оснащать КР SCALP предусматривается прежде всего истребители-бомбардировщики "Rafale", "Mirage 2000", "Eurofighter" и, в перспективе, многоцелевые атомные подводные лодки нового поколения (на ПЛА ракеты будут размещаться в забортных установках вертикального пуска). Опытно-конструкторские работы по созданию предназначенного для ПЛ варианта ракеты были начаты в середине 1995 года. Впоследствие не исключается возможность доработки этого варианта КР для оснащения им и надводных кораблей ВМС Франции.
В январе 1998 года французское министерство обороны заключило с разработчиками ракет SCALP контракт, общая сумма которого составляет 745 млн.долларов, на поставку ВВС и ВМС Франции начиная с 2003 года 500 ракет SCALP-EG. Необходимо отметить, что такой объем запланированных поставок новых ракет (существовавшие вплоть до середины 1997 года планы предусматривали закупку лишь 200 ракет этого типа) отражает произошедшую во французском военном ведомстве под воздействием событий последних двух-трех лет переоценку значения, которое могут иметь крылатые ракеты большой дальности. Особое внимание уделяется созданию вариантов ракеты, способных поражать наземные цели с известными координатами, но продолжаются и работы по разработке противокорабельных ракет нового поколения и оснащению ими кораблей и авиации французских ВМС.
Важнейшее отличие ракеты SCALP от прототипа заключается в составе используемой системы наведения и дальности действия КР – у SCALP она составляет 250 км и в перспективе должна быть доведена до 400 км против 150км у "Apach". Двукратное увеличение дальности действия КР SCALP достигнуто в первую очередь за счет сокращения размеров отсека полезной нагрузки и размещения в освободившемся объеме дополнительного топливного бака. Размах стреловидного крыла ракеты в маршевом положении составляет 2,53м. Малогабаритный турбореактивный двигатель "TRI Microturbo 60-30" обеспечивает возможность полета на предельно малой высоте с маршевой скоростью до 1050км/ч.
Для запуска с подводной лодки КР будет оснащаться двумя твердотопливными стартовыми ускорителями.
Расположенный в центральной части корпуса ракеты отсек длиной 2,2м предназначен для размещения боевой нагрузки, общая масса которой может достигать 700 кг. В настоящее время КР SCALP рассматривается французским министерством обороны преимущественно в качестве средства для изоляции районов боевых действий. По этой причине в качестве боевой нагрузки для новой ракеты планируются противотанковые мины MIFF, противопехотные мины MUSA GP или MUSPA или же боеприпасы KRISS или "Samanta", предназначенные для разрушения взлетно-посадочных полос аэродромов. Возможно оснащение КР SCALP бетонобойной БЧ, способной пробивать бетонные стены толщиной 5-7м.
В конструкции ракеты SCALP применен ряд мер, нацеленных на снижение прежде всего ее радиолокационной заметности ракеты: корпус ракеты образован пересечение плоских поверхностей, не имеющих, тем не менее, острых кромок в местах сопряжения, и покрыт радиопоглощающим материалом, лопатки турбины двигателя экранируются от визирования наземными РЛС искривленным воздуховодным каналом и т.п.
Понижению вероятности обнаружения ракеты в полете способствует и то, что весь маршевый участок траектории она проходит на высоте 100-150м, а непосредственно перед атакой назначенного объекта снижается еще ниже – до 50м.
При разработке системы наведения КР SCALP тактико-техническими требованиями был предусмотрен запрет на использование в качестве основной - системы спутниковой навигации NAVSTAR. Такое решение имело политический характер и было принято французским правительством на основании того, что Франция не обладает контролем над функционированием созданной и эксплуатируемой Соединенными Штатами СНС NAVSTAR. В таких условиях нельзя исключать вероятности того, что в кризисной обстановке США могут внести коррективы в режим работы СНС (заменив, скажем, коды передаваемой информации) и точная навигация привязанных к ней французских систем оружия окажется затрудненной или даже совсем невозможной.
С тем, чтобы избежать такой возможности, а также исключить в будущем перспективу срыва наведения КР путем постановки помех работе СНС любого другого типа, система наведения ракеты SCALP построена по автономной схеме (хотя и комплектуется датчиками спутниковой навигации). Основную роль в ней играет инерциальная система (ИНС). Необходимая высокая точность наведения при этом обеспечивается благодаря тому, что ИНС периодически корректируется в полете по данным от работающего в миллиметровом диапазоне длин волн радиолокационного визира, которые сопоставляются с имеющимися на борту спутниковыми картами местности. За два километра от цели по данным инерциальной системы включается инфракрасная головка самонаведения (разработанная фирмой "GEC-Marconi Avionics") , которая обеспечивает наведение ракеты на завершающем участке полета. В память бортового процессора ракеты закладываются данные, позволяющие ракете производить идентификацию целей по их тепловому портрету. При атаке высокозащищенных целей бортовой процессор обеспечивает выбор оптимального угла пикирования на цель для ее надежного поражения.
Дальность стрельбы, км | 250 |
Скорость полета ракеты, км/час | 1050 |
Стартовый вес ракеты (без твердотопливных ускорителей), кг | 1230 |
Длина корпуса, мм | 5100 |
Ширина корпуса, мм | 630 |
Высота корпуса, мм | 480 |
Первое успешное испытание КР SCALP со штатной системой управления произошло на юго-западе Франции в конце декабря 2000года. Ракета успешо поразила специально построенную цель в условиях плохой погоды на максимальной дальности.