В прошедшее воскресенье завершился авиационный салон «Фарнборо-2012». Полный отчет о работе выставки еще не опубликован, но уже названы некоторые цифры. Так, за неделю мероприятия поставщики и заказчики подписали соглашения или достигли предварительной договоренности о поставках в общей сложности 738 единиц техники. Общий объем контрактов превысил 72 миллиарда долларов. Это не является рекордом для «Фарнборо» – в 2008 году общая сумма договоров достигла отметки в 88 миллиардов, но все же лучше, чем на прошлом салоне. Аналогичный показатель «Фарнборо-2010» был в полтора раза меньше. В целом, все это не удивительно, ведь английский салон проводится уже не первое десятилетие и считается одним из главнейших авиационных мероприятий в мире. Поэтому крупные производители авиационной техники готовят к этой выставке разные новинки. Покупатели, в свою очередь, стараются подписывать контракты именно на крупных салонах: в этом есть некоторый элемент рекламы.
В отношении количества проданной техники рекордсменом прошедшего салона является компания Boeing. 9 июля представители этой фирмы подписали контракт с французской компанией Air Lease Corporation. Согласно документу, в ближайшие годы заказчик получит 75 самолетов Boeing 737. 60 из них будут выполнены в модификации MAX8, а остальные – в версии MAX9. Кроме того, еще 25 машин являются предметом опциона. Примечательно, что Air Lease Corporation – первая лизинговая компания, которая не только выразила свои намерения относительно покупок обновленных «737-х», но и довела эти намерения до твердого контракта. Примерная стоимость планируемых к поставке самолетов оценивается в 7,2 миллиарда американских долларов. Французская лизинговая компания, надо заметить, обошла конкурентов на считанные часы. Уже десятого июля с «Боингом» подписало контракт лизинговое подразделение корпорации General Electric. GE Capital Aviation Services (GECAS) не стало первым в деле подписания, но зато удивило объемами покупок. За девять с лишним миллиардов долларов фирма GECAS намерена получить 75 самолетов Boeing 737MAX8 и 25 Boeing 737-800. Итого, 14 миллиардов за два дня. Очень неплохие цифры.
Стоит отметить, что подписание столь крупных контрактов происходит не сразу. Ему предшествуют длящиеся месяцами переговоры. Тем не менее, затраты времени себя полностью оправдывают. Эта очевидная истина понятна всем мировым лидерам авиастроения. Поэтому конкуренты «Боинга» тоже не сидят сложа руки. Уже 10 июля свой первый контракт на «Фарнборо-2012» подписала компания Airbus. В соответствии с ним, в ближайшие годы гонконгский авиаперевозчик Cathay Pacific получит десять самолетов A350-1000. Кроме того, был немного пересмотрен предыдущий договор с азиатской фирмой. Так, из 36 планировавшихся к поставке A350-900 будет поставлено только двадцать. Оставшиеся 16 самолетов будут построены в новой конфигурации A350-1000. По сообщениям западных информационных агентств, Airbus по этим договорам получит не менее четырех миллиардов долларов. Еще три миллиарда «Эйрбас» заработает на поставке 28 самолетов A320 и восьми A321. Эти воздушные суда станут собственностью китайской компании China Aircraft Leasing Company, как понятно из ее названия, занимающейся лизингом. Наконец, американские коммерсанты из CIT Group желают получить десять лайнеров A330 и готовы выложить за них порядка двух с половиной миллиардов долларов. Таким образом, Airbus получил заказы и договоренности о поставках общим объемом около десяти миллиардов. Конечно, это меньше, чем у прямого конкурента в лице Boeing, но европейский концерн все же сохраняет за собой первое место по контрактам и поставкам, в первую очередь, благодаря подписанным ранее договорам.
Куда хуже «выступили» на Farnborough-2012 отечественные компании. Так, из всех заказов стоит отметить только контракт фирмы «Ютэйр» на поставку 20 самолетов Airbus A320. Интересно, что этот перевозчик впервые выказал намерение купить европейские лайнеры – доселе из зарубежной авиатехники он предпочитал «Боинги». Что касается производимых в России самолетов, то здесь ситуация не лучше. На «Фарнборо» было озвучено несколько неприятных для отечественного авиапрома новостей. Сначала авиакомпания «Армавиа» (Армения) отказалась от продолжения закупок самолетов SSJ-100. Причем никаких официальных комментариев до сих пор нет. Единственное, что известно – армянский перевозчик хочет вместо «Суперджетов» закупить «Эйрбасы» или «Боинги». Из-за отсутствия конкретной информации о причинах стали появляться самые разные версии: от плохого финансового положения «Армавиа» до каких-либо проблем с самолетом, из-за которых авиакомпания не намерена расширять парк. Кроме того, молчание армянской компании не лучшим образом может сказаться на репутации всего проекта SSJ-100. Дело в том, что именно «Армавиа» первой получила серийный «Суперджет» и имеет самый большой опыт его эксплуатации. Соответственно, в глазах потенциальных заказчиков отказ от продолжения закупок может выглядеть и как некий намек на то, что с SSJ-100 связываться все же не стоит. Конечно, уже есть твердые контракты на поставку нескольких десятков таких лайнеров, но ситуация от этого приятнее не становится. В настоящее время очень многое зависит от рекламы. Хотелось бы надеяться на благоразумие потенциальных заказчиков «Суперджета».
Еще одна неприятная новость с «Фарнборо-2012» касается среднемагистрального самолета МС-21. Одной из первых свои намерения купить эти лайнеры выказала малазийская компания Crecom Burj Bhd. Был подписан контракт на поставку полусотни МС-21, но на прошедшем салоне представители этого авиаперевозчика почему-то заявили о том, что твердый контракт на поставку теперь «превращается» в опцион. Причины такого решения не озвучивались. И снова появляется масса предположений, однако на этот раз неудачный опыт эксплуатации среди них не значится. Хотя бы потому что первый МС-21 поднимется в воздух только в 2015 году. Возможно, малазийцев не устроили слишком отдаленные сроки начала поставок. Ну, или, как говорят про «Армавиа», у них просто нет денег на 50 новеньких лайнеров. И все же стоит подождать официальную информацию, если она, конечно, будет.
Английский авиасалон был гораздо успешнее для отечественной военной авиации. В первую очередь, стоит отметить учебно-тренировочный самолет Як-130. Существование этого проекта уже много лет не является тайной, но на «Фарнборо-2012» он был впервые представлен широкой публике за рубежом. Предназначение этого самолета заключается в подготовке летчиков, которым предстоит летать на истребителях четвертого и более новых поколений. Бортовая электроника этого учебного самолета позволяет имитировать особенности управления и поведения в воздухе нескольких типов истребителей, что в значительной мере облегчает обучение и привыкание летчика к конкретному самолету. По оценкам специалистов, российским ВВС нужно не менее 250 таких машин. Что касается мировой военной авиации, то ее потребности примерно в десять раз больше. Несколько контрактов с зарубежными странами на поставку
Як-130 уже подписаны, правда, не все из них могут быть выполнены прямо сейчас. Речь идет о Сирии, которая, ввиду внутренней обстановки, пока все же не может быть признана надежным покупателем, который выполнит все свои обязательства по контракту. Ранее сорвались поставки самолетов в Ливию – после гражданской войны и смены режима новые власти страны отказались от покупок учебных
Як-130. На авиасалоне «Фарнборо-2012» новый учебный самолет был только, если можно так выразиться, анонсирован. Поэтому какие-либо новые соглашения по поводу него подписаны не были. В то же время, пока можно порассуждать на тему его перспектив. Вполне возможно, что потенциальные покупатели этого самолета еще не имеют всей необходимой информации и только-только собираются инициировать переговоры насчет грядущих закупок.
Как видим, в экономическом плане прошедшая выставка оказалась для отечественной авиационной промышленности неоднозначной. Не смертельно, но неприятно. Однако куда более неприятные события, связанные с салоном, коснулись летчиков и должностных лиц. Еще за несколько дней до начала «Фарнборо-2012» стало известно, что российские пилоты из группы «Русские витязи» имеют проблемы с выездом на салон. Как оказалось, «постарались» отечественные чиновники. Они попросту не успели оформить все необходимые для перелета документы. Кроме того, загвоздки с документами возникли у ряда чиновников и коммерсантов. Некоторые СМИ со ссылкой на анонимные источники писали, что английская сторона затягивает выдачу виз. Объяснялось это некими попытками отомстить России за ее позицию по сирийскому вопросу. Так или иначе, независимо от причин зрители не увидели пилотажной программы российской группы, а несколько десятков человек получили серьезные проблемы.
Подводя итог можно высказать одну простую и банальную мысль. Прошедший салон Farnborough-2012 оказался типичным мероприятием своего класса. Для одних производителей авиационной техники он оказался удачным, для других – нет. Третьи же, в целом, остались при своих: не получили каких-то заоблачных контрактов и одновременно с этим не потеряли имеющиеся. Для российских компаний «Фарнборо-2012» прошел не особо удачно, но и без особых провалов. Конечно, неприятности «Русских витязей», потерянный твердый контракт и другие события явно не способствуют оптимизму. Однако не стоит забывать другую банальную вещь: авиационные выставки являются только витриной авиационной промышленности. Основные события и работы проводятся «за кулисами» и именно на них стоит делать особый упор. Только в таком случае с очередного салона, в Великобритании или во Франции, станут приходить хорошие новости об очередном контракте на поставку десятков самолетов отечественного производства. Автор Рябов Кирилл
|