Минобороны определилось с характеристиками ударного беспилотного летательного аппарата и утвердило техзадание на его создание. О начале разработки беспилотника, способного не только вести разведку, но и наносить ракетные и бомбовые удары, «Известиям» сообщил высокопоставленный сотрудник компании «Транзас», которая разрабатывает беспилотный летательный аппарат (БПЛА).
— Мы получили от Минобороны техзадание на новый беспилотник. Аппарат будет создан по модульной конструкции. Его можно будет укомплектовывать в зависимости от поставленной задачи — различные виды разведки, фото- и видеосъемка, наблюдение за объектами и патрулирование. В том числе он будет способен нести вооружения, — заявил «Известиям» топ-менеджер компании.
Компания «Транзас» займется разработкой электронных бортовых систем, систем управления и навигации. Планер будет создавать казанское ОКБ «Сокол».
До сих пор Минобороны заказывало беспилотные аппараты малого и среднего класса, предназначенные в первую очередь для разведки. Единственный проект тяжелого ударного беспилотника «Скат», разработанный КБ МиГ, был показан в виде макета на авиасалоне МАКС в 2007 году и дальнейшего развития не получил. Ряд российских компаний разрабатывали проекты ударных беспилотников, однако без технического задания от Минобороны эта работа не имела смысла.
— Мы могли бы вести разработки такого БПЛА, у нас есть все ресурсы для этого. Однако без четкой позиции заказчика такая работа попросту экономически неоправданна, — рассказал «Известиям» высокопоставленный сотрудник компании «Сухой».
В пресс-службе МиГ «Известиям» также сообщили, что не ведут работы над ударным беспилотником.
Главком ВВС Александр Зелин заявлял, что БПЛА поступят в войска к 2020 году, эксперты считают, что первые аппараты могут быть готовы уже к 2016 году, затем начнутся их испытания.
Разработчики не раскрывают технических характеристик нового беспилотника, ссылаясь на военную тайну, однако главный редактор интернет-портала UAV.ru Денис Федутинов рассказал «Известиям», что этот аппарат может составить конкуренцию зарубежным БПЛА двух типов: первый — массой 800–1000 кг, второй — 4,5–5 т.
— Здесь может идти речь о средневысотных аппаратах большой продолжительности полета, которые помимо разведывательных операций нередко используются в мире и в ударных целях, — пояснил он.
Федутинов напомнил историю появления американских БПЛА аналогичного класса. Predator изначально создавался как разведывательный аппарат, но в последующих версиях был вооружен двумя противотанковыми ракетами. Более тяжелая версия — Reaper — создавалась как ударный аппарат, способный нести большие количество и номенклатуру вооружений.
Predator развивал максимальную скорость 217 км/ч, дальность полета составляла 740 км, а потолок — более 18 тыс. м. В полете машина может находиться до 20 часов и нести 1360 кг груза. Reaper способен летать более чем на 7 тыс. км и нести до 14 ракет «воздух-земля» Hellfire. Именно на такие характеристики и будут ориентироваться российские разработчики, считают опрошенные «Известиями» эксперты.
По словам Федутинова, главное преимущество БПЛА в сравнении с тактическими ракетами — возможность быстро реагировать на изменяющуюся обстановку.
— Запустив ракету, невозможно оперативно изменить траекторию ее полета в случае изменения обстановки. БПЛА, выйдя на цель, может провести разведку и доразведку и нанести точный удар. Такие аппараты эффективны для поражения групп боевиков, особенно когда они перемещаются по местности со сложным рельефом. Кроме ракет они могут нести бомбы, поражать не только живую силу, но и технику, и укрытия, — рассказал он.
Кроме создания БПЛА большое внимание надо уделить и обучению их операторов, иначе неизбежны небоевые потери техники.
— Во время испытаний израильских беспилотников на полигоне в Коломне было потеряно не меньше пяти машин. Генералам хотелось джойстиком поиграться, хотя одно из преимуществ БПЛА — способность действовать в полностью автоматическом режиме, так что весело в итоге полетали, — рассказал собеседник «Известий» в ОПК.
|