С началом текущего года противостояние между Соединенными Штатами Америки и Ираном значительно обострились. Запад продолжает свою политику ужесточения санкций против Тегерана, внутри американского государства все чаще можно услышать призывы применить военную силу против Ирана. Иранское правительство до недавнего времени отвечало только тем, что провело военные крупномасштабные учения в акватории Персидского залива.
Противостояние между двумя государствами в своей основе имеет не только расхождения в позициях относительно иранской ядерной программы. На самом деле эти противоречия гораздо глубже. Это не только различия во взглядах относительно нетрадиционных проблем безопасности, что касается и распространения ядерного оружии, но и расхождения относительно того, кому должна быть передана власть на Ближнем Востоке. Иранское правительство во что бы то ни стало пытается закрепить свои позиции в Персидском заливе, но Америка совместно с Израилем опасаются, что в таком случае их интересы в регионе будут ущемлены, поэтому со своей стороны всячески пытаются сдержать и подавить Тегеран.
Вместе с тем, в последние годы Иран значительно усилился и прочно закрепился в ближневосточной геополитике. Это стало возможно благодаря способности к разработкам и исследованиям в сфере ракетных и ядерных технологий, авиакосмонавтики и строительства военных кораблей. Доказательством развития может стать тот факт, что не так давно Иран захватил американский беспилотник, что указывает на его все возрастающую военную мощь.
В самом начале этого года иранская организация по атомной энергии сделала заявление о том, что в стране был произведен топливный стержень ядерного реактора, что указывает на постоянный прогресс Ирана в ядерной отрасли. На недавних учениях были испытаны и новые ракеты. Таких результатов не удавалось достичь даже тем государствам ближневосточного региона, которые тратят огромные средства на приобретение американских образцов военной техники и вооружений.
Исторически сложилось так, что ближневосточный регион был признан стратегически важным для Америки, поэтому основная цель американцев здесь сводится к тому, чтобы воспрепятствовать подъему крупных государств. И Иран, где прочно соединены политика и религия, вызывает большую обеспокоенность США. И именно поэтому на протяжении длительного времени Штаты прибегали ко всем возможным методам и способам для сдерживания Тегерана. Но ни один из них не был достаточно действенным, чтобы иранское правительство покорилось. Остался только военный.
В настоящее время никаких изменений в сторону разрешения американо-иранского конфликта по вопросам ядерной программы нет. Поэтому Иран выдвинул угрозу американцам, что перекроет Ормузский пролив, который очень важен для США, потому как это единственный выход из Персидского залива. В свою очередь, Вашингтон ответил тем, что спустил на воду десятки подводных роботов, основная задача которых сводится к поиску и уничтожению минных заграждений иранцев.
Тегеран имеет в своем распоряжении порядка 200 мин, которые вполне реально установить при помощи подводных лодок и катеров. Если они все-таки будут установлены, то движение в проливе будет полностью парализовано, а на разминирование акватории потребуется не один месяц. Штаты уверены, что роботы SeaFox будут не только эффективными в процессе поисков и ликвидации мин, но и помешают работе иранских подлодок.
Необходимо отметить, что ранее подобные технологии не использовались – наиболее высокотехнологичным методом борьбы против мин были дельфины, которые обучали по специальной программе, и которые использовались военно-морскими силами США в ходе конфликта с Ираком.
Роботы выполнены в нескольких модификациях. Относясь к классу беспилотных подводных аппаратов, SeaFox производятся немецкой компанией Atlas Elektronik. Небольшие размеры и вес (всего 1,2 метра и 45 килограммов) делают возможной их транспортировку на место погружения при помощи вертолетов, катеров и даже резиновых лодок небольших размеров. Максимальная глубина, на которую может опуститься робот, составляет порядка 300 метров, скорость под водой достигает 11 километров в час. А аккумуляторные батареи дают возможность беспрерывно работать под водой около полутора часов.
Кроме того, каждый аппарат SeaFox оснащен дополнительным оборудованием, в частности, подводной камерой, зарядом взрывчатого вещества и сонаром. Соединение с надводным судном осуществляется при помощи оптоволоконного кабеля, через который осуществляется и управление роботом.
Роботы изначально были разработаны якобы для проведения исследований подводного мира, но за все время своего существования еще ни один из них не вернулся после успешно выполненного задания. Отметим, что успешно выполненным считается то задание, в ходе которого уничтожается подводная мина, а вместе с ней, соответственно, и сам робот. При этом стоимость его составляет 100 тысяч долларов…
Кроме роботов SeaFox, американцы также имеют в своем распоряжении минные тральщики и вертолеты для проведения разведки. Напомним, немногим ранее, Кристофер Хармер, возглавлявший центр планирования операций военно-морских сил Америки, сделал заявление о том, что малотоннажные иранские подлодки представляют большую угрозу для американского флота, потому как они могут быть распределены по всей акватории Персидского залива, а обнаружить их практически невозможно. Поэтому Иран и может воспользоваться ими для нанесения удара в нужный момент.
А между тем иранское правительство не намерено отступать. Об этом свидетельствует тот факт, что его комитетом по международной политике и нацбезопасности был разработан законопроект, который предусматривал перекрытие Ормузского пролива для танкеров, доставлявших нефть в поддержавшие санкции против Ирана государства. Это своего рода ответ на те санкции, которые ввел протии Тегерана Евросоюз. А к слову сказать, через этот пролив доставляется порядка 40 процентов нефти по всему миру.
Кроме того, Иран буквально на днях демонстративно отказался от предложенной Штатами гуманитарной помощи после произошедших землетрясений.
Иранское правительство выразило уверенность в том, что американцы сделали подобное предложение вовсе не по доброте душевной.
Пока остается неясным, сможет ли такое непримиримое противостояние быть разрешено без начала военных действий, но то, что в ход пошли подводные роботы, однозначно говорит о том, что мир вступает в новую эру решения конфликтов.
первоисточник topwar.ru Автор: Валерий Бовал
|