Ракета Р-60М с тепловой системой наведения в настоящее время является основным оборонительным потенциалом вертолётов Ми-24ВП, Ми-28, Ка-50 и Ка-52. Она обладает значительно большей дальностью и мощностью боевой части, чем «Игла-В», она так же значительно легче, чем новая ракета промежуточной дальности Р-73(это уже ракета другого класса) и значительно превосходит все модификации американских ракет «Сайдуиндер». Именно этими ракетами были совершены самые известные воздушные победы Ми-24 различных модификаций, над боевыми вертолётами и даже сверхзвуковыми истребителями противника на различных театрах военных действий, победы, которые стали легендами (стоит так же отметить, что Ми-24 - единственный в мире вертолёт, сбивавший сверхзвуковые реактивные истребители). Поэтому, ракета Р-60М заслуживает особого внимания и рассказа об истории её создания.
А всё началось с откровенного плагиата - в конце пятидесятых в СССР попало две американских ракеты «воздух-воздух» «Сайдуиндер». Одна из них была «привезена» на китайский аэродром, застрявшей в борту истребителя МиГ-15 во время воздушного боя над Тайванем. Вторая попала в сети советского рыболовного судна. Новая ракета стала просто открытием для советских специалистов - имевшиеся тогда на вооружении СССР ракеты воздушного перехвата РС-2УС с радиокомандной системой наведения и питанием от громадных тяжёлых аккумуляторов выглядели просто монстрами по сравнению с американской системой.
Во-первых - «Сайдуиндер» был полностью автономным - требовалось только захватить цель по инфракрасному пеленгу и произвести пуск - далее пилот мог забыть о цели и уходить или атаковать следующую. В американской авиации даже существовал термин: "Fire & Forget” «выстрелил и забыл». РС-2УС требовала постоянного сопровождения цели радиолучом, что делало атаку длительной и небезопасной для самолёта-носителя, так как сковывало его возможности к маневрированию. К тому же - электросистема «Сайдуиндера» была полностью автономной - ток вырабатывался в турбине, питаемой газами порохового аккумулятора давления. Такая схема электропитания была на порядок легче свинцовых аккумуляторов, к тому же её надёжность была намного выше - ПАД сохранял готовность к пуску сколь угодно долго. Теми же газами питались рулевые машинки (на советских ракетах для поворота рулей использовались баллоны со сжатым воздухом). Ещё одним новшеством, замеченным советскими ракетостроителями, был «роллерон» - находящийся на отклоняемых плоскостях хвостового оперения зубчатый цилиндр, раскручиваемый воздушным потоком и автоматически, за счёт гироскопической устойчивости парировавший крен. Ракета была признана очень эффективной и, вскоре, её попросту скопировали, оставив даже неметрический - пятидюймовый калибр - 127мм. Так появилась Р-3с.
Эта ракета много повоевала во Вьетнаме и зарекомендовала себя очень хорошо, но недостатком системы стала низкая чувствительность головки самонаведения - ГСН. Атака производилось только из задней полусферы, ракета нацеливалась на пышущие жаром сопла самолётов противника. Итог - и для Р-3с и для её заокеанской «сестры» основным маневром применения стал классический «заход в хвост» - приём пушечных и пулемётных самолётов Второй и даже Первой Мировой войны. По обе стороны океана специалисты изготовили новые изделия, основанные на базовой модели «AIM-9B» - в Америке это был «Сайдуиндер»«AIM-9L», в СССР - Р-13М. Новшество заключалось в применении жидкого азота для охлаждения ГСН, что делало возможным атаку в переднюю полусферу самолёта противника - ракеты воспринимали даже слабый кинетический нагрев передних кромок самолёта. Однако, наряду с большей эффективностью, вышли на первый план и врождённые недостатки компоновки ракеты - прежде всего, малая маневренность, вследствие непропорциональной длины, пилоты противника выводили свою машину из зоны захвата ГСН. Создатели попали в замкнутый круг - тяжёлая боевая часть (далее БЧ) требовала дополнительного топлива для разгона. Всвязи с этим, корпус пришлось удлинять. Тяжёлый корпус так же требовал дополнительного топлива. И, в конце концов, само топливо приходилось нести и разгонять дополнительным топливом. Казалось бы, - выхода из порочного круга нет, но советские инженеры нашли его. Как всё гениальное - выход оказался простым - облегчить в 2,5 раза БЧ. Так родился проект ракеты Р-60. Создатели использовали метрический калибр - 120мм, близкий к калибру «Сайдуиндера». Вес БЧ новой ракеты составлял всего 3кг, но это не уменьшало её боевую эффективность. Дело в том, что эффективный радиус поражения взрывной волной и осколками зависит не от веса, а от диаметра взрывного устройства. Пример: если взять 200 гр. пластида, разделить на две равные части, одну из них раскатать в 30 см колбасу, а другую скатать в шарик, то при подрыве длинная «колбаса» даст громкий хлопок, а шарик может разнести легковую машину… Оптимальная форма БЧ - шар, но, поскольку ракеты имеют цилиндрическую форму - идеальная БЧ представляет из себя цилиндр, диаметр которого равен его длине. Исходя из такой компоновки и сделали прототип Р-60
Длина ракеты составила всего 2,09м, сравните с длиной «Сайдуиндера» 2,89м. За счёт этого, маневренность ракеты достигла 42 единиц. Маневренность повышали так же за счёт других новшеств - применения дестабилизирующих пластин, увеличивающих эффективность рулей. Масса ракеты упала до 43х кг, против 86ти кг у «Сайдуиндера». Скорость ракеты возросла с 2,5 до 3М. Правда, в начале производства, ГСН ракеты не была оснащёна охладителем, всвязи с эйфорией от использования первых советских ракет средней дальности, предполагалось использование Р-60 в заднюю полусферу. При разработке на первый план вышла подвижность фотоэлемента, для отслеживания быстрой и высокоманевренной цели. Дальность пуска составила 7,2км. Поражающее действие было усилено за счёт использования БЧ нового типа - так называемой «стержневой» схемы. Массивные вольфрамовые поражающие элементы образовывали при промахе плотное кольцо, рассекающее самолёт противника. Практически сразу была создана модификация Р-60М - фотоэлемент модернизированной ракеты охлаждался азотом, ГСН могла производить селекцию помех, БЧ увеличили до 3,5 кг, не увеличивая в размерах, её оснастили более мощным взрывчатым веществом и большим количеством поражающих элементов, так же увеличили калорийность топлива, и максимальная скорость ракеты достигла 1000м/с.
Боевые качества Р-60 и Р-60М были подтверждены в боях 1982 года между сирийскими и израильскими самолётами в долине Бекаа. Весь мир обошли кадры, на которых запечатлено попадание, запущенной сирийским МиГом-21, ракеты Р-60, попавшей точно в сопло двигателя Ф-16 и разорвавшейся внутри(!!!) израильской машины, буквально размазав её по ливанскому небу.
В итоге, Р-60М стала самой эффективной ракетой ближнего боя, намного превосходящей своего главного конкурента «AIM-9M» - последнюю модификацию «Сайдуиндера». Дальность её автономного пуска в переднюю полусферу достигала восьми км, в заднюю - пятнадцати. Примерно такие же показатели имел и новейший «Сайдуиндер», но по скорости и маневренности советская ракета была далеко впереди…
На основе Р-60М была изготовлена ракета повышенной или промежуточной дальности Р-73. Она являлась практически увеличенной в полтора раза, «масштабированной» копией Р-60М, оснащённой еще и газодинамическими рулями, но это уже другая история…
Как говорилось выше, ракетами Р-60М оснащались не только истребители, но и боевые вертолёты. Ми-24В, П и ВП могли нести до четырёх Р-60М - по две(одна - расположенная снизу, а другая расположена сбоку двухпозиционных АПУ-60-11) на внешних подкрыльевых узлах подвески, что существенно увеличило оборонительный и наступательный потенциал машин. Во время ирано-иракской войны, иракские Ми-24 уничтожили ракетами Р-60М две «Суперкобры», с дистанции 8 и 11 километров. Для сравнения - «Кобры» могли атаковать Ми-24 только ПТУР «ТОУ» дальность которых была менее четырёх км, а скорость - дозвуковой. В случае промаха, «Кобры» были обречены - более скоростные Ми-24В догоняли их и расстреливали из высокотемпного крупнокалиберного пулемёта, или же наводили более дальнобойные и точные сверхзвуковые ПТУР «Штурм», а при наличие Р-60М - вертолёты Хуссейна могли не догонять «Кобру», а сбивать её с дальней дистанции. Правда, единственный сбитый вертолётом Ми-24 в Ираке иранский «Фантом» американского производства, был жертвой НАР С-5, а в другом случае, Ми-24 был сбит «Фантомом», не смотря на наличие у вертолёта ракет Р-60М.
Реванш «двадцатьчетвёрки» с ракетами Р-60М взяли в Ливане в 1982 году, когда Ми-24В заметил по антирадару СПО-15 израильский Ф-14 «Томкет», довёл вертолёт до захвата цели ГСН ракеты Р-60М и с 8 560метров произвёл пуск в переднюю полусферу и сбил тяжёлый израильский перехватчик, кстати, нёсший ракеты высокой дальности (до 150км) «Феникс».
По аналогии с американским «Апачем» новейшие российские боевые вертолёты предполагается оснащать ракетами «воздух-воздух» «Игла-В» - модификацией ПЗРК. Это не совсем оправдано, ибо БЧ «Иглы» недостаточно мощна, для поражения тяжелобронированных летательных аппаратов, а её дальность слишком мала для обороны от истребителей противника, которые могут распознавать и атаковать ракетами средней дальности вертолёты на фоне земли с дистанции 7-8км.
Поэтому, в винтокрылой авиации, Р-60М продолжает жить. Ми-24 могут оснащаться надкрыльевыми АПУ с ракетами Р-60М, на которых ракета «лежит», как «Сайдуиндер» на английском «Ягуаре», а так же - установками на законцовках крыла, где ракета подвешена на горизонтальной установке.
Ми-28Н, Ми-35 и Ка-50 могут нести двухпозиционную АПУ-60-11 в ассиметричном варианте. Проект Ка-50-2 предусматривает подвеску двух Р-60М по одной на дополнительных третьих внешних подкрыльевых пилонах. Но история на этом не кончается - успехи Ми-24 в качестве перехватчика низколетящих воздушных целей побудили конструкторов дооснастить ракеты Р-60М модулем приёма радиокомандной линии комплекса «Атака», что позволяет применять их против самолётов противника на встречных курсах при дальности до 17 км. При этом существенно возрастает вероятность попадания - вертолёт не только доводит ракету до захвата, но и отсеивает активные и пассивные помехи! Газы, питающие рулевые машинки вывели в стороны и прикрыли клапанами, сделав их дополнительными газодинамическими рулями, что ещё повысило эффективность системы. Такие машины смогут оборонять автобронеколонны от воздушного противника на марше на порядок эффективнее, чем зенитные установки типа «Тунгуска» или сверхзвуковые истребители, не способные сопровождать медленно продвигающуюся колонну. Так что - продолжение следует.