A.129 Mangusta
В августе 1983 г. был изготовлен опытный вертолет GTV, предназначенный для наземных испытаний. Первый официальный полет вертолета А-129 Р1 (первый прототип) состоялся 15 сентября 1983 г. в испытательном центре фирмы Агуста Кассина-Коста, расположенном в окрестностях Милана. Фактически это был уже третий полет: машина поднималась в воздух в неофициальной обстановке 11 и 13 сентября.
На первый прототип не устанавливался полный комплект БРЭО, поскольку машина предназначалась для испытаний и исследований динамических систем. Р1 летал до 1996 г., но его и сейчас продолжают поддерживать в пригодном к полетам состоянии.
Второй опытный экземпляр Р2 совершил первый полет 26 июля 1984 г. Этот вертолет предназначался для проверки летных характеристик и испытаний двигательной установки. Полеты по программе летных испытаний продолжались до весны 1993 г.
Третий настоящий прототип совершил первый полет 23 мая 1985 г. Вертолет РЗ имел полный комплект бортового оборудования и предназначался для испытаний и отработки БРЭО и вооружения. Его разрушили в ходе прочностных испытаний в конце 1986 г.
На четвертом опытном вертолете Р4 также отрабатывался комплекс бортовой электроники и вооружение. Первый полет он совершил 18 июля 1986 г. На четвертом прототипе впервые была установлена комплексная система управления IMS.
22 июля 1988 г. начались испытания шестого опытного вертолета РЗбис, считавшегося предсерийной машиной и заменившего в программе третий опытный вертолет. Сейчас РЗ является собственностью фирмы Агуста и поддерживается в рабочем состоянии.
Первые пуски ПТУР с вертолетов А-129 проводились на полигоне Сальто ди Куирра на острове Сардиния в октябре 1986 г. Программа летных испытаний успешно завершилась в декабре 1987 г. К началу 1987г. был подписан контракт на поставку вооруженным силам Италии 15 боевых вертолетов А-129 Мангуста первой серии в противотанковом варианте.
Командование ALE желало получить круглосуточный вертолет, однако работы по ночным системам затянулись. На машинах первой серии пришлось установить только дневной оптический стабилизированный прицел SAAB ХелиТОУ. Сравнительные испытания четырех обзорно-прицельных систем, способных работать в условиях малой освещенности, начались в 1987 г. В 1989 г. состоялся окончательный выбор двух из них, предназначенных для установки на вертолеты А-129 второй серии: одной, необходимой для ночного пилотирования, второй - для наведения вооружения в темное время суток. Концепция применения двух независимых ночных систем явно заимствована у Апача.
Параллельно с испытаниями обзорно-прицельных систем продолжалась отработка вооружения с реальными пусками ракет; первый этап стрельб был проведен в 1986 г., второй - в 1988 г., третий -в 1989, четвертый, пятый и шестой -в 1990 г.
Передача вооруженным силам первой партии из пяти Мангуст состоялась 6 октября 1990 г. на торжественной церемонии, приуроченной к 39-й годовщине армейской авиации Италии. При этом присутствовали президент страны Франциско Коссига, министр обороны Вирджинио Рогнони и командующий армейской авиацией генерал-майор Джампаоло Джианетти.
Первое подразделение из 12 вертолетов достигло оперативной готовности в 1992 г. В армейской авиации А-129 получил обозначение ЕА-1 (Elicotteri da Attacco-1, Боевой вертолет-1), которое, однако, используется крайне редко.
Мангусты состоят на вооружении 7-го полка боевых вертолетов (Regimento Elicotteri dAttacco) Beга. Полк сформирован 5 июля 1996 г. на базе 5-го полка Ригель и состоит из двух подразделений: 48-й группы боевых вертолетов (Gruppo Squadroni Elicotteri dAttaco) Павони и 49-й группы Каприкорно. Полк Вега базируется на авиабазе Порденоне-Касарса делла Делиция в северо-восточной Италии.
Фирма Агуста изготовила 51 экземпляр Мангусты (шесть опытных образцов, 15 вертолетов первой серии и 30 машин второй серии). Кроме того, подписан контракт на поставку 15 вертолетов третьей серии, получивших обозначение А-129 Да Комбаттименто. Поставка первой серии Мангуст завершилась в конце 1994 г.; второй в 1996 г.
Вертолеты А-129 принимали участие в миротворческой операции ООН в Сомали, проводившейся с декабря 1992 г. по март 1994 г. В рамках военной операции Ибис в Африку был отправлен батальон армейской авиации Италии в составе трех боевых вертолетов А-129 Мангуста, четырех транспортных СН-47С, шести АВ.205 и двух АВ.412. В Сомали вертолеты доставили морем в январе 1993 г., местом их базирования стал международный аэропорт столицы страны Могадишо.
Мангусты применялись для ведения вооруженной разведки и эскортирования невооруженных вертолетов. Полеты на разведку выполнялись днем и ночью. Летали обычно парой: один А-129 и один АВ.412 или АВ.205. Боевая нагрузка состояла из ПТУР ТОУ и блоков 70-мм или 81-мм НАР.
Мангусты в Сомали совершили 878 боевых вылетов, налетав 844 ч. В тяжелых климатических условиях (сильная запыленность, температура воздуха +35-40 град. С), при отсутствии фильтров на воздухозаборниках удавалось поддерживать боеготовность вертолетов на уровне, близком к 100%. Наибольшие проблемы вызывала быстрая коррозия незащищенных спецпокрытием металлических частей конструкции планера и двигателей, а также попадание песка в гидросистему. При выполнении боевых заданий Мангусты трижды получали попадания пуль калибра 7,62 и 12,7 мм, но серьезных повреждений не было.
Большая часть вылетов выполнялась в зоне ответственности итальянского контингента ООН (район протяженностью 317 км к северу от Могадишо). Основными целями для ПТУР были джипы сомалийских партизан, на которых монтировались пулеметные установки. Вертолеты поражали их ракетами, не входя в зону эффективного огня пулеметов.
В военной операции Ибис II (обеспечение вывода войск ООН из Сомали), проводившейся в январе -мае 1995 г., принимали участие четыре Мангусты. В ходе операции они налетали 160 ч. Полеты проводились с борта авианосца Джузеппе Гарибальди. При этом отмечались сложности с электромагнитной совместимостью бортовых электронных систем вертолетов и корабля базирования. Доработанная система складывания лопастей несущего винта позволяла хранить вертолеты в подпалубном ангаре.
В ходе боевых действий постоянно давало себя знать чисто противотанковое происхождение Мангусты. На вертолетах отсутствовало подвижное стрелковое вооружение, а контейнеры с подвесным вооружением все еще не были официально сертифицированы для применения на Мангустах. Потому-то и практиковались вылеты на задания разнородными парами: А-129 с ракетами и АВ.205, вооруженный подвесным пулеметным контейнером. Более совершенные прицельные системы Мангусты позволяли эффективно вести разведку и обнаруживать цели, большинство из которых было просто не достойно дорогой противотанковой ракеты. Вот и приходилось уничтожать их пулеметным АВ.205.
Еще одной проблемой оказалась несовместимость приборного оборудования с очками ночного видения, что сильно осложняло действия экипажей в темное время суток. LБедным¦ признали и навигационное оборудование вертолета.
Второй раз Мангусты отправились на войну в марте 1997 г. Вертолеты приняли участие в операции многонациональных сил Альба Нео по эвакуации иностранных граждан и дипкорпуса из охваченной гражданской войной Албании. Полк Вега был переброшен на авиабазу Бриндизи в Южной Италии. Мангусты эскортировали транспортные вертолеты СН-47С из 1-го полка Антарес, непосредственно осуществлявшие эвакуацию. В ходе операции Альба Нео Мангусты налетали 407 ч, охраняя транспортные вертолеты и выполняя разведывательные функции. После официального прекращения операции А-129 выполнили несколько полетов из Бриндизи и Тираны на прикрытие итальянских поисково-спасательных вертолетов HH-3F, выполнявших задания на территории Албании.
В Албании на Мангустах впервые использовались специальные насадки на сопла двигателей, уменьшающие ИК-излучение, и станции постановки ИК-помех ALQ-144. Также были опробованы в боевых условиях подвесные пулеметные контейнеры НРМ-50 (учли уроки Сомали), сертифицированные для применения на вертолетах А-129 всего за 20 дней до начала операции.