Всего несколько лет назад беспилотные летательные аппараты воспринимались не более чем некая техническая новинка. Но прошли считанные годы и уже никого не удивляют новости о появлении новых моделей, повышении характеристик или особенностях боевого применения. В то же время рынок беспилотников еще нельзя считать окончательно сложившимся. Поэтому уже сегодня можно не спорить о перспективности всего начинания в целом, а обратить свое внимание на тенденции в развитии техники и попытки различных фирм «подсидеть» друг друга на рынке и отобрать чужой его кусочек.
Одним из ведущих участников рынка беспилотных летательных аппаратов является израильская компания Israel Aerospace Industries или просто IAI. Их продукция по большей части известна только специалистам и любителям, серьезно интересующимся темой, и по широкой известности вряд ли может сравниться с американскими Predator или Global Hawk. Тем не менее, израильские беспилотники успешно эксплуатируются не только на Земле Обетованной, но и за ее пределами – среди прочего, компания IMI заключила контракт с российским «Оборонпромом» и уже в этом году в России начнется лицензионное производство легких израильских БПЛА. Но было бы наивно предполагать, что другие ведущие мировые компании, занимающиеся разработкой вооружений, не хотят подвинуть IAI или даже разделить между собой ее часть рынка.
Причем не все подобные попытки конкуренции предпринимаются в одиночку. В прошлом 2011 году французская фирма Dassault и английская BAE Systems объявили о совместных работах по созданию нового БПЛА. Из всех подробностей англо-французского соглашения пока известна только тактическая ниша аппарата: это будет многоцелевой беспилотник, предназначенный для средневысотных дальних полетов (MALE – Medium-Altitude Long-Endurance). Спецификации и расчетные характеристики аппарата будут опубликованы в середине нынешнего года, а демонстрация опытного образца запланирована только на 2013-й. Немного позже планируется начать испытания, а заказчикам, если они заинтересуются проектом нового MALE, стоит готовить под него строку в бюджете на 2015 год – именно тогда планируется начать поставки. Понятно желание Dassault и BAE Systems заняться темой именно средневысотного многоцелевого беспилотника с большой дальностью. Дело в том, что пресловутый «Предейтор» или тот же израильский IAI Heron принадлежат именно к этому классу. Более того, подобные машины считаются одними из самых перспективных направлений в сфере БПЛА. Заказчиков привлекает возможность длительных полетов: на дальность или «висение» над одной точкой. Если же брать в расчет только военных (а именно они дали наибольший толчок развитию беспилотных летательных аппаратов), то MALE-аппараты привлекают их не только в качестве разведчиков, но и в своей ударной ипостаси. Благодаря сравнительно большому взлетному весу подобные машины могут брать на борт камеры/тепловизоры/дозиметры/радиостанции разведки или даже ракеты и бомбы. Все упирается в возможности самого аппарата и желания эксплуатирующей организации.
Словно не желая отдавать пальму первенства англо-французскому проекту, в прошедшем декабре в беспилотную гонку активно включились Германия и Италия. Немецкая компания Cassadian (часть концерна EADS) и итальянская Alenia Aeronautica договорились о сотрудничестве в создании общего беспилотника. И снова – вот оно, доказательство конкуренции с Dassault и BAE Systems – договор касается многоцелевого аппарата, предназначенного для полетов на средней высоте и на большую давность. Вероятнее всего, EADS в лице Cassadian хочет продолжить свои работы по теме собственного беспилотника Talarion. EADS уже не первый год создает этот аппарат, но пока все остановилось на стадии испытаний образца-демонстратора технологий. Первый полет опытного образца должен состояться только в 2015 году. Первоначально планировалось, что Talarion поступит на вооружение испанской, французской и немецкой армии, однако со временем потенциальные заказчики стали терять интерес к нему, что и повлияло на столь значительные изменения сроков. EADS вынуждены заканчивать разработку за свой счет и сейчас не совсем понятны перспективы проекта. Тем не менее, EADS Talarion может привлечь заказчиков. Главное, чтобы проект удалось довести до ума.
Выбор Alenia Aeronautica в качестве «помощника» в создании Talarion можно объяснить тем фактом, что у этой фирмы есть заметный опыт в области беспилотных летательных аппаратов. Уже несколько лет итальянская фирма занята в проекте компании Dassault под названием nEUROn. Кроме Alenia Aeronautica в этом проекте участвуют фирмы Saab (Швеция), EAB (Греция), RUAG (Швейцария) и Thales (Франция). Этот беспилотник тоже имеет функции, свойственные классу MALE, но в первую очередь предназначен для нанесения ударов по объектам противника. Кроме того, nEUROn делается с применением стелс-технологий, что в перспективе должно сделать его очень и очень привлекательным для военных. Недавно была закончена постройка опытного экземпляра нового французского БПЛА, после чего начались наземные испытания различных его систем. Вскоре после начала испытаний прототип был продемонстрирован потенциальным заказчикам. Утверждается, что кроме Франции nEUROn заинтересовал Грецию, Италию, Испанию, Швецию, Швейцарию и другие европейские страны. Для пока нелетающего аппарата это и само по себе неплохо. Первый полет «Нейрона» должен состояться уже в этом году, а серийное производство будет начато к концу текущего десятилетия. Разработчики обещают сперва оснастить nEUROn ракетами и бомбами для нанесения ударов по наземным целям. Что касается ракет «воздух-воздух», то Dassault и другие фирмы, участвующие в проекте, пока этого не подтверждают. Но и не опровергают. Так что нельзя исключать и появления истребительной версии nEUROn.
Не отстают от европейцев Соединенные Штаты Америки. Lockheed Martin совместно с Исследовательской лабораторией ВВС США – AFRL (Air Force Research Laboratory) сейчас проводят испытания экспериментального беспилотника X-56A. До серийного производства этого аппарата пока очень далеко: он принадлежит к классу HALE (High-Altitude Long-Endurance – большая высота, большая дальность), а у подобных машин есть свои проблемы. Главная из них кроется во флаттере. Для обеспечения возможности полета на больших высотах и на большую дальность требуется делать тонкое крыло большого удлинения, такое как на знаменитом самолете-разведчике Lockheed U-2. У подобной конструкции есть серьезный недостаток: она подвержена самовозбуждающимся колебаниям, которые могут привести к разрушению крыла, а вслед за ним и всего самолета с последующим крушением. Это явление обозначается термином «флаттер». Во избежание появления колебаний приходится делать крыло более жестким, что увеличивает его вес. Рост массы конструкции, в свою очередь, отрицательно сказывается на всех летных данных в целом. Для экспериментального X-56A было создано четыре разных крыла с разной жесткостью, которые и будут испытываться в AFRL. Придуманный в «Локхид» и AFRL способ противодействия флаттеру заключается в установке на крыле небольших управляющих поверхностей наподобие классического интерцептора. Автоматическая система будет следить за общими параметрами полета и обтекания крыла. В соответствующие моменты она должна изменять положение поверхностей для приведения потока в нормальное состояние. Испытательные полеты, несмотря на предназначение беспилотника, будут производиться на высотах около трехсот метров, а скорость сначала будет лежать в пределах 100-170 миль в час (примерно 170-280 км/ч). Начало испытаний противофлаттерной системы запланировано на конец весны этого года.
Все кругом делают новые проекты, все проводят изыскания, но вместе с тем некоторые программы отправляются в архив. В самом начале этого года ВМС США окончательно закрыли проект MRMUAS. Беспилотный вертолет для военно-морских сил разрабатывали такие гиганты авиастроения, как Boeing, Northrop Grumman и Lockheed Martin. Тем не менее, после очередного «раунда» этого тендера командование флота пришло к выводу, что проект не стоит затрат. Значительного улучшения характеристик по сравнению с имеющимися беспилотниками не было, а, стало быть, пока можно обойтись и «старьем». Своеобразный удар из прошлого программе MRMUAS нанес БПЛА Northrop Grumman MQ-8 Fire Scout. Самая первая версия этого аппарата в свое время вызывала множество нареканий, но к модификации MQ-8B (создана на основе «взрослого» вертолета Schweizer 333) характеристики беспилотника значительно выросли. Ожидается, что MQ-8C станет еще лучше. Таким образом, в ближайшие несколько лет ниша беспилотного вертолета для US Navy оказывается надежно закрытой и не требующей новых проектов.
MQ-8 Fire Scout
Участвовавшим в конкурсе MRMUAS американским фирмам можно посоветовать обратить свое внимание на коммерческие проекты. Интерес к БПЛА с недавних пор стали проявлять не только государственные организации, в первую очередь силовые, но и коммерческие. Беспилотники можно использовать для слежения за коммуникациями, для контроля за сельскохозяйственными работами и в массе других областей деятельности. Среди прочих, китайская компания AVIC хочет получить беспилотный аппарат именно для таких целей. Разработка вертолета U8 поручена отделению AVIC под названием Jingdezhen Helicopter. Намерения у AVIC относительно U8, похоже, серьезные – в проект вложено уже 3,2 миллиона долларов. По китайским меркам это весьма солидная сумма. Китайский вертолетный научно-исследовательский институт China Helicopter Research & Development Institute тоже верит в перспективность U8. Во всяком случае, иначе он не стал бы инвестировать в проект 3,5 миллиона. В прошлом сентябре на авиасалоне Aviation Expo China на стенде компании AVIC впервые был показан опытный образец китайской «Восьмерки». По заявлениям представителей фирмы, беспилотный вертолет к тому времени уже проходил испытания и до начала поставок покупателям остаются считанные месяцы. Вот так почти внезапно на мировом рынке беспилотных летательных аппаратов может появиться совершенно новый игрок.
Не желая сдавать с трудом завоеванные позиции, израильская фирма IAI в последние пару лет наладила производство двух новых интересных беспилотников. Первый из них имеет название Ghost. Оснащенный электромоторами самолетик с максимальной взлетной массой всего в четыре килограмма не претендует на глобальные задачи. Летя со скоростью лишь 65 км/ч, он может в течение получаса «висеть» над головой противника и следить за всеми его действиями. Особо отмечается, что Ghost можно перемещать силами всего лишь двух человек: беспилотник и пульт управления упаковываются в два не очень больших ранца. «Целевая аудитория» этого БПЛА – различные спецподразделения, которым требуется мобильное и простое средство разведки.
Второй не менее примечательный проект носит название Panther. От других БПЛА его отличает тот факт, что «Пантера» – самый настоящий конвертоплан. Три поворотных электрических мотора позволяют Panther взлетать с места, и уже набрав высоту, переходить в горизонтальный полет на тонких крыльях с большим удлинением. Соответственно, посадку этот аппарат может совершать тоже вертикально. При собственном весе в 65 кг «Пантера» может забираться на высоту около трех километров, неся полезную нагрузку порядка 15 кг. Продолжительность полета при этом достигает шести часов, а радиус работы – 60 километров от пульта управления. На основе Panther создан беспилотник Mini-Panther. По своей конструкции он аналогичен «большому» прототипу, но имеет максимальный взлетный вес в 12 кг и может летать только два часа. Также пропорционально снизился вес полезной нагрузки. В прошлом году несколько опытных образцов Panter и Mini-Panter были опробованы израильскими спецподразделениями в оперативной обстановке.
Всего несколько лет назад беспилотные летательные аппараты воспринимались не более чем некая техническая новинка. Наверное, именно по этой причине теперь регулярно стали появляться новые и оригинальные идеи конструктивного, технического и тактического толка. Все эти новшества позволяют смело и уверенно делать только одно заявление относительно будущего беспилотников. И звучит оно так: то ли еще будет! Автор Рябов Кирилл