50-е годы. В военной авиационной составляющей наступает кризис. Наращивание характеристик боевых самолетов идет в геометрической прогрессии, в то время как вооружение боевых летательных аппаратов практически стоит на месте. На вооружении находятся морально устаревающие автоматические орудия крупного калибра и неуправляемые ракеты. Они никак не сочетались с современными реактивными самолетами, движущимися со скоростью около 1 тысячи километров в час. Имеющиеся УРы класса «воздух-воздух» были несовершенны и примитивны – ненадежное вооружение для воздушного боя. А применить их, используя существующие системы наведения, было достаточно долго и трудно. Дальность применения УР была крайне низкой, а характеристики точности очень «сырыми». РЛС 50-х годов, не могли обеспечить точное наведение на цель таким ракетам как «AIM-4» и «К-5», да и системы радиокоманд не придавали им нужной точности. Требовался технический и технологический прорыв в области авиавооружения, в первую очередь в электронной области, ведь любое электронное устройство того времени – это сотни килограмм радиодеталей, и здесь сказывались массогабаритные характеристики боевых самолетов. Кроме того, в 50-х годах серьезно предполагали, что УРы будут вооружением защитного плана, что использовать их будут на бомбардировщиках, которые обеспечены большой полезной нагрузкой.
Решение пришло в 54 году. Инженеры и конструкторы компании «Douglas» поступили «гениально» просто – если нет возможности уничтожить самолет противника точным попаданием, то почему бы не обеспечить 100 % уничтожение самолета противника при крайне низкой точности? И решение проблемы было найдено – увеличение мощности БЧ ракеты до максимально возможного уровня. А максимальный уровень в 50-е годы, это ядерная "начинка" боевой части. 50 годы – годы стремительного развития ядерного потенциала. Ядерные решения были приоритетным направлением развития во многих областях науки и техники. Кроме всего прочего, холодная война – противостояние США – СССР, была достаточно осязаема в мире. Поэтому Соединенные штаты, справедливо решив, что для победы в будущей войне все средства хороши, старались создать максимально действенное вооружение. По ходу проведения разработки ядерной ракеты стали появляться ранее не учтенные проблемы, первая из которых воздействие характеристик ядерного заряда на системы электроники несущей ракеты. Но компания «Дуглас» быстро сориентировалась и решила создать ракету вообще без электронной начинки. По большому счету, новая ракета «Genie» получалась НУРСом с ядерной БЧ, использующий для полета и маневренности только стабилизационные возможности. Первый образец был готов к испытаниям в 56 году, НУРС создали всего за 36 месяцев. На то время, это был достаточной малогабаритный снаряд длиною в 295 сантиметров и весом в 370 килограмм. Запускался снаряд с помощью высокоэффективного твердотопливного двигателя «Thiokol» , который создавал тягу около 160 килоньютонов. Это в принципе давало возможность снаряду приобрести скорость на уровне 3-х МаХов. В головной части снаряда находилась боевая часть «W25» мощностью в 1.5 килотонны. БЧ была разработана по спецзаказу в лаборатории Лос-Аламос. При подрыве ракета создавала 300 метровый радиус поражения, который был достаточный для уничтожения любого самолета, различными видами ядерного воздействия. На боевой части находился таймер, он устанавливался только при успешном запуске и полном отгорании твердотопливного двигателя. Дальность применения 10 километров, это расстояние снаряд преодолевал всего за 12 секунд.
57 год. AIR-2 "Genie" принимают на вооружение в ВВС Соединенных штатов под именем «ВМ-1». В 63 году неуправляемую ракету по программе ре-десигнации переименовывают, и она получает свое настоящее имя AIR-2. Из-за отсутствия системы самонаведения ракета осталась без приставки «Missile», которую дают управляемым ракетам и снарядам в ВС Соединенных штатов. Примерно тогда же неуправляемая ракета зарабатывает прозвище «Джинн», из-за своей фантастической мощности. Неуправляемую ракету AIR-2 «Джинн» испытали только раз в 58 году. На учениях пилоты перехватчика «F-989J» произвели запуск ракеты на высоте в 4.5 километра. Интересный факт – что бы доказать безвредность применения ракеты над населенными пунктами, пять офицеров из летного состава стояли с непокрытой головой прямо под местом подрыва ракеты. С ними находился фотограф, который зафиксировал на пленку моменту подрыва ракеты. Ракета взорвалась над заданным местом на той же высоте. Проведенное обследование данных офицеров подтвердило безопасность применения ядерной ракеты над населенными пунктами – облучение офицеров ВВС оказалось очень незначительным. Дозу радиации получили только летчики самолета, пролетевшего через несколько минут непосредственно в точке подрыва. Носителями AIR-2 "Genie" стали американские самолеты-перехватчики - дозвуковые F-89 "Scorpion”, сверхзвуковые F-101 "Voodo” и 2-х маховые F-106 "Delta dart”. Нести данные ракеты должны были и "Старфайтеры" F-104, для этого им оборудовали трапеции старта снарядов. Но на самом деле эти самолеты никогда не брали на борт AIR-2 "Genie".
Во второй половине 60-х. «Джинны» поступают на вооружение Канады. Канадцы, понимая, что в случае конфликта между СССР и США, их территория станет своеобразной ареной Советского наступления и Американской защиты, были не на шутку обеспокоены собственной защитой. Канада и США подписывают договор, по которому Канада вошла в состав НОРАД и получила доступ к современному американскому вооружению и техники. Но хотя Канада получила AIR-2 "Genie” и установила на своей территории, фактически неуправляемые ракеты остались в распоряжении Соединенных штатов. В Канаде, носителем ракет стал перехватчик CF-101 "Voodo”, который является копией американского самолета-перехватчика.
Данные ракеты прослужили в ВВС Канады и США почти 30 лет. Находились на вооружении до 85 года. Серийное производство неуправляемых ракет закончилось в 62 году. За это время было выпущено около одной тысячи единиц AIR-2 "Genie". Основной плюс «Джиннов» их простота и надежность, такое оружие заслужило доверие у пилотов ВВС. Эксплуатация ракет была тесно связана с эксплуатацией их носителей. Поэтому когда на смену носителям самолетам-перехватчикам пришли новые самолеты, ракеты стали в резерв. Компания «Дуглас» попыталась предложить модификацию ракеты, но наступило время управляемых ракет большой дальности. «Джинны» не могли конкурировать с современными ракетами по причине отсутствия электроники и ограничениями в применении. Так тихо и спокойно окончилась служба простой, надежной и мощной неуправляемой ракеты класса воздух-воздух.
Автор Роман Джерелейко
|