1 февраля 2012 года во Франции началась постройка первого из двух боевых кораблей типа «Мистраль», которые предназначены для российского военно-морского флота. В состав ВМФ России первые «Мистрали» войдут под именами «Владивосток» и «Севастополь». Планируется, что первый универсальный десантный корабль (УДК) будет поставлен в Россию в 2014 году, второй в 2015 году. К этому времени должны закончиться все работы по постройке во Владивостоке специального причального комплекса. Уже известно, что первые 2 корабля проецирования силы, как их позиционируют в Министерстве обороны России, будут базироваться на Тихоокеанском флоте.
Стоит отметить, что в ВМФ СССР имелся печальный опыт эксплуатации авианесущих крейсеров проекта 1143 без соответствующей инфраструктуры. Один из последних кораблей этой серии «Адмирал Горшков» (всего было 4 авианосца) достаточно мучительно переделывался в «нормальный» авианосец для ВМС Индии и получил имя «Викрамадитья», в настоящее время корабль участвует в полномасштабных морских испытаниях. Остальные три авианесущих корабля данной серии были списаны и проданы на металлолом за рубеж (1 в Южную Корею и 2 корабля в Китай). Из числа списанных судов два («Новороссийск и «Минск») входили в состав Тихоокеанского флота и базировались как раз во Владивостоке.
При этом, по словам руководителя Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, советская власть, которая была готова тратить огромные деньги на свои вооруженные силы и на флот в частности, так и не построила для данных кораблей причалов и соответствующей наземной инфраструктуры. Поэтому данные корабли весь свой срок службы провели на рейде. По этой причине они не могли, как другие корабли флота, во время стоянки у причалов использовать электроэнергию от внешних наземных источников. А соответственно все время, находясь на рейде, данные крейсера стояли с включенными двигателями, бессмысленно вырабатывая моторесурс и топливо. В начале 1990-х годов их списали из состава флота не только потому, что в стране резко закончились деньги, но и по той причине, что они прожили свою жизнь в 2 раза быстрее положенного и на самом деле подлежали списанию. В том случае, если бы у данных кораблей были свои причалы, срок их службы можно было увеличить на 10-15 лет минимум. То были времена социалистической экономики с ее полной неспособностью считать деньги. Сегодня во времена рыночной экономики, о строительстве соответствующей инфраструктуры для УДК «Мистраль» начали думать заранее.
Французские УДК «Мистраль», которые Россия приобрела, в том числе и для получения доступа к новейшим судостроительным технологиям, будут размещаться в бухте Большой Улисс Владивостока, где находится одна из баз Тихоокеанского флота России. В нескольких метрах от данной бухты был построен знаменитый «мост АТЭС», который соединил остров Русский с Владивостоком. Именно на острове Русский в сентябре 2012 года состоится саммит АТЭС.
Как сообщил газете «Известия» источник в Минобороны России, для базирования вертолетоносцев французской постройки причальный фронт бухты будет подвержен процедуре реконструкции, будут обновлены береговые сооружения, построена новая электростанция, а также соответствующая инфраструктура. Окончательный объем работ, которые необходимо будет провести в бухте, будет определен до конца 2012 года. Сообщается, что все необходимые работы по модернизации береговой инфраструктуры будут завершены до конца 2014 года. Стоимость работ по реконструкции базы оценили в 2-3 млрд. рублей, но эта сумма может в разы увеличиться в том случае, если Анатолий Сердюков решит строить для «Мистралей» отдельную базу вместо проведения модернизации имеющейся инфраструктуры.
При этом в штабе Тихоокеанского флота пояснили, что готовы принять «Мистрали» без проведения реконструкции на существующих пирсах. По словам представителей флота, надводные корабли достаточно универсальны и могут встать и на старые пирсы, в отличие, к примеру, от подводных кораблей. Собеседник «Известий» сообщил, что приход новых кораблей для флота не является чем-то экстраординарным. В советское время на Камчатку каждый год приходило по 3-4 новых корабля, при этом места для их обеспечения хватало всегда.
Бухта Улисс во Владивостоке, вид с вантового моста на остров Русский
В том случае, если руководство Тихоокеанского флота решит строить новые пирсы под «Мистрали», то для их функционирования необходимо будет построить новые электроподстанции для питания кораблей энергией или подключать пирсы к уже существующим мощностям, также необходимо будет подвести коммуникации для того чтобы обеспечить корабли пресной водой. Помимо этого необходимо будет установить КПП, а также отдельные склады для хранения различного вооружения, размещенного на корабле, базу для десантируемой техники и вертолетную базу.
Обслуживать корабли планируется на местных судоремонтных заводах – Дальзаводе и ОАО «Дальневосточном заводе «Звезда», расположенном в ЗАТО Большой Камень. При этом жилье для экипажей уже есть. В бухте Большой Улисс существует жилой комплекс со свободными квартирами. К тому же, по словам представителей Минобороны РФ, инфраструктура гарнизонов и военных городков Восточного военного округа до прибытия туда «Мистралей» будет существенно модернизирована.
Леонид Ивашов – президент Академии геополитических проблем – отметил, что отсутствие внятного решения о том, где и как будут базироваться «Мистрали», вполне логично. По его словам, Минобороны сначала приобретает дорогие корабли, а потом просто не знает, что с ними делать и куда их деть. Матросы между тем уверены, что первая же большая глыба данный корабль может потопить – у него достаточно слабые борта. Непонятно и то, для чего десантные корабли понадобились во Владивостоке.
Мистраль в Санкт-Петербурге
Десантные вертолетоносные корабли-доки типа «Мистраль» обладают длиной в 210 метров и водоизмещением в 21 000 тонн. Экипаж корабля состоит из 160 человек. Корабль способен взять на борт десант численностью в 450 человек (кратковременно до 900 человек), а также 16 вертолетов массой не более 12 тонн. Для их размещения на корабле имеется ангар общей площадью в 1,8 тыс. кв. метров. максимальная скорость корабля составляет 18 узлов, максимальная дальность плавания 20 000 км. В настоящее время 2 корабля данного типа находятся на вооружении ВМФ Франции, еще один корабль находится в стадии постройки.
«Мистрали» приплывут в Россию со всем технологическим и навигационным оборудованием, в том числе боевой информационно-управляющей системой SENIT-9, возможно, самым ценным элементом в заключенной между Францией и Россией сделке. При этом вооружение и вертолетная техника на кораблях буду российского производства. Планируется что и 2 «Мистраля» французской постройки, и корабли, построенные в нашей стране, получат самые современные российские системы вооружения, в том числе ПУ сверхзвуковых крылатых ракет, а также новейшие комплексы противовоздушной и противоракетной обороны. Будут установлены на корабле и комплексы противолодочной обороны. Работы по установке вооружения на «Мистрали» французской сборки будут выполняться в России на одном из оборонных предприятий, после того как корабли прибудут из верфей Сен-Назера.
По информации генерального конструктора ОКБ Камова Сергея Михеева, на кораблях типа «Мистраль» смогут базироваться отечественные вертолеты Ка-52, Ка-29 и Ка-226. При этом на российских судах будет находиться по 8 Ка-52К и Ка-29, то есть 8 ударных и 8 транспортно-боевых машин. Данная комбинация может легко изменяться в зависимости от задач, которые будут поставлены перед судами.
Автор Юферев Сергей
|