Су-37 (по классификации НАТО: Flanker-F) является экспериментальным одноместным, сверхманевренным многоцелевым истребителем, разработанным ОКБ Сухого. Дальнейшее развитие технологий оригинального Су-27 «Flanker», также самолет являлся дельнейшим развитием первого поколения прототипов Су-35 (ранее «Т10М»). Су-37 имеет ряд принципиальных отличий: значительно улучшена авионика, системой управления огнем, теперь на истребителе сопла с изменяемым вектором тяги.
Во время программы летных испытаний Су-35, полностью активный контроль за целями во время воздушного боя при постоянном маневрировании не мог быть достигнут. В это же время, компания «Сухой» изучает возможности самолета с изменяемым вектором тяги, придав ему значительное преимущество перед конкурентами в воздухе. Первый Су-37, переоборудованный из одиннадцатого Су-35, совершил свой полет в апреле 1996 года в Жуковском. К нему присоединился второй прототип в 1998 году. На протяжении всей программы, Су-37 демонстрировал свой потенциал на многочисленных авиашоу, выполняя маневры, которые ранее считались невозможным, среди которых было сальто на 360 °. Несмотря на свое тактическое и техническое преимущество, Су-37 так и не вошел в производства, а вместо этого остался демонстратором технологий для обновленного семейства Су-27, таких как экспортный Су-30 и Су-35БМ.
Разработка и дизайн
Самые ранние записи исследования технологии с изменяемым вектором тяги в рамках компании Сухого начались в 1983 году. Конструкторское бюро изучало двумерный (2D) вектор сопла, которым также занимались и на Западе, как более эффективный способ управления тягой. Испытания проводились на истребителе Су-27УБ. Тем не менее, генеральный конструктор ОКБ Михаил Симонов, считал, асимметричные сопла (3D) более подходящим вариантом. По просьбе Сухого, эксперименты на оба типа сопел были проведены Сибирским авиационным научно-исследовательским институтом.
Между тем, Сухой был занят разработкой и испытаниями программы Т10М (позднее переименован в Су-35 в 1993), которая являлась комплексной модернизации Су-27. Т10М будет включать различные аэродинамические модификации, улучшенное бортовое оборудование и вооружение, лучше двигательную установку, предназначенную для значительного повышения маневренности. Первый прототип Су-27М (Т-10С-70) совершил свой первый полет 28 июня 1988 года. Разница с базовым Су-27 включает, модернизированные двигатели, новые радары и электронную систему управления полетом. Позднее отличительными признаками Су-35 стала стеклянная кабина и измененные вертикальные стабилизаторы. При проектировании и производстве Су-35 инженеры добилась значительного увеличения использования композиционных материалов, включая алюминий-литиевые (Al-Li) сплавы. Теперь истребители могли выполнять ранее недостижимые фигуры высшего пилотажа, такие как «Кобра Пугачева» и пр.
Только Су-37 может выполнять разворот на 360 ° "Чакра Фролова", демонстрируя свою сверхманевренность.
В 1995 году одиннадцатый прототип Т10М, Т10М-11, был доставлен в экспериментальную мастерскую Сухого, который оснастили эксклюзивными системами. Разработанная КнААПО, структура истребителя увеличила содержание углеродного волокна и Al-Li сплавов. Установленный 2D вектор тяги на двигатель АЛ-31ФП, временная мера до получения АЛ-37ФУ (Контролируемый форсаж) АЛ-31ФП, по сути, представляет собой гибридную версию АЛ-31Ф и АЛ-37ФУ.
Система управления огнем также была улучшена. Обновлен радар Н-011M Жук-М с импульсно-доплеровский системой. Он может сканировать пространство на 180 ° по горизонтали и 55 ° вверх и вниз, и способен одновременно отслеживать 20 воздушных целей и обстреливать восемь ракетами воздух-воздух.
Су-37 также имеет обновленный пакет систем радиоэлектронной борьбы. На 12 внешних узлах подвески можно переносить ракеты воздух-воздух и воздух-поверхность. Широкий спектр оружия, из которых Су-37 может нести 8000 кг, дополняется 30 мм авиационной пушкой ГШ-301.
Вместо традиционных аналоговых приборов, кабина имеет четыре многофункциональных LCD дисплея (MFD). Эти дисплеи обработки данных воздушного пространства / навигации, систрема вооружения / системы анализирующая текущую ситуацию – тактика, возможные опасности и пр.
Рабочая история
Окрашенный по песочно-коричневой схеме, самолету был дан код 711 Синий, позже изменили на 711 Белый. Первый полет СУ-37 произошел в Жуковском 2 апреля 1996 года, пилотировал самолет Евгений Фролов.
711 « Синий» был продемонстрирован прессе в Жуковском весной 1996 года, к этому времени он получил обозначение Су-37. Его дебютом для широкой публики явился проходивший в этом же году авиасалон в Фарнборо, пилотируемый также летчиком-испытателем Евгением Фроловым. Огромный интерес и множество обсуждений на шоу вызвала фигура высшего пилотажа "Супер Кобра", когда самолет завис перпендикулярно земле, буквально летел хвостом вперед, пусть и всего несколько секунд, позже этот маневр превратился в "Чакру Фролова" или сальто на 360
В 1998 году, второй Су-37 (Т10М-12) был сконструирован аналогично и совершил свой первый полет 23 марта того же года. Летные испытания и демонстрации на авиасалонах продолжалась до 2000 года. В 2001 году, 711 был оснащен двигателями АЛ-31Ф и обновленной электронной системой управления полетом. В декабре 2002 года, 711 разбился во время испытательного полета, фактически положив конец программы. Причина неисправности, как выяснили, заключалась в неправильной работе программного обеспечения, Су-37 так и не достигли стадии производства, хотя к середине-2000, ОКБ «Сухого» представило несколько модернизации Су-27, таких как Су-30МКИ и второго поколения Су-35, Су-35БМ, которые имеют аналогичные усовершенствования, такие как улучшенная авионика, современные радарные системы, сопла с изменяемым вектором тяги.
Технические характеристики (Су-37)
Sukhoi Su-27 Flanker: истребитель завоевания превосходства в воздухе.
Общие особенности
Экипаж: 1
Длина: 21,935 м (72 футов 9 дюймов)
Размах крыла: 14,698 м (48 футов 3 дюйма)
Высота: 5,932 м (21 футов 1 дюйм)
Площадь крыла: 62,0 м ² (667 м²)
Вес пустого: 18500 кг (40790 фунтов)
Максимальная взлетная масса: 35,000 кг (77160 фунтов)
Силовая установка: 2 × двигателя АЛ-37ФУ
Тягя: 7,600 кгс (74,5 кН, 16750 фунтов) каждый
Упорный с форсажной камерой: 145 кН (32000 фунтов) каждый
Производительность
Максимальная скорость: 2,35 Маха
Дальность: 3300 км (+1833 NMI)
Практический потолок: 18000 м (59055 футов)
Максимальная г-нагрузка: +10 / -3 г
Вооружение
1 × 30 мм ГШ-30, 150 патронов
12 × внешних точек подвески вооружений до 8000 кг (17636 фунтов) боеприпасов