Этот корабль не показывают по телевизору. Съемки в цеху северодвинского Северного машиностроительного предприятия, где он строится, запрещены. В открытую печать об этом корабле проникают в основном только догадки и предположения. И неудивительно, ибо речь идет о самом, вероятно, передовом проекте современного российского военно-промышленного комплекса – головной атомной многоцелевой подводной лодке четвертого поколения «Северодвинск».
Советская «конкуренция» против американского «тоталитаризма»
С момента выхода в море в 1955 году первой в мире американской атомной подводной лодки (ПЛА) Nautilus атомное подводное кораблестроение превратилось в одну из важнейших сфер острейшего технологического соперничества между СССР и США. Внедрение ядерного реактора на подводных лодках позволило настолько повысить их боевой потенциал, что ПЛА превратились в подлинных «повелителей морей» и стали рассматриваться как одна из важнейших (а в нашей стране – и как главнейшая) сил флота. Оснащение ПЛА баллистическими ракетами позволило им решать и стратегические задачи. По иронии судьбы сложившиеся в обеих странах системы создания атомных субмарин оказались во многом противоположными не только друг другу, но и в какой-то мере официально декларируемым политическим принципам государств. В США адмирал Хьюман Риковер, «отец американского атомного флота», сосредоточил в своих руках буквально полную монополию на все этапы проектирования американских ПЛА, жестко решая, какие именно лодки нужны флоту, беспощадно отбрасывая любые параллельные проекты и «топя» конкурирующие предложения. Методы его правления за глаза именовали не иначе как «тоталитарными» и «мафиозными». Результатом стала единая и стройная эволюционная линия развития американских ПЛА, сохранившаяся по сей день.
В СССР же к началу семидесятых годов сложилась система трех конструкторских бюро в области подводного кораблестроения: ленинградские «Рубин» и «Малахит» и горьковский «Лазурит» – которые, с одной стороны, специализировались на проектировании разных типов лодок («Рубин» – ракетных с баллистическими и крылатыми ракетами, «Малахит» – многоцелевых, «Лазурит» занимался и теми и другими, а также подводными аппаратами), но при этом, с другой стороны, отражали во многом различные школы проектно-конструкторских решений и фактически в ряде случаев вели конкуренцию между собой, предлагая соответствующие варианты по многим проектам. Это стало причиной рекордного «многотипья» ПЛА ВМФ СССР как по классам лодок, так и по их проектам.
В результате в семидесятые годы в Советском Союзе была создана полная гамма проектов самых современных ПЛА третьего поколения: «Рубин» разработал атомные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) проекта 941 и с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 949, «Малахит» – атомные многоцелевые лодки проекта 971, а «Лазурит» – ее вариант с титановым корпусом проекта 945. С развертыванием строительства этих кораблей в следующем десятилетии отечественный флот впервые получил лодки, приближающиеся по характеристикам скрытности (в первую очередь – по уровню шумности) к американским. Причем достигнутый советскими конструкторами прогресс давал возможность не только нагнать, но, в перспективе, и обогнать американцев. Поэтому уже в 1977 году, когда строительство первых ПЛА третьего поколения еще только начиналось, в СССР были широким фронтом развернуты работы по созданию еще более совершенных лодок следующего, четвертого поколения, которые должны были стать подлинным чудо-оружием XXI века.
Затянувшееся рождение «Ясеня»
Первоначально все три «подводных» КБ получили задания по проектированию лодок четвертого поколения по своему «профилю» – «Рубин» делал ПЛАРК с перспективными «тяжелыми» противокорабельными крылатыми ракетами «Болид», «Лазурит» – специализированную противолодочную ПЛА, а в «Малахите» под руководством главного конструктора В.Н. Пялова разрабатывалась многоцелевая ПЛА проекта 885, получившая шифр «Ясень». Однако сложности создания большого числа нового вооружения и оборудования для этих лодок, все возрастающая от поколения к поколению стоимость постройки новых ПЛА, а также пересмотр тактических установок в свете новых требований заставили военных принять поистине революционное для развития отечественного ВМФ решение – объединить все три проекта в один, отказавшись от многотипности и узкой боевой специализации. В качестве базового для реализации был принят именно «малахитовский» проект 885 «Ясень», который пришлось оснастить дополнительными боевыми средствами для расширенного круга боевых задач. Таким образом, проект 885 стал первым отечественным полноценно многоцелевым подводным боевым кораблем, способным решать практически любые задачи, стоящие перед нашим подводным флотом, включая борьбу с авианосными группировками и ПЛА вероятного противника.
Решение сложного комплекса технических проблем при создании многоцелевого корабля нового поколения привело к затягиванию проектных работ. В результате разработка завершилась только к роковому для страны 1991 году, когда сама возможность постройки перспективных ПЛА в распавшейся стране была поставлена под вопрос. Однако важность этой программы для ВМФ была настолько очевидна, что, несмотря на все трудности, 21 декабря 1993 года в Северодвинске был в торжественной обстановке заложен «заказ номер 160» – первенец проекта 885, получивший имя города, где он строится. «Северодвинск» стал первым заложенным в Российской Федерации боевым кораблем.
Однако в условиях экономического кризиса и недостаточного финансирования морякам и строителям лодки пришлось вести настоящую борьбу за выживание проекта. Работа над «Северодвинском» в итоге превратилась в долгострой – если первоначально планировалось вывести корабль на испытания еще в 1996 году, то сейчас таким сроком называется уже только 2005 год. О строительстве серии не было и речи. Тем не менее высокая готовность лодки в настоящее время и определенное улучшение финансирования кораблестроения дают основания надеяться, что новейшая российская ПЛА скоро все-таки увидит море, а в дальнейшем можно будет вернуться и к серийному строительству кораблей проекта 885.
Приподнимая завесу тайны
Долгое время облик строящейся новейшей русской подводной лодки был объектом многочисленных догадок у нас и за рубежом, порождая порой весьма причудливые фантазии. Впервые достоверные компьютерные изображения проекта 885 были опубликованы в 1998 году в статье заместителя главного конструктора СПМБМ «Малахит» А.М. Антонова в журнале «Гангут». С тех пор в прессе появилось немало новой, хотя и достаточно спекулятивной и противоречивой информации об отдельных технических аспектах конструкции «Северодвинска». Попробуем отделить зерна от плевел и дать некоторое представление об этом этапном для отечественного флота корабле. Следует оговориться, что немалая часть нижесказанного носит предположительный характер и основано исключительно на сообщениях открытой печати.
Проект 885 во многом унаследовал классический «фирменный» стиль внешних обводов «малахитовских» лодок – таких, как проекты 671 и 971: хорошо обтекаемый «каплевидный» корпус и «лимузинное» ограждение рубки. Однако внутреннее строение корабля представляет собой в значительной мере отход от предыдущих традиций советского подводного кораблестроения и приближает «Северодвинск» к американскому конструктивному типу ПЛА.
Все предшествующие советские атомные лодки имели двухкорпусную конструкцию – прочный корпус находился внутри легкого корпуса, а в межкорпусном пространстве размещались балластные цистерны. Это обуславливалось прежде всего требованиями ВМФ иметь значительный запас плавучести (разницу между надводным и подводным водоизмещением лодки) с целью обеспечения лучшей живучести и надводной непотопляемости ПЛА. Однако такое решение уменьшало скрытность лодок, поскольку легкий корпус играет роль своего рода объемного резонатора и усиливает на низких частотах шумность лодки – поэтому все американские лодки начиная со второго поколения были однокорпусными, с размещением балластных цистерн внутри прочного корпуса. Как принято считать, в проекте 885 применена компромиссная смешанная одно-двухкорпусная система конструкции, когда легкий корпус «охватывает» только часть прочного корпуса ПЛ.
Другим важным решением стало использование на «Северодвинске» гидроакустического комплекса нового поколения «Иртыш», важнейшей частью которого считается гидроакустическая станция «Амфора» с большой сферической антенной, занимающей всю носовую часть лодки. Это позволяет разместить на антенне большое количество высокочувствительных гидрофонов и обеспечить наименьший уровень помех для их работы. Поэтому торпедные аппараты (по разным сведениям, их восемь или десять калибра 533 мм) перенесены с их привычного места в носу на борта в средней части лодки и размещены под углом к диаметральной плоскости корабля. Там же размещается и торпедный боезапас. Подобное решение уже более 40 лет применяется в США, однако в советском флоте оно долгое время отвергалось, поскольку такое размещение торпедных аппаратов ограничивает скорость лодки при производстве торпедной стрельбы максимум 15–17 узлами. Сейчас наконец признано, что по условиям скрытности стрельба на более высоких скоростях хода все равно нецелесообразна.
Кроме «Амфоры» новая лодка будет иметь традиционные для всех современных ПЛА развитые бортовые конформные гидроакустические антенны, а также буксируемую пассивную низкочастотную гидроакустическую антенну – своего рода многосотметровый шланг, усеянный гидрофонами, выпускаемый наружу через верхнюю часть вертикального руля. Корабль получит также неакустические средства освещения подводной обстановки, новейшие комплексы связи и навигации, а также интегрированную автоматизированную систему боевого управления и комплексную систему управления всеми техническими средствами корабля.
«Северодвинск» должен быть оснащен принципиально новой ядерной энергетической установкой четвертого поколения, выполненной по моноблочной схеме с интеграцией водо-водяного реактора и системы циркуляции теплоносителя первого контура в едином корпусе, что значительно повышает ее надежность. В этой ядерной установке применяется высокий уровень естественной циркуляции теплоносителя первого контура, что позволяет лодке развивать большую тепловую мощность реактора и высокоскоростной малошумный ход (возможно, до 20–25 узлов), не используя самый главный источник шума на современных ПЛА – насосы для циркуляции теплоносителя. Другим важным нововведением станет, возможно, применение электродвижения на малошумном ходу – то есть турбина будет вращать не гремящий турбозубчатый агрегат с шестернями понижающего редуктора, а генератор, приводящий в движение тихий электромотор. Наконец, как ожидается, приводить в движение ПЛА станет не «молотящий воду» гребной винт, а малошумный водомет, конструкция которого, судя по всему, отрабатывалась на черноморской дизельной «варшавянке» Б-871 проекта 877В. С целью максимального снижения шумности ПЛА проекта 885 фундаменты всех ее механизмов будут оснащены так называемой системой активного снижения собственных шумов, впервые примененной, как считают на Западе, на атомных лодках «Вепрь» и «Гепард» модернизированного проекта 971. Все это в комплексе, судя по всему, сделает «Северодвинск» самой малошумной ПЛА в мире, позволив впервые превзойти по акустической скрытности американские лодки четвертого поколения типов Seawolf и Virginia.
Вооружен и очень опасен
Надводное нормальное водоизмещение ПЛА проекта «Ясень» оценивается в разных источниках цифрами от 8600 до 9500 т, длина примерно в 120 м, ширина 15 м, осадка 10 м. Все остальные сведения являются еще более приблизительными.
Зато о вооружении известно многое. Поскольку «Северодвинск» объединяет в себе элементы ПЛАРК, многоцелевой и противолодочной ПЛА, то он несет необычайно мощный комплекс вооружения, способный решать задачи борьбы практически с любыми современными надводными и подводными кораблями. В прочном корпусе лодки размещены восемь универсальных вертикальных пусковых установок (ВПУ), каждая из которых включает три шахты (всего 24) для запуска из транспортно-пусковых контейнеров крылатых ракет различного назначения. Считается, что основным оружием, размещенным в этих ВПУ, станут новейшие сверхзвуковые противокорабельные ракеты 3М55 «Оникс» (более известные под псевдонимом «Яхонт») разработки НПО Машиностроения, имеющие дальность стрельбы от 120 км по маловысотному профилю до 350 км при полете ракеты на высоте 18 км. Дальность пуска этих ракет меньше, чем у знаменитых «Гранитов», которыми вооружены гигантские ПЛАРК проекта 949А, но зато и габариты гораздо меньше, а меньшая дальность стрельбы «Ониксов» делает «Северодвинск» менее зависимым от внешнего целеуказания (авиационного или космического), позволяя за счет своей бесшумности скрытно сблизиться с противником и произвести ракетный залп за счет собственного целеуказания от своего мощного гидроакустического комплекса. Залп же 24 сверхзвуковых противокорабельных ракет представляет серьезную опасность даже для американских авианосных соединений с их развитой системой ПВО.
Кроме того, ВПУ и торпедные аппараты позволяют применять и отечественные аналоги американского Tomahawk – крылатые ракеты, созданные в екатеринбургском НПО «Новатор»: стратегическую 3М10 «Гранат» с ядерной боевой частью (дальность стрельбы до 3000 км) и оперативно-тактическую 3М14 «Калибр» с обычной (дальность стрельбы более 500 км), что дает лодке проекта 885 возможность наносить массированные высокоточные удары по наземным объектам. Через торпедные аппараты можно применять и другие «новаторовские» ракеты – сверхзвуковую противокорабельную 3М54 «Бирюзу» и противолодочную 91Р, а также ставить мины. Как ожидается, в отличие от советских лодок, оснащенных большим количеством различных типов торпед, на проекте 885 будет применяться единый тип перспективной 533-мм торпеды, известной сейчас под открытым обозначением УГСТ (универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда), предназначенной для поражения как надводных, так и подводных целей и оснащенной комбинированной системой наведения – как управлением по проводам, так и акустическим пассивным и активным самонаведением, а также самонаведением по кильватерному следу корабля противника.
Для самообороны на «Северодвинске» будут установлены специальные устройства для отстрела разнообразных ловушек и отводителей, а также, возможно – система активной противоторпедной защиты, способная поражать вражеские торпеды специальными малогабаритными антиторпедами.
Пока что грозный «Ясень» проекта 885 находится на стапеле, но уже заслужил самые высокие оценки как в России, так и за рубежом. В своей только что вышедшей книге «Cold War Submarines» ведущий американский военно-морской аналитик Норман Полмар так заключает главу о последних проектах атомных подводных лодок США и СССР: «Многое свидетельствует в пользу того, что советские подводные корабли четвертого поколения достигли уровня, равного или превосходящего по большинству аспектов уровень их американских конкурентов».
|