Это первый из двух заказанных бортов, проходящий сейчас лётные испытания на КАПО. Можно сказать, что это действительно событие, поскольку работы над этой нерядовой машиной идут уже более десяти лет.
Ту-214Р является самолётом комплексной радиотехнической и оптической разведки, а не дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) или управления, и не призван заменить А-50. Радиолокационный комплекс самолёта имеет несколько антенных решеток (хорошо видны на фото) расположенных по бокам фюзеляжа и под ним. Такая компоновка отличается от схемы с громоздкой вращающейся антенной над фюзеляжем, хорошо всем известной по американским самолётам ДРЛО E-3 Sentry (чаще называемым «Аваксами»), морским «Хокаям» и отечественным А-50 и более ранним Ту-126 («Лиана») и Ту-156. Схема с антенными решетками по бортам фюзеляжа используется также на израильском G-550 Eitam.
Впрочем, характеристики бортового радиолокационного комплекса не известны, и, вероятно, он может работать и «по воздуху». Однако, наличие оптико-электронной системы высокого разрешения «Фракция» (так же под фюзеляжем в передней его части), говорит о том, что главное его предназначение – работа «по земле». То есть, он будет заменой разведчику Ил-20М, который предназначен для вскрытия радиолокационных средств и средств связи противника, перехвата сигналов средств управления и связи, ведения радиолокационной и оптической разведки наземных объектов.
Впрочем, разработчик машины (КБ «Туполев») делает специальные машины на базе Ту-214 в пяти модификациях: СР (самолёт-ретранслятор), ПУ (пункт управления), СУС (узел связи), ОН (по программе «Открытое небо») и, собственно Р. Первые три версии предназначены для правительственных нужд и несколько машин поставлено Специальному лётному отряду «Россия».
|