Древнеримский историк Корнелий Непот за несколько десятилетий до Новой эры сформулировал простой и понятный принцип: хочешь мира – готовься к войне. Со времен Непота прошло две тысячи лет, а фраза до сих пор не потеряла свою актуальность. Даже наоборот, во второй половине XX века она приобрела «вторую жизнь». Затем холодная война закончилась и начался относительно мирный период истории. Тем не менее, государства продолжают готовиться к возможной войне и тренировать свои войска. Похвальное начинание. Если, конечно, оно не идет в разрез с чьими-либо интересами.
Среди прочих к гипотетической войне готовятся страны НАТО. В зону интересов Альянса входят обширные территории на немалой части планеты. Из-за этого североатлантические интересы и намерения могут пересекаться с чужими. В отношении России это проявляется в регулярных военных мероприятиях вблизи ее границ. Прежде всего, стоит вспомнить международную кампанию по контролю за воздушным пространством Прибалтики. Несколько лет назад Латвия, Литва, Эстония и НАТО договорились о том, что на территории первых трех будут базироваться истребители стран Альянса. Целью такого сотрудничества называлось обеспечение безопасности региона. Совместные патрулирования должны были проводиться в течение нескольких лет, а затем их собирались свернуть. Однако в феврале этого года Совет НАТО договорился с руководством прибалтийских стран о продлении миссии. Причем на этот раз речь идет о бессрочном нахождении самолетов. Вроде бы, неплохое начинание – дежурство в воздушном пространстве, обеспечение безопасности и т.д. Но возникает справедливый и логичный вопрос: от кого НАТО и прибалты собираются охранять Европу, находясь на границе с Россией? Явно не от Северной Кореи, Ирана или других «неблагонадежных режимов».
Попутно с боевым дежурством в Прибалтике, страны НАТО время от времени проводят различные учения в этом регионе. Весна и лето текущего года выдались особо «урожайными» на учения. В первых числах мая прошли морские учения Baltic Fortress 2012. В ходе этих маневров боевые корабли Альянса и прибалтийских стран отрабатывали взаимодействие в сложной обстановке. Среди прочего, было проведено несколько стрельб, а также проделан широкий коридор в учебном минном заграждении. Немного позже, с 14 по 25 мая, Балтийское море стало ареной для учений Open Spirit 2012. В качестве цели этого мероприятия снова были названы обучение взаимодействию кораблей в международных операциях и тому подобные вещи. Последние на данный момент морские маневры в прибалтийском регионе прошли в самом начале июня-месяца. В ходе учений Baltops с 1 по 16 июня прибалты и натовцы совместными усилиями произвели высадку воздушного и морского десантов на побережье и так же совместно противостояли им. Стоит отметить, что кроме кораблей НАТО и прибалтийских стран в «Балтопс-2012» участвовал и российский БДК «Калининград». Защиту десантных кораблей осуществлял крейсер проекта Ticonderoga USS Normandy. Пожалуй, не стоит еще раз говорить о заявленных целях учений.
На один день раньше Baltic Fortress 2012 начались учения Kevadtorm 2012. В ходе последних порядка четырех тысяч солдат и офицеров НАТО и прибалтийских стран учились осуществлять наземные операции в условиях Прибалтики на эстонской территории. Немного позже прошли маневры под названием Saber Strike. В них приняли участие более двух тысяч военнослужащих из восьми стран. Заявленная цель «Удара сабли» – отработка взаимодействия армий разных стран во время наземной операции «по установлению мира». Наконец, в последних числах мая на территории Латвии, Литвы и Эстонии были проведены учения Baltic Region Training Event XII. Под руководством Объединенного воздушного командования НАТО военно-воздушные силы Альянса и прибалтийских стран провели учебную наступательную операцию. Одной из основных ударных сил в ходе мероприятия были штурмовики A-10.
Как видим, менее чем за два месяца в прибалтийском регионе прошло шесть мероприятий военного характера. Исходя только из их количества, можно сделать выводы о каких-то недобрых планах НАТО относительно балтийского побережья и близлежащих районов. И все же стоит отметить, что все эти маневры, начиная с Baltic Fortress 2012 и заканчивая Baltops, являются элементами одной крупной тренировки. Если внимательно присмотреться к целям каждого отдельного мероприятия, то можно заметить интересную закономерность: в ходе любого из них отрабатывались те или иные части типичной операции сил НАТО, от ударов с воздуха до высадки на побережье и последующего сухопутного наступления. Выходит, натовцы и прибалты всего лишь провели одни большие учения, для удобства разделив их на несколько менее крупных. Этот факт, надо заметить, «оправдывает» только сравнительно большое число проведенных операций. Что касается их истинных целей, то тут наличием планов относительно крупных маневров не отделаешься.
В первую очередь на ум приходит версия об освоении новой местности. Балтийское море и побережья Латвии, Литвы и Эстонии в течение нескольких десятилетий были закрыты для военных Североатлантического альянса. Очевидно, получив доступ к этому региону, они не преминули возможностью освоиться там и провести учения. В конце концов, солдаты, офицеры и генералы должны уметь действовать не только в той местности, где располагается их часть. Вот только регулярное проведение учений в Прибалтике наводит на нехорошие мысли. Создается устойчивое впечатление, что для натовского командования этот регион – нечто большее, нежели просто удобный полигон для отработки совместных действий подразделений. С большой долей вероятности можно даже утверждать, что где-то в сейфах командования Альянса хранятся документы с особенностями местности и рекомендациями о том, как именно следует наступать в Прибалтике. Такие документы могли быть изданы еще во времена холодной войны. Теперь же появилась прекрасная возможность проверить старые предположения и внести коррективы в планы наступлений.
Тем не менее, все это лишь догадки. Официальные заявления командования НАТО однообразны и сухи: отработка приемов наступления, взаимодействия войск и так далее, и тому подобное. На фоне таких заявлений интересно смотрится позиция России: фактически, учения проводятся в опасной близости от ее границ. Однако военное и политическое руководство страны реагирует на них, мягко говоря, сдержанно, а то и вовсе делает вид, что не замечает. Как тут не вспомнить реакцию Великобритании или Японии на пролет российских бомбардировщиков вблизи от их границ? Если принять во внимание особенности дипломатического «этикета», то заявления Лондона и Токио относительно ракетоносцев можно назвать форменной истерикой. Москва, в свою очередь, предпочитает не портить свой имидж и не устраивать скандалы «на ровном месте». Похоже, в верхах располагают какой-то информацией, которая позволяет не беспокоиться об активности НАТО в Прибалтике. В то же время, отсутствие гневных заявлений со стороны российского МИД порой может выглядеть не совсем нормально. Ряд политологов, военных экспертов и простых граждан считают, что каждые учения вблизи наших границ нужно «комментировать» при помощи дипломатических нот. Да, фактически такие документы никого ни к чему не обязывают, но свою позицию надо обозначать и отстаивать. В этом мнении есть разумное зерно. Только при некоторых обстоятельствах протест против учений может выглядеть точно так же, как, к примеру, февральские возмущения Японии насчет пролета российских бомбардировщиков. Вряд ли это пойдет на пользу имиджу страны. Так что взгляд на учения, что называется, сквозь пальцы является не самым плохим вариантом действий.
Да и лишние истерики прибалтийскому региону не нужны. Время от времени оттуда слышны заявления о злом соседе в лице России, который надеется стать главным в Прибалтике и для этого, в частности, наращивает военную группировку в Калининградской области. Самые свежие высказывания на этот счет прозвучали 18 июня в Вильнюсе. На конференции «Восточные партнеры: современные вызовы и перспективы будущего», прошедшей в рамках Парламентской ассамблеи НАТО, литовский министр обороны Р. Юкнявичене в очередной раз обвинила Россию в попытках милитаризировать регион. В свете учений мая-июня эти слова смотрятся очень интересно. Ранее подобные заявления делались представителями правительств Латвии и Эстонии. Время от времени им вторят и страны НАТО. Однако из-за так называемой «перезагрузки», со стороны тех же Соединенных Штатов подобные заявления звучат довольно редко. По крайней мере, реже, чем от прибалтийских государств.
Принцип «хочешь мира – готовься к войне» активно используется не только Североатлантическим альянсом. Россия также проводит учения. Однако, не желая провоцировать очередной виток «разоблачений» и протестов, российские военные тренируются на хорошем удалении от границ. К примеру, основная масса событий в ходе прошлогодних учений «Щит союза» (совместные мероприятия России, Белоруссии и Казахстана) произошла на полигонах приволжского региона. Что касается флотских маневров, то последние из них на данный момент были на Тихоокеанском флоте и прошли в конце июня-месяца. Нельзя не отметить слова некоторых японских деятелей, обвиняющих Россию в недобрых намерениях, но официальный Токио на этот раз предпочел хранить молчание.
Складывается интересная ситуация: крупнейшие страны мира регулярно проводят военные учения, в том числе и совместно с другими государствами. Порой выбор территории этих учений имеет специфические последствия в виде «оригинальной» реакции стран, рядом с границами которых проводятся все мероприятия. Главное в такой ситуации – сохранять политическое и военное самообладание, а также не допускать возможных провокаций со любых сторон. В мире сейчас и так хватает нестабильных регионов и точно не стоит умножать их количество.
Автор Рябов Кирилл
|