Вертолет, созданный на базе AH-64 и оснащенный надвтулочной РЛС миллиметрового диапазона, получил обозначение AH-64D. Внешне новый вариант отличается в основном более крупными отсеками радиоэлектронной аппаратуры (авионики) по обоим бортам нижней части фюзеляжа. Характерный круглый надроторный контейнер с РЛС миллиметрового диапазона Лонгбоу (в переводе с английского - большой дольнобойный лук или арбалет) получат лишь 227 машин, которые и будут называться AH-64D Лонгбоу Апач - Апач с луком. Первый вертолет с системой Лонгбоу совершил первый полет 11 марта 1991 года, первый пуск ПТУР Хеллфайр произведен в мае 1995 года.
У остальных, обозначаемых просто AH-64D Апач, над втулкой несущего винта будет лишь небольшая круглая шляпка. Внутренние же изменения более радикальны и фактически представляют вертолет в совершенно новой роли ╚центра компьютеризованного поля боя. На формирование этого нового образа оказали влияние два обстоятельства: изменение тактики применения и развитие средств бортовой электроники.
Тактические задачи первых Апачей состояли в поиске и уничтожении бронетехники противника, руководствуясь при этом правилом: стараться быть незамеченным; если заметили - не пораженным; если поразили - выжить. AH-64A успешно противостояли зенитным пулеметам и 23-мм снарядам Шилки, но с появлением на поле боя самоходных зенитных комплексов (далее СЗК) Тунгуска с 30-мм пушками и ЗУР средней дальности тезис о выживаемости в случае попадания пришлось снять. Во главу угла положили быстродействие: вертолет должен обнаружить и поразить ЗРК быстрее, чем последний сделает то же самое с ним самим, либо успеть сбежать. Учитывая, что время реакции Тунгуски составляет примерно 10 сек, AH-64D должен действовать хотя бы вдвое быстрее. Паритет достигнут и по вооружению: AH-64D получил новые ПТУР AGM-114L Хеллфайр II с повышенной до 8 км дальностью (в прессе сообщалось о 10-км досягаемости, что представляется маловероятным хотя бы из-за практически не изменившихся габаритов ракеты). Таким образом, исход поединка будут решать электроника и выучка экипажей. В частности, сообщалось, что по сравнению с AH-64A время определения и классификации целей уменьшилось на 70%. Ключевым элементом бортового радиоэлектронного оборудования является РЛС миллиметрового диапазона Longbow. Этот радар, стоимость которого составляет 2 млн.долл., работает в трех основных режимах: по наземным целям (НЦ), в режиме отслеживания рельефа местности (ОРМ) и по воздушным целям (ВЦ). В режиме НЦ на дисплеи экипажа выводится сектор по 45 влево-вправо от направления полета. В пределах этой области (площадью до 54 км2) на дальностях до 10 км в автоматическом режиме обнаруживается и классифицируется до 256 целей. Определяется, что это: колесные или гусеничные машины, средства ПВО, вертолеты, самолеты.
Расположенный непосредственно под РЛС радиочастотный интерферометр (пассивный радар) фиксирует излучающие объекты (т.е. РЛС средств ПВО). Автоматически же выбираются наиболее опасные цели (СЗК, зенитки), которые выводятся на дисплей системы управления огнем для первоочередного поражения. В режиме ОРМ радар позволяет совершать слепой полет на малой высоте (в тумане, дожде и пр., когда инфракрасные средства обзора неэффективны). Чтобы не ╚забивать╩ экран, на него выводятся лишь препятствия, равные либо превышающие высоту полета. В ВЦ-режиме радар имеет круговой обзор и способен классифицировать три вида целей: самолеты, вертолеты летящие и вертолеты зависшие. Пилот может комбинировать режимы простым переключением тумблера, например, производить поиск наземных целей при полете в режиме ОРМ. Интегрированная система управления огнем (ИСУО), кроме радара, включает и обычные подсистемы TADS, PNVS и FLIR. В плохих метеоусловиях и вне визуального контакта с целью работает РЛС, при хороших - наведение оружия производится вышеуказанными ИК и лазерными средствами. ИСУО обеспечивает и новые возможности в тактике. Например, режим захват цели после запуска позволяет лишь одному вертолету из группы наблюдать за целями и наводить ПТУР, которые остальные машины будут запускать из укрытий, вне видимости. Журнал Милитэри технолоджи охарактеризовал новую ИСУО как качественный скачок в боевой эффективности: она повышает огневые возможности при практически аналогичном вооружении в четыре, а ╚выживаемость╩ в семь раз, и соответственно, боевую эффективность в 4x7=28 раз.
На AH-64D устанавливается новая система опознавания (СО) ╚свой-чужой╩ миллиметрового диапазона, стандартизированная для всех движущихся объектов от автомашин до вертолетов и самолетов армейской авиации, которая должна исключить вероятность ударов по своим войскам. Стимулом к созданию вышеперечисленных суперсложных и сверхдорогих электронных систем послужил опыт войны с Ираком. В частности, стремление избежать той дикой неразберихи, которая царила при наступлении наземных войск антииракской коалиции. Пожалуй, это была единственная в истории война, когда потери от собственной авиации и артиллерии превысили потери от огня противника! Для исключения этого в дальнейшем в электронике ИСУО предусмотрен ряд режимов: запретные сектора, разграничительные линии и пр. В состав авионики AH-64 введены также: система спутниковой навигации GPS; более мощные компьютер и программное обеспечение, стандартизированные в рамках вооруженных сил в целом и сопрягаемые с любой системой управления; оборудование постановки ИК и радиопомех. А компьютерная система самодиагностики и локализации неисправностей должна значительно уменьшить трудозатраты на обслуживание. Серийное переоборудование АН-64А в АН-64 началось на заводе фирмы Макдоннел-Дуглас Геликоптер Системз в Меса в январе 1996 г. Первые ╚Лонгбоу Апачи╩ планируется передать армии США в марте 1997-го, затем ежегодно предполагается модернизировать по 50 машин, вплоть до полного переоборудования всего парка к 2005 году.
Но еще до начала серийного производства новый американский боевой вертолет одержал двойную победу над своим европейским конкурентом - вертолетом Тайгер франко-немецкого концерна Еврокоптер (очень выразительно называлась статья об этом в журнале ATM: Апач снял два скальпа с Тигра). 4 апреля 1995 года Голландия, а 13 июля - Великобритания объявили о своем выборе в пользу AH-64D в конкурсах на боевой вертолет для своих вооруженных сил. Армия Нидерландов закупит 30 машин в упрощенном (без радара Лонгбоу) варианте для создаваемой аэромобильной бригады. Поставки начнутся в 1998-м, а до того времени США в 1996-м одолжат Голландии 12 AH-64A. Английские же Апачи будут полноценными боевыми машинами. Ради того, чтобы уложиться в выделенную сумму денег (2 млрд. фунтов стерлингов), решено уменьшить количество с 90 первоначально запланированных до 67 машин. Их основным назначением будет борьба с бронетехникой круглосуточно и в любых условиях. Интересно, что в качестве одной из главных задач рассматривается... сопровождение гуманитарных конвоев в рамках ООН! Причем перелетать в нужный район в пределах Европы Апачи должны своим ходом, для чего специально оговорено обеспечение перегоночной дальности 1750 км (с четырьмя подвесными баками). Для победы в конкурсе Макдоннел-Дугласу пришлось пойти на серьезные уступки: голландские фирмы в значительной мере будут принимать участие в производстве не только Апача, но и самолетов С-17 и F/A-18. Английский же концерн Вестланд будет изготавливать новую трансмиссию (американская признана не выдерживающей требуемых перегрузок) и производить окончательную сборку машины, которая получит британский индекс AH-64W (W-Westland). До середины 1995 г. построен 931 вертолет Апач, и в 1996-м Макдоннел-Дуглас рассчитывает переступить тысячный барьер.
В 2006 году корпорация Boeing начала модернизацию вертолетов AH-64 Apache армейской авиации США.
Hеобходимость поддержания парка "Апачей" в боеспособном состоянии, привела к заключению контракта на их модернизацию общей стоимостью 619,3 миллиона долларов. Исполнение программы начнется в 2011 году, после завершения действующей сейчас программы модернизации AH-64D Block II.
Всего в ходе выполнения программы планируется модернизировать 284 вертолета AH-64D Block I и 217 AH-64D Block II. Также модернизации будут подвергнуты незатронутые предшествующими программами 96 вертолетов AH-64A.
По сравнению с предшествующими версиями машины, AH-64D Block III получит усовершенствованный радар высокого разрешения, работающий в миллиметровом диапазоне, что позволяет уменьшить ширину луча, повысить способность радара к точному распознанию целей и его помехоустойчивость, что особенно важно при стрельбе ракетами с радиолокационным наведением.
Помимо стандартного вооружения - пушка, неуправляемые ракеты, противотанковые ракеты AGM-114 A-E Hellfire, AGM-114F Interim Hellfire и ракеты "воздух-воздух" "Стингер", модернизированные AH-64 могут получить новую ракету увеличенной дальности, разрабатываемую в рамках программы Joint Common Missile. Hовая ракета с многоканальным наведением предназначена для вооружения всех типов тактических ударных самолетов ВВС США и вертолетов армейской авиации.
Вертолет AH-64 Apache принят на вооружение армейской авиации США в 1984 году. Максимальный взлетный вес модификации AH-64D составляет 8 тонн, максимальная скорость - 309 километров в час, радиус действия - 610 километров. Боевая нагрузка вертолета может достигать 771 килограмма.
В результате провала программы разработки вертолета RAH-66 Comanche, и перевода финансирования с программы нового боевого вертолета на закупку разведывательных машин ARH-70 и легких многоцелевых UH-145, AH-64 Apache останется основным боевым вертолетом армии США на ближайшие десятилетия.