Х-31ПД Противорадиолокационная ракета «воздух-РЛС»
Основное предназначение Х-31ПД – вывод из строя/поражение/уничтожение РЛС ПВО и РЛС зенитных комплексов противника. К ним можно отнести ЗРК СД и БД типа «Patriot», «Nike Hercules», «Improved Hawk». Основные отличия от ранее созданных ракет:
- увеличение дальности стрельбы;
- увеличение скорости полета ракеты (маршевая ступень);
- более устойчивое наведение на цель при высокой степени противодействия.
Работы по созданию ракеты начались в 1975 году. Основной разработчик ОКБ «Звезда». Разработка ракеты Х-31 потребовалась для замены ракеты Х-27ПС, основные характеристики которой стали к тому времени не удовлетворяющими военных. Основные характеристики новой ПРР должны были выглядеть так:
- дальность – 60 километров;
- вес менее 400 килограмм;
- скорость полета около 750 м/с (для дальности 25 километров).
Данная скорость должна была обеспечить попадание ракеты в РЛС противника (ЗРК Improved Hawk) до того как его ракета достигла бы носителя. По зенитным комплексам «Nike Hercules» запуск ракеты планировалось осуществлять вне зоны его действия. Ракеты Х-31 должны были поступить на вооружение самолетов 3 поколения Су-17М, МиГ-27, Су-24. На эти самолеты должны были устанавливать по две ракеты Х-31.
При разработке ракеты, чтобы получить требуемую скорость полета, решили установить ПВРД. В качестве разгонного двигателя использовали твердотопливный стартовый ускоритель с размещением его в камере ПВРД. Однако, еще на стадии проектирования становится ясно, что создать ракету весом менее 400 килограммов не получится, в первую очередь из-за технологии создания ПВРД, его невозможно было сделать малогабаритным. Поэтому, вместо малогабаритной ПРР Х-31 получилась противорадиолокационная ракета, действующая на дистанции более 100 километров – ПРР средней дальности. Диапазон поражаемых целей для нее расширили, теперь в него входили РЛС противника диапазонов В/С и ЗРК «SAM-D». Для обеспечения поражения РЛС разрабатываются головки самонаведения ПРГС-4ВП/5ВП/6ВП.
В 1978 году, правительственным постановлением принимается решение о разработке противокорабельной ПРР на базе Х-31 под обозначением Х-31А. Основное предназначение – поражение РЛС НК противника водоизмещением до 4.5 тысяч тонн. Основные отличия противокорабельного варианта – установка активной РЛ ГСН и проникающей БЧ.
В 1982 году начинаются испытания ПРР на истребителе-бомбардировщике МиГ-27М. Испытывались варианты ракеты Пр1/Пр2 и макеты ракеты с полными весовыми и габаритными характеристиками для проведения аварийных сбросов. На Пр1 проводили испытания сброса ракеты и ее старта. На Пр2 проводили испытания работы и характеристик маршевого двигателя, стабилизации полета, аэродинамики и баллистики полета.
В конце 1983 года начинаются госиспытания (этап А) ПРР Х-31 с головкой ПРГС-4ВП. Ракета входила в состав вооружения МиГ-27М. Так как с момента создания ракет прошло более 13 лет, конструкция ракеты претерпела небольшие изменения – изменение формы и места установки крыла. В августе 1984 года начинается этап Б госиспытаний. На них принимается решение о начале работ по модификации ПРР с целью увеличения боевой эффективности и баллистики. Техпроцесс создания ракеты улучшают за счет более рационального подхода по компоновки и размещению бортового оборудования и агрегатов. Повышается надежность ракеты за счет возможности ее досборки ракеты и снаряжения без выполнения дополнительных операций. Была полностью пересмотрена вся конструкция ракеты для возможности снижения боевого веса ракеты.
В начале 1986 года проходят успешные испытания модернизированной Х-31П. Через несколько месяцев продолжили госиспытания (этап Б) на истребителе-бомбардировщике МиГ-27М с модернизированной Х-31П, для чего использовали опытную аппаратуру «Прогресс-Н». Через год, в середине 1987 года госиспытания были успешно завершены, и комиссия рекомендовала к началу серийного производства и принятию ПРР Х-31П на вооружение.
Ракета с головкой ПРГС-5ВП успешно прошла заводские испытания в 1987 году. В 1988 году Х-31П и ее противокорабельный вариант Х-31А успешно проходят госиспытания. К ней разработали аппаратуру управления в контейнерах – Этнография и Фантасмагория для самолета Су-27М, Прогресс для самолетов Су-17 и МиГ-27.
Ракета с головкой ПРГС-6ВП успешно проходит заводские испытания в 1988 году. В этом же году успешно прошли госиспытания ракеты. Но вследствие того, что аппаратура управления для ракеты не была готова, провести боевые пуски ракет не представлялось возможным.
С 1987 года ПРР Х-31П пошла в серийное производство. С 1988 года ПРР Х-31П принята на вооружение. Основной производитель Калининградская «Стрела» (сейчас «Звезда-Стрела»).
ПРР Х-31ПК оснащены датчиком подрыва неконтактного типа и более мощной БЧ. ПРР Х-31ПК тактическая ракета с пассивной ГСН. Основное предназначение – поражение/уничтожение РЛС (непрерывный импульсный режим)и их вынесенных вверх антенных устройств.
Дальность ПРР Х-31П в 110 километров, обеспечила применения ракет без вхождения в зону досягаемости ракет ЗРК противника. Высокая скорость полета ракеты и автономное самонаведение обеспечили Х-31П преимущество в боевом противостоянии.
ПРР Х-31ПД является модификацией ракеты Х-31П. Основные изменения – увеличена дальность полета до 250 километров, вследствие чего увеличена длина ракеты. Заменили три селективных головки на одну широкополосную, которая глушит любую РЛС. В данное время началось серийное производство обновленных ракет Х-31ПД. Ожидается, что тактическая ракета Х-31ПД средней дальности класса «воздух-РЛС» поступит на вооружение уже к концу этого года. Разрабатывается и производится на мощностях ОАО Корпорации «Тактическое ракетное вооружение».
Устройство ПРР Х-31ПД
Ракета имеет нормальную аэродинамическую схему и Х-образное расположение крыльев и рулей. Состоит из трех отдельных отсеков. Отсеки представляют собой законченные конструктивно-функциональные блоки. Несущие поверхности ракеты имеют 4 круглых боковых воздухозаборника. Они закрыты сбрасываемыми заглушками. Боевая часть повышенного могущества осколочно-фугасного исполнения, массой 110 килограмм.
Установленный двигатель – воздушно-реактивный прямоточный двигатель 31ПДК. Состоит из:
- воздухозаборников;
- топливных баков;
- системы вытеснения топлива;
- аппаратура дозировки топлива;
- фронтального устройства;
- камеры сгорания;
- нерегулированного сопла;
- электрогидравлической системы регулировки росжига.
Камера сгорания 31ДПК вмещает в себя стартовый твердотопливный ускоритель, обеспечивающий ПРР разгон для запуска ПВРД. После окончания работы ускорителя он выталкивается из камеры потоком воздуха. Камера сгорания двигателя обеспечена воздушно-завесной системой охлаждения. Такое решение увеличило максимальное время работы двигателя и дало перспективные возможности для ее модификации. Работа 31ДПК повышает общую скрытность полета ракеты (малая дымность). Конструкция двигателя получилась простой и надежной, компактной и недорогой при серийном производстве. Ракета способна производить маневры на сверхзвуковых скоростях с перегрузками до 10 g. Использование в работе твердого топлива повысило эксплуатационные сроки и упростило ее хранение.
В ПРР Х-31ПД установлена радиолокационная ГСН пассивного типа Л-112Э, которая обеспечивает два режима применения ракеты:
- захват цели и автосопровождение на подвеске носителя с последующим стартом;
- автономный режим при захвате цели на автосопровождение после старта ракеты.
Режим применения ПРР Х-31ПД выбирается экипажем носителя ракеты, он зависит от высоты носителя и дальности до цели.
Принцип работы Х-31ПД
ГСН ракеты производит обнаружение и захват РЛС противника на подвеске по поступившим данным с носителя или же в автономном режиме, и обеспечивает сопровождение выбранной цели с формированием сигналов для наведения ПРР. При обнаружении цели, носитель направляют в сторону цели и вводят ЦУ в ракету. После отделения ракета уходит в программный режим выбора высоты полета. С достижением заданного угла обнаруженной цели, головка самонаведения разворачивает ракету на цель и ПРР начинает пикирование и наведение по данным ГСН.
Для техобслуживания и эксплуатации ПРР Х-31ПД поставляется наземный комплекс «Ока-Э-1». Хранение и транспортировка вне носителя осуществляется в специальных гермоконтейнерах.
Основные характеристики Х-31ПД:
- длина – 5.3 метра;
- диаметр – 36 сантиметров;
- размах – 0.95 метра;
- вес – 715 килограмм;
- дальность мин/макс - 15/250 километров;
- скорость крейсер/макс – 700/1000 м/с;
- скорость носителя мин/макс – 600/1250 км/ч;
- высота пуска мин/макс – 0.1/15 километров;
- масса БЧ -110 килограмм;
- тип БЧ – универсальная, кассетного типа;
- углы пеленга носитель/полет - ±15/±30 градусов.
- используемое топливо – керосин;