Gripen NG
27 мая 2008 года с заводского аэродрома шведской компании «SAAB» в Линчопинге в воздух впервые поднялся демонстрационный образец глубоко модернизированного истребителя «Gripen». Этот двухместный самолёт, названный «Gripen Demo» и построенный на базе серийного двухместного «Грипена» модификации JAS-39D, призван стать своего рода летающей лабораторией, на которой будут проходить
отработку новые конструктивные решения и образцы бортового оборудования и вооружения, которые затем найдут применение на так называемом «Грипене» нового поколения (Gripen NG) – глубоко модернизированном варианте популярного шведского истребителя, уже состоящего на вооружении ВВС Швеции, Венгрии и Чехии и вскоре ожидаемого в ВВС ЮАР. Официальная церемония выкатки Gripen Demo состоялась в Линчопинге 23 апреля.
Основными направлениями глубокой модернизации истребителя «Gripen» на фирме «Сааб» определены замена двигателя на более мощный, модификация конструкции планера (в частности полная переработка конструкции основных опор шасси) в целях увеличения запаса топлива, увеличение числа подвешиваемых образцов вооружения и максимальной массы боевой нагрузки, внедрение новых систем бортового оборудования – в первую очередь РЛС с АФАР, более совершенных систем радиосвязи и РЭП – при одновременной модификации структуры БРЭО за счет применения новой цифровой вычислительной системы и нового программного обеспечения.
Главными изменениями конструкции планера самолёта стала перекомпоновка шасси и отсеков средней части фюзеляжа, благодаря которым внутренний запас топлива возрос на 38%. Кроме того, под фюзеляжем появились три дополнительных узла подвески вооружения, а максимальная взлетная масса истребителя возросла до 16 т, что потребовало реализовать ряд мероприятий по усилению конструкции. Увеличение внутреннего запаса топлива обеспечено за счет организации нового топливного бака №6 внизу средней части фюзеляжа, где на самолётах «Gripen» предыдущих модификаций (JAS-39A/B и C/D) размещались ниши уборки основных опор шасси. Теперь стойки и колеса новых усиленных основных опор шасси убираются в обтекатели корневой части крыла, сюда же с фюзеляжа перенесены узлы их крепления, при этом одновременно увеличена колея и изменена схема уборки шасси (вперед с разворотом колес на 90°).
Подвесные топливные баки емкостью 1700 л с усиленной модифицированной конструкцией теперь можно применять и при полетах со сверхзвуковыми скоростями. Под фюзеляжем помимо стандартного пилона №5 слева и справа установлены две дополнительные точки подвески (№5L и 5R) грузоподъемностью до 1000 кг каждая. Подвесные топливные баки стало возможным устанавливать уже на пять точек (№3, 6, 5, 5L и 5R), при этом самолет, в зависимости от конфигурации подвесок, может оснащаться одним, двумя, тремя или четырьмя топливными баками одновременно. Например, во время апрельской церемонии выкатки «Gripen Demo» подвесные топливные баки размещались на точках №3 и 6, а на точках №5L и 5R устанавливались управляемые авиабомбы GBU-10 «Пэйвуэй II» калибра 2000 фунтов (945 кг). При этом на точках подвески №2 и 7 самолет был укомплектован макетами новых управляемых ракет «воздух–воздух» с ракетно-прямоточной двигательной установкой «Метеор», а на законцовках крыла (точки подвески №1 и 8) – макетами новых ракет ближнего маневренного боя IRIS-T (AIM-2000).
Другой особенностью модернизированного «Gripen», уже реализованной на самолёте «Gripen Demo», стала установка нового двигателя F414G тягой 10 тс, представляющего собой модификацию американского ТРДДФ F414-GE-400, применяемого на самолетах F-18E/F, доработанную для применения на истребителях «Грипен». По сравнению с устанавливаемым сейчас на «Грипенах» двигателем RM-12 (вариант американского F404-GE-400) тяга силовой установки возросла на 20–25%, что обеспечивает сохранение летных характеристик истребителя при увеличении его максимальной взлетной массы или их улучшение при меньших значениях полетной массы. Благодаря высокой степени преемственности двигателей F414 и F404, по словам разработчиков самолёта, не потребовалось вносить сколько-нибудь серьезных изменений в конструкцию планера, перепрофилировки потребовали лишь воздухозаборники и воздушные каналы двигателя.
По утверждению представителей компании «SAAB», Gripen NG с новой силовой установкой будет способен совершать крейсерский полет на сверхзвуке при бесфорсажном режиме работы двигателя (так называемый режим super cruise). На презентации 23 апреля было впервые официально объявлено о том, что «Gripen NG» нового поколения будет оснащаться бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой совместной разработки «Сааб» и французской компании «Талес». Головным исполнителем проекта определено подразделение «Сааб» – «Сааб Микровэйв Системз», «Талес» ответственна за поставку АФАР, а другое подразделение шведской фирмы – «Сааб Аэросистемз» – отвечает за интеграцию РЛС с АФАР на самолёте. Ранее сообщалось, что разработку РЛС с АФАР для «Грипена» по программе M-AESA «Сааб Микровэйв Системз» с 2006 г. вела в сотрудничестве с итальянскими компаниями «Селекс» и «Элеттроника». Теперь, по всей видимости, шведы решили сменить партнеров. Для ускорения сроков создания РЛС с АФАР предполагается использовать готовые блоки штатного для «Грипенов» радиолокатора PS-05/A и АФАР от модернизированной станции RBE2, создаваемой «Талесом» для истребителей «Рафаль».
Согласно официальным заявлениям «Сааб», разработку РЛС с АФАР для самолета «Gripen NG» планируется завершить весной 2009 года, и летом 2009 г. она сможет поступить на летные испытания на борту «Gripen Demo». Среди новых возможностей БРЭО «Gripen NG», обеспечивающих повышение безопасности полетов, – реализация новых режимов маловысотного полета. Для этого на нем найдут применение системы предупреждения об опасной близости земли GCAS, автоматическая система предотвращения столкновения с землей ACAS и система огибания рельефа местности (Terrain Avoidance). В состав комплекса РЭП EWS-39NG модернизированного истребителя войдет ряд новых систем, которые будут проходить отработку на самолете-демонстраторе «Gripen Demo». Среди них, например, аппаратура обнаружения атакующих ракет MAWS, разрабатываемая южноафриканской компанией «Сааб Авитроникс» на базе системы MAW-300, применяемой, в частности, на поставляемых в Малайзию российских истребителях Су-30МКМ. В дальнейшем «Gripen Demo» сможет оснащаться и новой двухдиапазонной системой предупреждения об атакующих ракетах, работающей в ИК и УФ-диапазонах, а также новыми средствами РЭП в контейнерах.
Самолет Gripen NG / Gripen Demo построен на базе двухместного учебно-боевого JAS-39D (№39803), который в свое время был получен переоборудованием серийной «спарки» JAS-39B, и стал седьмым опытным самолётом по программе «Грипен», получив поэтому №39-7. В работах по модернизации истребителя помимо головной компании «Сааб» активное участие принимает шведская компания «Вольво-Аэро», которая будет осуществлять серийный выпуск модифицированных двигателей F414G, а также ряд зарубежных партнеров: французская «Талес», британские «Меггит», «Мартин-Бэйкер», APPH, американские «Дженерал Электрик», «Рокуэл-Коллинз», «Ханиуэл», датская «Терма» и др.
Несмотря на то, что на «Gripen Demo» применяется примерно 3500 новых деталей, узлов и систем, внешне (за исключением нового шасси) он почти не отличается от серийного JAS-39D. Неизменными остались и его геометрические размеры – длина (без ПВД) 14,8 м и размах крыла 8,4 м. Масса пустого самолёта составляет 7100 кг, нормальная взлетная масса – 9100 кг, а максимальная взлетная масса возросла до 16 000 кг. Запас топлива во внутренних баках достиг 3300 кг, а максимальный запас топлива в ПТБ – 3800 кг. Одновременно получено увеличение количества точек подвески вооружения с 8 до 10 и максимальной массы боевой нагрузки с 5 до 6 т при одновременном повышении дальности полета.
Летные испытания Gripen NG / Gripen Demo начались спустя всего месяц после церемонии его официальной выкатки. Первый полет 27 мая с заводского аэродрома Линчопинг (Linkoping) выполнил экипаж в составе летчиков-испытателей компании «Сааб» Микеля Сейдла (Mikael Seidl) и Магнуса Юндаля (Magnus Ljungdahl). Он продолжался 30 минут и, по информации компании-разработчика, «прошел в полном соответствии с планом». Максимальная высота полета в первом вылете составила 6400 м, а максимальная скорость – 600 км/ч. Полет прошел полностью в соответствии с предусмотренным планом, и «Gripen Demo» показал себя с самой лучшей стороны с самого начала. На очереди – новые испытательные полеты в интересах создания глубоко модернизированного «Gripen NG», который будет предлагаться как нынешним, так и новым заказчикам шведского истребителя.
Например, в апреле 2008 года проект «Gripen NG» был представлен ВВС Норвегии, которые могут стать первым заказчиком таких самолетов. Новый «Грипен» также участвует в тендере ВВС Индии по программе MMRCA, являясь там конкурентом российскому МиГ-35 (официальное предложение по самолету «Gripen IN», являющемуся «индийским» вариантом «Gripen NG», передано индийской стороне 28 апреля этого года). Возможность приобретения «Грипенов» в настоящее время рассматривают также Дания, Швейцария, Хорватия, Румыния, Словакия и Бразилия.
Тактико-технические характеристики Gripen NG
Длина самолета (без ПВД), м 14,1
Размах крыла, м 8,4
Высота самолета, м 4,5
Площадь крыла, м2 25,5
Масса пустого самолета, кг 7100
Нормальная взлетная масса, кг 9100
Максимальная взлетная масса, кг 16 000
Запас топлива во внутренних баках, кг 3300
Масса боевой нагрузки, кг 6000
Максимальная скорость полета, км/ч 1900
Максимальная скорость у земли, км/ч 1320
Максимальное число М 1,8
Практический потолок, км 17
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9
Перегоночная дальность, км 4070
Тип двигателя F414G
Тяга, кгс 10 000