Несмотря на то, что США активно рекламирует достоинства своего истребителя F-22 Raptor и называет его "лучшим в мире", к участию в операции, проводимой войсками Западной коалиции в Ливии, он допущен не был.
Официально этот вопрос особо никого и не интересовал, однако представители США выступили с объяснениями причины отсутствия их лучшего самолета в небе Ливии. Более того - представители ВВС США даже объяснили, почему не будут модернизировать установленные на F-22 средства связи, а также почему из-за выявленных в ходе испытательных полетов неполадок урезали предельную допустимую высоту полета самолета почти в два раза.
Учитывая тот факт, что истребитель F-22 на протяжении шестилетнего существования еще ни разу не принимал непосредственного участия в боевых действиях, подобные заявления американских военных заставляют задуматься о реальных возможностях "Raptor"-а.
Свою военную операцию в Ливии ВВС западной коалиции начали 19 марта 2011 года. Главными участниками коалиции стали ВВС и ВМС Великобритании, Италии, Канады, США и Франции, причем выполнение основных боевых задач было возложено на истребители Dassault Rafale, F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon и Panavia Tornado GR4.
Еще до начала спецоперации, которая получила кодовое название "Одиссея. Рассвет", некоторые европейские и американские аналитики предвкушали непосредственное участие в ней широко разрекламированного американского истребителя F-22 Raptor, который на сегодняшний день единственный в мире боевой самолет пятого поколения, принятый на вооружение.
Но, несмотря на ожидания и высказываемые предположения экспертами - F-22 в небе над Ливией так и не появился, причем, по утверждению ВВС США, не появится и в будущем. Несмотря на то, что остальные участники западной коалиции активного участия F-22 в боевой операции и не ожидали, США внезапно решили оправдаться, назвав при этом целый ряд причин, по которым прославленные "Рапторы" не были сориентированы на обеспечение бесполётной воздушной зоны над территорией Ливии.
Одним из первых по этому вопросу еще 22 марта 2011 года высказался Лорен Томпсон известный аналитик Лексингтонского института. По его утверждению, самый продвинутый на сегодняшний день американский боевой самолет элементарно не предназначен для качественного выполнения военных задач, схожих с теми, что реализовывались в небе Ливии в самом начале операции "Одиссеи".
Напомним, основная цель первого этапа, которая стояла перед участниками военной операции, было обеспечение бесполетной воздушной зоны над территорией североафриканского государства, для этого необходимо было уничтожить все системы противовоздушной обороны, которые находились под контролем войск, лояльных к Каддафи. При этом возможное противостояние ливийской авиации в основной расчет не принималось.
Так же Томпсон отметил, что F-22 Raptor физически не предназначен для нанесения точных ударов по наземным целям. Истребитель может быть снаряжен двумя корректируемыми бомбами типа JDAM весом 450 килограммов, которые могут поражать только стационарные, но не движущиеся цели. Еще одной проблемой является то, что радар F-22 неспособен картографировать местность, так же как это делают РЛС с встроенной синтезированной апертурой, а это значит, что он не может самостоятельно выбирать цели, расположенные на земле. Это означает на практике, что если F-22 в своем нынешнем виде и будет использоваться для нанесения бомбовых ударов по каким-либо объектам, то информация о целях будет вноситься в бортовой компьютер истребителя еще до взлета.
Перечисленные выше проблемы, это далеко не весь список недостатков истребителя ВВС США пятого поколения. Оказалось, что самолет имеет крайне ограниченные возможности связи. Истребитель способен обмениваться оперативной информацией только с другими F-22, идущими в звене. Raptor оснащен и значительно "урезанной" системой связи по стандарту Link 16, которая широко используемой военными НАТО и того же США, но она работает только на прием оперативных сведений, которые поступают от других самолетов и вертолетов. При создании F-22 инженеры преднамеренно ограничили возможности связи самолета, с целью обеспечения большей его малозаметности - предполагается, что при боевом применении самолет всегда будет функционировать в режиме радиомолчания.
Конечно, на умозаключения Томпсона можно не обращать значительного внимания - бывает так, что аналитики приводят доводы, которые впоследствии так и не выходят за рамки догадок и домыслов либо опровергаются военными, которые указывают на отсутствие фактических подтверждений.
В качестве примера стоит ознакомиться с высказыванием командующего ВВС США Нортона Шварца: "Если бы F-22 размещались на одной из баз в Западной Европе, они, несомненно, взяли бы участие в ливийской операции. Поскольку военная операция в Ливии началась сравнительно быстро, было принято верное решение использовать имеющиеся ресурсы, расположенные неподалеку". Как известно, по данным ВВС США, в настоящее время американские F-22 Raptor базируются на Аляске, в Вирджинии, Калифорнии, Нью-Мехико, Флориде и на Гавайях. В конце своего выступления Нортон Шварц заявил, что "несмотря на факт неучастия F-22 в конкретно ливийской операции это не является подтверждением его бесполезности".
В тот же день Шварц выступил на слушаниях во время заседания подкомитета по ассигнованиям Палаты представителей США. В своем выступлении Нортон Шварц попытался объяснить причины, по которым ВВС в 2010 году решили полностью отказаться от проведения модернизации систем связи самолета F-22, которая планировалась в рамках программы Increment 3.2.
На F-22 планировалось установить модули системы связи стандарта MADL. Данный вид связи в настоящее время создается для внедрения на перспективных истребителях F-35 Lightning II. Новая система связи MADL на текущий момент не прошла проверку в плане боевого применения, а значит, ее использование на истребителях F-22, означает лишние затраты и определенные риски, на которые ВВС пойти не могут. Но как заметил Шварц, все остальные параметры по программе Increment 3.2 будут реализованы в ближайшее время.
Не смотря на все недостатки в плане связи с другими самолетами, в ВВС США все же разработан специальный комплекс для обеспечения взаимодействия F-22 с другими самолетами. В его состав входят шесть специальных версий усовершенствованных беспилотных летательных аппаратов типа - RQ-4 Global Hawk Block 20. С указанными аппаратами истребитель способен обмениваться данными. При этом беспилотные самолеты умеют ретранслировать данные полученные с F-22 на другие самолеты, оборудованные системой связи Link 16. Такая оперативная связка создана на случай участия в масштабных боевых действий, но практического применения на данный момент пока не было.
В том случае если указанный комплекс существует, то ВВС США фактически подтверждают, необходимость обмена данными пилотам F-22. Но для чего необходимо было создавать для F-22 отдельный узел связи, а позже отказываться от модернизации установленных систем связи истребителя, совершенно не понятно. Вероятно основная, ставка по-прежнему делается на обеспечение малозаметности - обмениваясь оперативной информацией с узлом связи, истребитель получает более широкий доступ к информации и при этом остается невидимым.
Необходимо отметить, что авторитет F-22 был подорван значительно раньше. Так, в конце зимы 2010 года ВВС США преднамеренно приостановили на некоторое время полеты всех F-22 - выяснилось, что корпус истребителя неустойчив к воздействию влаги, в результате чего легко поддается коррозии. Следы коррозии на самолетах обнаруживалась и раньше, но в конкретном случае оказалось, что установленная система отвода от фонаря самолета лишней влаги конструктивно плоха и с возложенной задачей не справляется. Из-за этого ржавчина появлялась не только на некоторых деталях фонаря самолета, но и внутри кабины пилота, стоит заметить, что появившаяся коррозия впоследствии могла послужить причиной выхода из строя системы катапультирования.
В качестве эксперимента в 2009 году ВВС США направили 12 истребителей F-22 с военной базы на Аляске на базу Андерсен на острове Гуам. Как выяснилось впоследствии, дождливая погода острова, сказалась на стабильности работы электронных систем самолетов, а система охлаждения вычислительных комплексов во влажной атмосфере вообще отказывается служить. На данный момент, не известно был ли устранен данный недостаток.
В том же 2009 году бывший инженер компании Lockheed Martin Дэррол Олсен предъявил обвинение американской компании в создании бракованного F-22. По утверждению Олсена, на истребители F-22 наносилось несколько совершенно лишних слоев покрытия. Это делалось для того чтобы истребитель мог пройти беспрепятственно все необходимые радиолокационные тестовые проверки. Брак же заключается в том, что нанесенное радиопоглощающее покрытие истребителя достаточно быстро и легко стирается с фюзеляжа под воздействием топлива, масла и даже воды. В компании Lockheed Martin все высказанные Олсеном обвинения отвергли, заявив, что при изготовлении самолета используется качественное и стойкое радиопоглощающее покрытие.
В ВВС США указали, что начиная с 2012 года, на модернизацию истребителей F-22 будет затрачиваться 500 млн. долларов ежегодно. В частности, начнет действовать программа модернизации Increment 3.1, которая предполагает установку нового усовершенствованного бортового оборудования, программного обеспечения и авионики. Благодаря этой программе самолет научится картографировать местность, применять бомбы SDB и выбирать наземные цели. Реализация программы связанной с модернизацией Increment 3.2 начнется в 2014 году. Согласно неподтвержденным данным, по итогам модернизации этой программы F-22 получат усовершенствованное программное обеспечение, новые вычислительные системы, а так же некоторые усовершенствованные элементы конструкции.
В 2007 году была выявлена и несколько забавная неполадка в установленном в F-22 бортовом компьютере. Это произошло во время первого вывода истребителя за пределы США в феврале 2007 года, перегнав несколько самолетов на базу ВВС Кадена расположенную на Окинаве. Звено, состоящее из шести F-22, вылетело с Гавайев, после пересечения знаменитого 180-го меридиана - международная линия перемены дат - совершенно лишилось навигации и отчасти - связи. Истребители были возвращены на базу ВВС на Гавайях, визуально следуя за сопровождающими самолетами-заправщиками. Причиной сбоя стала ошибка в установленном программном обеспечении, в котором и возникла неполадка при смене времени.
Необходимо учитывать тот факт, что указанные выше неполадки это только те, о которых ВВС США и министерство обороны страны заявили официально. Не исключено, что существуют и недостатки самолета, которые тщательно скрываются. Неполадки или недоработки сложной военной техники не представляются чем-то экстраординарным, поскольку некоторые свойства эксплуатации нереально учесть заранее. Эти своего рода ранние "детские болезни" устраняются по ходу использования и принимаются к вниманию при проведении новых разработок. Но в истории с истребителем F-22 остается много необъяснимого и скрытого за пеленой секретности. Ведь, в сущности, совершенно не понятно, почему США в истории с ливийской операцией неожиданно для всех, в том числе и союзников стали оправдываться в отсутствии в военной операции истребителя, хотя в случае с Афганистаном, Ираком или Пакистаном таких попыток не предпринималось.
Пиндостан провел исследование проблем эксплуатации F-22. Оказалось, что «самый совершенный» истребитель американской армии требует 30 часов ТО после каждого часа полетов, а стоимость часа летной эксплуатации 44000 $. Тем не менее, они ломаются настолько часто, что, по данным самих пиндосов, 50 % стоящих на вооружении в ВВС машин не готовы к применению.
|