22 июня этого года недалеко от сирийского побережья был сбит турецкий самолет RF-4E. Действия противовоздушной обороны Сирии вызвали вал критики со стороны западных стран. Официальный Дамаск, в свою очередь, утверждает, что турецкие летчики вторглись в сирийское воздушное пространство, после чего их полет был принудительно прекращен. Точный ход событий утра 22-го июня пока не стал достоянием широкой общественности, что послужило причиной появления массы версий. Среди прочих, упоминается провокационный характер полета: Турция намеренно отправила свой самолет (не самый новый) с целью обвинить Сирию в агрессии и сделать из этого инцидента casus belli. С другой стороны, несмотря на все довольно злобные заявления, Анкара пока не спешит открывать фронт и идти войной на Сирию. Почему?
Существует интересная версия, согласно которой на Сирию до сих пор не напали благодаря правильной военно-технической политике администрации президента Б. Асада. Фактически, турецкий истребитель, нарушивший воздушное пространство Сирии, был уничтожен в течение нескольких минут после пересечения воздушной границы. Это свидетельствует о хорошем развитии сирийской противовоздушной обороны. Именно с ПВО и связана одна из версий событий. Она гласит, что турецкий «Фантом» разведывательной модификации совершал полет с целью вынудить сирийскую ПВО вскрыть свои позиции. Таким образом, самолет должен был обнаружить места расположения радиолокационных станций обнаружения, определить зоны прикрытия и найти «слепые зоны». По-видимому, летчикам действительно удалось обнаружить местоположения РЛС. Однако последовавшие за этим события были совершенно не такими, как, наверное, ожидали в Турции. Сирийская ПВО не только обнаружила себя, но и успешно произвела атаку нарушителя.
Среди последовавших за сбитием самолета заявлений особый интерес представляют слова генсека НАТО А.Ф. Расмуссена. Несмотря на без пяти минут истерику Анкары, он ограничился простым предупреждением о недопустимости таких действий. Выходит, руководство Альянса понимает, какую угрозу может представлять противовоздушная оборона Сирии и поэтому не начинает активных боевых действий. В пользу этого предположения говорит сравнение прошлогодней войны в Ливии и событий в Сирии. Нетрудно заметить, что авиация НАТО начала бомбить ливийские объекты всего через несколько месяцев после первых выступлений против Джамахирии. Но в Сирии протесты, обстрелы и боестолкновения длятся уже полтора года. И за все это время наблюдаются только разговоры о возможной интервенции, но не открытое нападение.
100-мм КС-19
Как видим, версия о достойной ПВО, способной охлаждать не в меру горячие головы, выглядит вполне правдоподобной. Рассмотрим техническое оснащение сирийских войск противовоздушной обороны. Согласно справочнику The Military Balance, на вооружении Сирии до сих пор состоят несколько моделей советских зенитных орудий, от 23-миллиметровых ЗУ-23-2 до 100-мм КС-19, общее количество которых переваливает за шесть сотен. Также сирийские военные имеют около трехсот зенитных самоходных установок ЗСУ-23-4 «Шилка», которые теоретически еще могут представлять опасность для фронтовой авиации. Что касается зенитных ракетных комплексов, то Сирия располагает и стационарными ЗРК для обороны важных объектов, и мобильными для защиты войск на марше. Основу ракетных средств противовоздушной обороны составляют комплексы С-125 и С-200 советского производства. Эти комплексы нельзя назвать новыми и современными, но, по мнению ряда западных специалистов, до сих пор представляют угрозу для некоторых летательных аппаратов. Что касается войсковой ПВО, то в этой области Сирия располагает целым набором типов: от «Осы-АК» до «Панциря-С1».
ЗСУ-23-4 «Шилка»
Зенитная система С-200
Осталось только выяснить, боеприпас какого комплекса «прилетел» в турецкий самолет. Reuters со ссылкой на МИД Сирии пишет, что RF-4E был уничтожен зенитной артиллерией. Конечно, информации совсем немного, но даже из нее можно сделать интересный вывод. Дальность стрельбы любой ствольной зенитной системы относительно невелика. Соответственно, для входа в зону поражения самолет должен был не просто вторгнуться в воздушное пространство Сирии, но подойти на относительно небольшое расстояние к зенитным батареям. В свете этого предположения слова представителей Турции о случайном нарушении воздушного пространства выглядят сомнительно. Правда, президент Турции А. Гюль, оправдываясь, сказал о случайном пересечении воздушной границы, дескать, скорость полета была большая и летчики не успели отвернуть. Звучит достаточно убедительно. Но далеко не каждое зенитное орудие может эффективно поражать около- или сверхзвуковые цели. По имеющейся информации, зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1» способен работать по целям, летящим со скоростями этого диапазона. Собственно говоря, именно поэтому почти сразу появилась версия о поражении турецкого «Фантома» сирийским «Панцирем». Правда, точных данных о типе зенитного средства, уничтожившего нарушителя, до сих пор не оглашалось.
ЗРК «Оса» 9К33
В целом, следует отметить, что в последние несколько лет Дамаск уделял особое внимание развитию своей противовоздушной обороны. После характерных действий сил НАТО во время «Бури в пустыне» администрации президентов Хафеза Асада, а затем и его сына Башара, начали активно обновлять парк техники войск ПВО. В результате всего за несколько лет полностью пушечное оснащение ПВО стало ракетно-пушечным, а в войска поступили современные системы. Особенно интересно эти действия Дамаска смотрятся на фоне модернизации ливийской ПВО. В силу некоторых причин старое руководство Ливии не успело в достаточной мере обновить свои средства обороны от воздушного нападения. Результат такой недальновидности очевиден – интервенция, гибель или плен представителей законной власти и полная смена руководства страны и политического курса. Очевидно, оба Асада, находясь на президентском посту, поступили правильно и распределили военный бюджет с учетом всех возможных угроз. В результате этих действий Сирия имеет одну из лучших систем ПВО на Ближнем Востоке, уступая только Израилю.
Выходит, всего один сбитый самолет наглядно продемонстрировал необходимость воздержаться от полномасштабной военной операции с атаками с воздуха. Противовоздушная оборона Сирии представляет собой довольно мощную силу. Так что горячим головам из Турции, НАТО или других стран сперва стоит оценить риски и трижды подумать перед отдачей приказа на атаку. Очевидно, что без проблем провернуть иракский или ливийский сценарий не удастся, а Сирия, в свою очередь, сдаваться без боя не намерена.
Автор Рябов Кирилл
|