F-22 Raptor
Lockheed Martin / Boeing F-22 Raptor одноместный, двухмоторный истребитель пятого поколения разработанный с использованием стелс-технологии. В первую очередь разрабатывался для полного превосходства в воздухе, но он также имеет дополнительные возможности, которые включают функции штурмовика, самолета радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки. Конструкторы Lockheed Martin является главным подрядчиком и отвечает за большую часть планера, систем вооружения и окончательной сборки F-22. Самолет до официального ввода в ВВС имел несколько обозначений F-22 и F/A-22, в декабре 2005 года принят на вооружение под наименованием F-22A. Несмотря на длительный и дорогостоящий период развития, ВВС США считает, что F-22 один из важнейших компонентов американской военной мощи тактической авиации, и утверждает, что самолет не имеет аналогов из любых известных или прогнозируемых истребителей, а Lockheed Martin утверждает, что комбинация технологий в Raptor, скорости, ловкости, точности и ситуативности, в сочетании с боевыми возможностями воздух-воздух и воздух-земля, делает его лучшим истребителем в мире.Маршал авиации Ангус Хьюстон, бывший начальник австралийских сил обороны, заявил в 2004 году, что "F-22 станет самым выдающимся истребителем когда-либо созданным».
Высокая стоимость самолетов, отсутствие четких боевых задач в связи с задержками разработок в России и Китае программ истребителей пятого поколения, запрет в США на экспорт F-22 Raptor, и поступательное развитие запланированных более дешевых и более универсальных F-35 с призывом положить конец F-22 усложняли задачу производства В апреле 2009 года Министерство обороны США предложило прекратить размещение новых заказов, с учетом одобрения Конгресса, для окончательного подсчета на закупку 187 боевых самолетов. Национальный закон Авторизация обороны на 2010 финансовый год не хватало финансирования для дальнейшего развития F-22. Последний F-22 сошел с конвейера 13 декабря 2011 во время церемонии в Доббинс Air Reserve Base.
С 2010 года F-22 страдает от множества нерешенных проблем с системой подачи кислорода, которые способствовали одной аварии и гибели пилота.
Для
выполнения боевых задач самолет имеет самое совершенное радиоэлектронное
оборудование. Его основу составляет комплекс управления оружием с
многофункциональной РЛС, имеющей дальность действия до 150 км, с системой
радиоэлектронной борьбы. На самолете также установлен центральный комплекс
обработки данных и комплексная система связи, навигации и опознавания. Для
непосредственного управления самолетом используется цифровая
электродистанционная система управления с волоконно-оптическими линиями данных.
Кроме
одноместного самолета F-22A разработана его двухместная учебно-тренировочная
модификация F-22B. Для ВВС США планируется построить 750 самолетов F-22.
Предполагалось ежегодно, начиная с 1999 года, выпускать по 72 таких самолета,
но в настоящее время это число уменьшено до 48, и такой темп будет достигнут
только в 2001 году. Американские специалисты считают, что истребитель F-22A
будет существенно превосходить по боевой эффективности современные самолеты
аналогичного назначения.
7 сентября 1997 г. поднялся в воздух
первый из опытной серии истребителей пятого поколения Lockheed Martin/Boeing
F-22A Raptor. Вспоминая этот 58-минутный полет, летчик-испытатель Пол Метц
(Paul Metz) не скрывал восторга. Он сказал, что новый самолет «по скорости
вращения и разгонным характеристикам значительно превосходит F-15,
в то же время он очень устойчив и обладает прекрасной управляемостью. Я пережил
чудесные минуты». В начале 1998 г. разворачивается 5000-часовая программа
летных испытаний F-22A, в которой примут участие 9 машин.
Появление F-22A вызвало множество статей в авиационных изданиях во всем мире. Проанализировав эти публикации, редакция «АиВ» решила поместить в этом номере одну из наиболее типичных статей, дающую общее представление о машине. Как нетрудно заметить, многие положения этой статьи носят рекламный характер. Автор не скупится на эпитеты, называя F-22 «Рэптор» сверхскоростным, свехманевренным, малозаметным самолетом с новым уровнем технологии производства т.д и т.п. А между тем не все так просто. Редакционная статья, помещенная следом, содержит попытку анализа некоторых технических решений, положенных в основу F-22A.
F-22
открыл новую эру в развитии истребительной авиации. Хотя жесткие бюджетные
ограничения постоянно тормозили программу, а дебют первого из девяти самолетов
опытной серии состоялся через семь лет после полетов двух опытных образцов
YF-22, командование USAF с оптимизмом смотрит в будущее. F-22 принес наибольшее
увеличение крейсерской скорости полета с начала реактивной эры: он может долго
лететь и маневрировать на скоростях, на которых другие современные истребители
с трудом летают по прямой линии в течение короткого времени. F-22A построен с
использованием всех элементов технологии «стелc», обеспечивающих снижение
заметности в широком диапазоне радиочастот и инфракрасного излучения. Его
электронное оборудование и система отображения информации в кабине летчика
превосходят все аналогичное оборудование, прошедшее испытания где-либо.
Базовый
облик F-22 был разработан за три месяца лихорадочной работы после того, как в
1987 г. фирма «Локхид» решила, что ее предыдущая концепция истребителя,
выигравшая предварительный конкурс USAF, будет технически трудно реализуема и
недостаточно конкурентоспособна. Главная трудность состояла в том, чтобы найти
компромисс между противоречивыми требованиями низкой заметности, сверхзвуковой
крейсерской скорости и сверхманевренности. В результате многолетних поисков
первый в мире истребитель пятого поколения приобрел следующий облик. Взлетная
масса – около 27 т. Крыло – близкое к треугольному с умеренной (42°)
стреловидностью по передней кромке. Оно сочетает низкую относительную толщину
для сверхзвукового полета с достаточной площадью для удовлетворения требованиям
маневренности и обладает необходимым объемом. Большие предкрылки и изменение кривизны
профилей по размаху делают крыло более эффективным на низкой скорости и больших
углах атаки, чем треугольные крылья, построенные раньше. Самолет имеет
интегральную компоновку: 1/3 размаха приходится на фюзеляж, вмещающий отсеки
вооружения и большую часть топлива. Хвостовое оперение F-22 спроектировано так,
чтобы самолет мог достигать предельных углов атаки, полностью сохраняя
управляемость. Для расширения диапазона возможных режимов полета применяется
изменение вектора тяги, что особенно полезно на низких скоростях. Но F-22
управляем на любом режиме и без отклонения сопел двигателей.
F-22 создан с применением технологии
«стелc», основанной на преобладании плоских наклонных поверхностей с острыми
кромками, и в этом смысле он является развитием F-117.
Дальнейший прогресс в этой области позволил ввести в конструкцию «Рэптора» и
некоторые криволинейные поверхности, а также с особой тщательностью выполнить
зазоры между управляющими поверхностями. Хотя применение композиционных
материалов (КМ) на самолетах F-22 способствует снижению заметности самолета,
конструкция F-22 содержит их меньше, чем планировалось изначально. Тем не
менее, цель – снижение массы на 25% по сравнению с полностью алюминиевой
конструкцией – достигнута. Титан составляет 41% массы планера.
Сердцевиной
конструкции является центральная часть фюзеляжа, построенная Lockheed Martin
Tactical Aircraft Systems. Она включает отсеки для размещения вооружения и
главных опор шасси, а также воздушные каналы двигателей. Остальной объем этой
секции отдан под интегральный топливный бак. К центральной части крепятся
консоли крыла, двигательные отсеки и хвостовые балки, построенные Boeing.
Носовая часть фюзеляжа F-22 содержит кабину и электронное оборудование,
созданное Lockheed Martin.
Размерность
установленных на F-22 двигателей Pratt&Whitney F119-PW-100 продиктована
требованием сверхзвуковой крейсерской скорости. Хотя F119 схож по габаритам с
F100 и рассчитан на приблизительно такой же (около 125 кг/с) расход воздуха,
степень его двухконтурности составляет около 0,2:1, в то время, как у F100 этот
параметр – 0,7:1. Таким образом, через горячий контур F119 проходит по крайней
мере на 50% больше воздуха, чем у F100. Хотя официальные источники указывают,
что новый двигатель находится в «классе тяги 155 кН», действительная тяга на
полном форсаже может быть даже более 170 кН. Это предполагает существование
промежуточного режима в 113 кН для сверхзвукового крейсерского полета. Плоские
сопла F-22 могут отклонять реактивную струю на полном форсаже вверх и вниз со
скоростью до 20° в секунду. Створки сопел могут занимать согласованное с
другими кромками самолета положение с целью уменьшения радиолокационной
заметности и формируют выхлоп таким образом, чтобы снизить его температуру.
Основное
вооружение F-22 состоит из шести перспективных ракет «воздух-воздух» средней
дальности AIM-120С (AMRAAM) – по три в каждом из двух центральных отсеков на
пневмо-гидравлических катапультных установках. В двух боковых отсеках
содержится по одной ракете ближнего боя А1М-9Х. Выход ракет из отсеков
происходит автоматически, как только F-22 приближается к точке пуска, позволяя
головкам самонаведения захватить цель. 20-мм пушка М61А2 фирмы General Dynamics
– облегченная версия известного «Bулкана» с удлиненными армированными КМ
стволами и модифицированной казенной частью – расположена у корня крыла справа.
Дульный срез выведен в небольшой закрывающийся шарнирной крышкой желоб в
фюзеляже.
Еще
в 1994 г. USAF поставили перед Lockheed задачу обеспечить F-22 возможность
нанесения ударов по наземным целям, для чего отсеки вооружения были
переоборудованы для размещения 450-кг боеприпасов GBU-32 Joint DirectAttack
Munition (универсальное управляемое средство поражения) JDAM разработки
McDonnel Douglas. F-22 может нести два JDAM, две AMRAAM и две А1М-9Х. Когда
скрытность не требуется, F-22 может нести до 2270 кг боевой нагрузки снаружи на
каждом из четырех подкрыльевых пилонов. Для перегоночных полетов на каждом из
них можно размещать по 2280-литровому топливному баку и по паре AMRAAM,
уменьшая тем самым потребность в количестве самолетов-заправщиков и
транспортных самолетов.
Скорость
и скрытность F-22 сделают будущие воздушные бои чрезвычайно скоротечными, что
выдвигает новые требования к обеспечению ситуационной уверенности летчика. С
этой целью самолет оснащен новым суперкомпьютером с центральным процессором
разработки GM-Hughes. Его математическое обеспечение общим объемом около 1,7
млн. строк обрабатывает данные, поступающие от РЛС APG-77 производства Northrop
Grumman, системы P35ALR-94 фирмы Lockheed Sanders, а также по каналам передачи
данных от других самолетов, например, AWACS. Система сводит в единое целое всю
поступающую информацию, комбинируя ее со сведениями из базы данных, тем самым
давая возможность летчику ориентироваться в тактической обстановке. Значение
этого трудно переоценить, т.к. 90% сбитых и оставшихся в живых летчиков потом говорили,
что не заметили, что поразило их. Компьютер постоянно просчитывает дальность до
любой РЛС ПВО в районе полета и, если летчик F-22 производит маневрирование
таким образом, что вероятность обнаружения возрастает, масштабное кольцо вокруг
отметки данной РЛС на индикаторе в кабине расширяется. Собственную РЛС F-22
«Рэптора» предполагается использовать только в случае абсолютной необходимости:
когда нужно атаковать или идентифицировать самолет, приблизившийся к F-22
достаточно для того, чтобы составить для него угрозу. Компьютер отслеживает
положение и скорость целей, определяет их принадлежность и выдает рекомендации,
как и когда использовать оружие.
Фазированная
РЛС F-22 уникальна. Ее антенна состоит из почти 2000 модулей размером в палец,
каждый из которых представляет собой крошечный радарный приемо-передатчик.
Электронный луч может перескакивать с цели на цель гораздо быстрее, чем
движется радарный диск обычной РЛС. Радар F-22 будет более надежным, поскольку
он содержит единственный высоковольтный кабель, и в нем отсутствует механизм
поворота антенного зеркала, который у обычного радара повреждается наиболее
часто.
Еще
одной особенностью F-22 является отсутствие двухместной модификации; F-22B был
отклонен в прошлом году с целью экономии денег. ВВС верят, что оборудование
F-22 сделает его безопасным в полете, а каналы передачи данных совместно с
электронной памятью позволят инструктору, сидя на земле за монитором,
контролировать курсанта так же хорошо, как если бы он находился на заднем
сидении. Имеется лишь одно «но»: не будет бесплатных катаний для генералов,
конгрессменов и представителей СМИ.
Огромная тяга
двигателей обеспечивает F-22 «Рэптору» замечательные разгонные характеристики.
Данные, опубликованные в 1991 г., показывают, что даже на максимальном режиме
F-22 превосходит по скорости F-15C на полном форсаже, когда оба самолета имеют
на борту восемь ракет «воздух-воздух». Форсажные камеры нового истребителя
будут задействованы в основном для маневрирования. «Мы ожидаем, что это будет
одна из вещей, которая удивит ВВС,» – говорит Метц. Он верит, что «форсажная
камера будет в основном невостребованной». Во время типовой миссии F-22 сможет
поддерживать скорость от М=1,1-1,2 до М=1,5 и более в течение всего полета над
вражеской территорией. По продолжительности такого полета он в 3-6-раз превосходит
любой истребитель четвертого поколения.
Сверхзвуковая
крейсерская скорость является источником многих преимуществ. Более быстрый
самолет обладает инициативой в бою, он сможет маневрировать вокруг более
медленного противника, чтобы нанести удар из задней полусферы или вступить в
бой с большей энергией. Скорость «Рэптора» дополняется его скрытностью: ведь
цель состоит не в том, чтобы стать абсолютно «невидимым» для ПВО, а чтобы
уменьшить дальность обнаружения до такой, когда противник уже не сможет выполнить
перехват быстролетящей цели. Уменьшенная эффективная поверхность рассеивания
F-22, особенно в передней полусфере, гарантирует его летчику возможность первым
увидеть противника и первым нанести удар.
USAF не
исключают возможности и ближнего воздушного боя, хотя Пол Метц предпочитает не
пускаться в дебаты относительно боевой ценности низкоскоростных маневров на
сверхбольших углах атаки, продемонстрированных Су-37.
Некоторые летчики верят, что возможность вести огонь ракетами «воздух-воздух»
ближнего действия почти в любом направлении путем изменения ориентации фюзеляжа
независимо от траектории полета, будет решающей в будущих воздушных боях.
Другие не соглашаются, аргументируя это тем, что маневры, связанные со срывом
потока, приводят к такой большой потере скорости, что они являются
убийственными в групповом воздушном бою. К чему бы не привел спор о значимости
сверхманевренности на низкой скорости, на этих режимах F-22 сможет хорошо за
себя постоять. Углы атаки в 60° были продемонстрированы в ходе испытаний YF-22.
На углах атаки 15° и выше самолет показал угловую скорость вращения по крайней
мере в два раза выше, чем F-15, и преимущество это расширяется до тех пор, пока
F-15 не упирается в свое ограничение в 30°, до которых он еще управляется по
крену. Угловая скорость изменения тангажа F-22 в два раза превосходит этот
показатель у F-16.