Пентагон планирует заменить истребителями пятого поколения F-35 «Лайтнинг» II большую часть парка боевых самолетов. А что делать - старые-то совсем сгнили.
В соответствии с программой до конца 2020 года должно быть произведено 2443 самолета этого типа, которые поступят на вооружение ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты (КМП) США. Одна из версий самолета – F-35A – разработана специально для ВВС и заменит истребители F-16 и F-18, а также штурмовики A-10 «Тандерболт». Второй вариант – F-35C – предназначен для авианосцев и вытеснит F/A-18. Третья версия – F-35B (с полностью вертикальным взлетом) станет преемником устаревшего «Харриера».
Все три варианта самолета унифицированы на 80 процентов. Несколько сотен F-35 будет построено для восьми международных партнеров, инвестировавших средства в этот проект: Австралии, Великобритании, Канады, Дании, Италии, Нидерландов, Норвегии и Турции. Имеются еще два заказчика на истребитель – Япония и Израиль.
Говоря об обоснованности создания и производства этого высокотехнологичного летательного аппарата, американские военные прежде всего упоминают возрастающую военную мощь Китая. Кроме того, в настоящее время Пекин продолжает разрабатывать свой собственный истребитель пятого поколения – J-20.
Ранее планировалось, что стоимость производства F-35 будет снижена по сравнению с затратами на самолеты предыдущих американских программ. Однако с момента подписания контракта с «Локхид Мартин» в 2001 годуцена одного самолета выросла вдвое – до 162 миллионов долларов, что более чем в три раза превышает стоимость F-18 «Супер Хорнет».
F-35 должен был поступить на вооружение уже в этом году, однако, по мнению ряда экспертов, может не появиться в войсках и до конца 2020-го. По данным некоторых СМИ, его эксплуатация начнется после 2016 года. В Пентагоне общую стоимость программы F-35 сейчас оценивают в 395 миллиардов 700 миллионов долларов, что на четыре процента больше оценки прошлого года и более чем на 50 процентов дороже изначальных расчетов.
«Так как данная программа продолжает испытывать задержки и рост стоимости, то запланированные потребности в ее финансировании становятся беспрецедентными и составляют более тринадцати миллиардов долларов ежегодно на период до 2035 года», – отметили в Главном контрольном управлении при конгрессе США. В то же время в Пентагоне утверждают, что стоимость F-35 сохранится в пределах первоначальных планов, когда производство самолета пойдет полным ходом.
«В сегодняшних ценах средняя стоимость одного самолета в 2019 году составит 81 миллион 400 тысяч долларов», – сообщил представитель военного ведомства США.
Стоимость одного F-35A в настоящее время оценивается в 197 миллионов. Программа испытаний самолета, которая должна завершиться к 2016 году, в настоящий момент выполнена только на 20 процентов и открывает перспективу дополнительным расходам. Испытания выявили массу проблем, в том числе чрезмерную вибрацию, отказы дисплея в шлеме пилота и дефекты гака у палубной версии самолета (F-35C).
Также остаются проблемы в программном обеспечении (ПО), которое, кстати, содержит 24 миллиона строк кода, что в три раза больше, чем в ПО на другом американском истребителе пятого поколения – F-22 «Рэптор».
После террористической атаки 11 сентября 2001 года для Пентагона наступила «эпоха изобилия». Бывший министр обороны США Роберт Гейтс назвал ее «культурой бесконечных расходов». Как раз тогда и был сделан выбор в пользу F-35 компании «Локхид Мартин» – компания получила контракт в конце октября 2011 года. Однако теперь, чтобы ограничить расходы, Минобороны США, в частности, рассматривает возможность внести существенную поправку в свои планы закупить до 2017 года 1591 истребитель F-35 – их число может быть сокращено до 365.
По данным источников в ВВС США, больше не будет дополнительного финансирования по программе F-35. «Мы должны будем отказаться от некоторого количества самолетов из числа тех, которые мы планировали построить, так как больше в эту программу никаких денег не поступит», – отметил представитель ВВС.
Максимальная скорость полета F-35 составляет М=1,6, боевой радиус действия – 1000 километров (800 – для F-35B). Истребитель может нести две ракеты класса «воздух-воздух» и две управляемые бомбы во внутреннем отсеке и еще четыре ракеты или бомбы на внешней подвеске.
В производстве самолета кроме «Локхид Мартин» участвует британская «Bae системз». Она делает хвостовую часть фюзеляжа.