ПАК-ФА T50
ПАК ФА имеет интегральный планер, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным треугольным в плане крылом, плавно сопряженным с фюзеляжем. Угол стреловидности по передним и задним кромкам крыла составляет 48° и −14°, соответственно. Механизация состоит из носков крыла, флаперонов и элеронов. Приводы последних расположены под крылом и выступают из его плоскости небольшими продолговатыми обтекателями. На концах крыла присутствуют скосы. Крыло имеет развитый наплыв с поворотной передней частью. Хвостовое оперение включает цельноповоротные трапецевидные стабилизаторы и кили, установленные с развалом около 26°. В основании килей расположены небольшие воздухозаборники для охлаждения оборудования самолета. Аэродинамический тормоз отсутствует - вместо него для увеличения лобового сопротивления применяется дифференциальное отклонение килей и стабилизаторов.
Двигатели имеют регулируемые подфюзеляжные воздухозаборники. Мотогондолы широко разнесены и разделены плоским днищем фюзеляжа шириной около 1,3-1,4 м. Там же, друг за другом, с небольшим промежутком, расположены две пары створок внутренних отсеков вооружения. Кромки створок имеют пилообразную форму для снижения радиолокационной заметности. От поворотной части наплыва назад на несколько метров тянутся 2 треугольных в сечении гребня, установленные под местами сопряжения консолей крыла и фюзеляжа. На наружных сторонах этих гребней расположены створки внутренних отсеков вооружения. В хвостовой части фюзеляжа между соплами двигателей находится хвостовая балка, в которой установлен выдвижной контейнер с двухкупольной парашютно-тормозной системой. На правой стороне носовой части самолета установлена авиапушка, на левой - выдвижная штанга для дозаправки в воздухе.
Шасси трехстоечное. Все стойки убираются по направлению полета. Колея шасси составляет 5,5 м. Носовая стойка двухколесная с двумя посадочными фарами и грязеотбойником. Ниша передней стойки закрывается двумя парами створок. Передние створки длиннее задних и открываются только в момент уборки/выпуска шасси, находясь в закрытом положении при выпущенной стойке для снижения воздействия бокового ветра. Основные стойки шасси одноколесные и оснащены тормозами. Их ниши расположены у наружных сторон воздухозаборников. При уборке основные стойки совершают поворот по двум осям.
Фонарь кабины состоит из двух частей: передней (козырька) и задней. Открывается сдвиганием назад задней части. Фонарь кабины на Т-50-1 - переплетный, на серийных машинах предполагается установка фонаря с использованием беспереплетных силикатных секций нового типа.
Конструкция ПАК ФА выполнена с учетом максимального снижения ЭПР, инфракрасной и оптической заметности самолета. Форма фюзеляжа разработана с учётом снижения радиолокационной сигнатуры и способности выполнять полёт на больших углах атаки.
Масса планера снижена за счет широкого применения композиционных материалов. Доля композитных материалов в общей массе пустого самолета составляет 25%, по поверхности самолета - 70%. Для защиты от поражения молниевым разрядом конструкций из углепластика, выходящих на внешнюю поверхность планера, разработано новое молниестойкое покрытие, также обеспечивающее снижение массы самолета.
На первоначальном этапе истребитель будет оснащен двумя ТРДДФ с управляемым вектором тяги «изделие 117С» (модернизированный вариант АЛ-31Ф) с тягой по 14500 кг. На двигателе используется новый компрессор низкого давления с увеличенными расходами воздуха и КПД, новая турбина повышенной надежности с улучшенной системой охлаждения лопаток, система управления двигателем с полной ответственностью с цифровым комплексным регулятором, интегрированная в систему управления самолетом, плазменная система розжига, обеспечивающая бескислородный запуск двигателя. В системе управления двигателя гидравлические агрегаты являются только исполнительными. Исключение составляет один резервный центробежный регулятор, который позволяет при полном отказе всей электроники (например, в результате воздействия ядерного взрыва) вернуться на базу на пониженном режиме.
Впоследствии будет устанавливаться так называемое «изделие 129» с управляемым вектором тяги и тягой порядка 18500-19500 кг (форсаж) и 11000 кг (максимал).
Предполагается, что вооружение ПАК ФА сможет нести как на внутренних узлах подвески, так и на внешних. Доподлинно известно, что истребитель имеет два подфюзеляжных отсека для вооружения (длина - около 5 м) и два крыльевых конформных отсека под 1-2 ракеты малой дальности каждый. В подфюзеляжных отсеках будут размещаться управляемые ракеты «воздух-воздух», «воздух-поверхность» и бомбы калибром до 250 кг, на внешней подвеске ракеты и бомбы калибром до 1500 кг. Число внешних узлов нагрузки - 6 штук (4 узла - под крылом; 2 узла - под фюзеляжем (под каналами воздухозаборников)), внутренних (по разным данным) - 8 или 10 штук.
В состав ракетного вооружения планируется ввести:
- для ближнего высокоманевренного воздушного боя - ракету РВВ-МД
- для ближнего высокоманевренного воздушного боя и противоракетной обороны - ракету К-МД;
- для ведения воздушного боя на средних дистанциях - ракету РВВ-СД;
- для ведения воздушного боя на большой дальности - ракету РВВ-БД.
- противорадиолокационную ракету Х-58УШКЭ, противокорабельную ракету типа Х-35 и др.
По заявлениям гендиректора НИИП Юрия Белого радиоэлектронная система ПАК ФА будет принципиально новой, отличающейся от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. Так, на самолёте будет установлена не только основная РЛС с АФАР, но и набор других, как активных, так и пассивных радиолокационных и оптико-локационных станций, разнесённых по всей поверхности самолёта, фактически составляя «умную обшивку». Константин Макиенко, редактор журнала Moscow Defense Brief, уточнил, что интегрированная многофункциональная радиолокационная система ПАК ФА будет содержать 5 встроенных антенн. Это позволит вместе с обработкой данных цифровой БВМ обеспечить обзор в секторе более 180 град.
Комплекс РЛС Т-50 предположительно включает в себя:
- носовую РЛС с АФАР Ш-121 Х-диапазона;
- бортовые РЛС с АФАР Х-диапазона (должны быть размещены в носовой части фюзеляжа);
- крыльевые РЛС с АФАР L-диапазона;
- возможно, кормовая РЛС с АФАР Х-диапазона;
- возможно, контейнерная РЛС с АФАР Ка-диапазона (миллиметровый);
- возможно, датчики РЛС с АФАР распределенные по обшивке.
Плоскость ФАР расположена под наклоном, что несколько снижает её мощность при работе по наземным целям, зато существенно снижает её вклад в увеличение ЭПР самолёта. Радар построен полностью на российской элементной базе, на основе наногетероструктур арсенида галлия (GaAs) и передовых технологий антенных систем с электронным управлением лучом.
Оборудование истребителя будет включать в себя единую информационную систему боевого применения и управления, с подсистемой обмена данными о целях с другими самолетами. Не менее двух многопроцессорных БЦВМ соединенных оптическим интерфейсом Fibre Channel (вероятная пропускная способность до 1 гигабита). Система должна обеспечивать взаимодействие и обмен информацией с командными пунктами, группами самолетов, разведывательными системами войск, ВМФ и ВВС. Предусматриваются коллективные действия до эскадрильи самолетов с автоматизированным обменом данными.
ПАК ФА получит навигационную систему, включающую в себя инерциальную автономную подсистему и блок GPS/ГЛОНАСС-навигации (три режима - GPS, ГЛОНАСС, совмещенный), датчик ИК-излучения верхней полусферы (расположен за кабиной), систему РЭР, РЭБ и подавления ИК ГСН и дистанционных взрывателей ракет противника, ЭДСУ, систему дозаправки топливом в полете, тормозной двухкупольный парашют.
Отображение информации осуществляется двумя многофункциональными цветными индикаторами МФИ-35 диагональю 15 дюймов, одним МФИ меньшего размера, одним резервным индикатором для отображения текущей полетной информации, широкоугольной коллимационной системой ШКС-5 и речевым информатором. Имеется нашлемная система целеуказания.
Органы управления - центральная РУС и боковая РУД.