Военные технологии Пятница, 22.11.2024, 11:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Самолеты [944]
Беспилотники [297]
Вертолеты [233]
Ракетное вооружение [283]
ПВО/ПРО/ЗРК/ПЗРК [260]
ВМФ [397]
Танки/РСЗО/САУ/Авто [310]
Стрелковое оружие [266]
Военные технологии [144]
Разведка, спецслужбы [82]
Армия [74]
Политика и прочее [524]

Наш опрос
Если начнется война...
Всего ответов: 1323

Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0


23:44
Япония готовится воевать
Критика отдельных экспертов в отношении закупок Россией французских вертолетоносцев "Мистраль" (первые два из которых войдут в состав Тихоокеанского флота) не воспринимается на фоне публикуемого ниже материала об оборонных приготовлениях Страны восходящего солнца. 

Мирная, тихая, разоружившаяся после Второй мировой войны Япония сегодня вновь выдвигается на позиции первоклассной военной державы. 

Именно ощущение мощного потенциала за спиной позволяет первым лицам японского военно-политического руководства выступать с публичными демаршами по поводу посещения президентом России Южных Курил. Дипломатия всегода действует напористо и уверенно, когда дополнительные аргументы могут привести стоящие за нею армия и флот. 

В России до сих пор помнят горечь поражения 1905 года в ходе русско-японской войны, трагическую судьбу наших героических кораблей в Цусимском сражении. А наш тогдашний противник до сих пор помнит свою победу. Мне приходилось бывать в Японии, могу засвидетельствовать: флагманский корабль адмирала Того "Микаса" до сих пор на плаву, находится в прекрасном состоянии и сохраняется в качестве национальной реликвии на одной из военно-морских баз со свободным доступом к нему японских граждан - чтобы помнили. 

Я был также на острове Этадзима (один из центров по подготовке офицеров для ВМС) - в музее имена всех погибших камикадзе и кайтен (водители человеко-торпед) выгравированы золотыми иероглифами на мраморных досках в зале боевой славы. Их память чтут - именно в этом зале принимают присягу курсанты и проводятся торжественные церемонии вручения погон и дипломов офицерам-выпускникам. 

Особенно поразил меня стенд, посвященный подвигу японского военно-морского атташе - накануне войны 1905 года этот разведчик, закамуфлировавшись под татарина (и документы имел соответствующие, которые ему изготовило разведуправление японского Генштаба), одурачив царскую контрразведку, совершил беспримерную по дерзости разведывательную поездку из Санкт-Петербурга во Владивосток, оценив мобилизационные возможности Транссиба и проведя по пути ряд других разведакций, включая трехнедельное нелегальное пребывание во Владивостоке. 

Фактор Японии сегодня - это серьезно, и надо думать, что нам делать, чтобы не выглядеть в глазах Токио такими же слабыми, как в 1905 году. Именно поэтому началось перевооружение 18-й пулад на Южных Курилах. Очевидно, нуждается в ускоренном перевооружении и Тихоокеанский флот. Как мог бы выглядеть его перспективный состав? Буду рад услышать здравые мысли. 

Японию трансформирует силы самообороны в полноценную армию 

Долгое время после окончания Второй мировой войны японская политика в области национальной безопасности базировалась на доктрине бывшего премьер-министра Сигэру Ёсиды, предусматривавшей существенное ограничение военных расходов и укрепление союза с США в целях ускоренного экономического развития страны под американским «ядерным зонтиком». В Японии и сегодня имеется немало сторонников дальнейшей ориентации на доктрину Ёсиды и поддержания существующего статус-кво во взаимоотношениях с Вашингтоном. 

Вместе с тем с начала 1990-х гг. актуализировался вопрос об укреплении японских Сил самообороны. Это обусловливалось изменениями в системе международных отношений в результате распада СССР, нарастанием напряженности на Корейском полуострове, а также стремлением США повысить роль и ответственность Японии в рамках американо-японского союза. 

Сегодня Япония активно участвует в миротворческих операциях по всему миру. Кроме того, в начале 2000-х гг. Япония оказывала активную поддержку силам коалиции, действовавших в Афганистане и Ираке. 

Каким же образом получилось, что страна, которая по Конституции не имеет права содержать вооруженные силы, активно участвует в операциях ООН по поддержанию мира и оказывает тыловую поддержку США и их союзникам в ходе проведения гуманитарных операций в различных уголках мира? 

На каких условиях Силы самообороны Японии участвуют в данных операциях и какие основные функции они выполняют? И самое главное, какие основные цели преследует японское руководство, направляя национальные подразделения за рубеж? 

КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ И ПРАВО НА САМООБОРОНУ 

Созданные в 1954 г. Силы самообороны всегда избегали называть армией, памятуя о положениях 9 статьи Конституции Японии, исключающих возможность обладания полноценными вооруженными силами с наступательным потенциалом. Поэтому формально Силы самообороны являются специальной гражданской организацией, в реальности выполняющей функции вооруженных сил. Сегодня с юридической точки зрения существование Сил самообороны японское руководство трактует как реализацию неотъемлемого права каждой страны на самооборону. 

Конституция Японии не регулирует вопрос о допустимости участия японских национальных подразделений в коллективной обороне. В Белой книге по обороне Японии за 2011 г. отмечается, что согласно Конституции страна обладает правом на минимальную необходимую оборону, рамки которой определяются исходя из складывающейся международной ситуации. Кроме того, сторонники расширения зарубежного присутствия Японии часто апеллируют к положениям Преамбулы Конституции Японии, в которой отмечается стремление японского народа «занять почетное место в международном сообществе, стремящемся сохранить мир и навсегда уничтожить на Земном шаре тиранию и рабство, угнетение и нетерпимость». 

Данные положения трактуются как действительное и деятельное участие в международном сотрудничестве по борьбе со стихийными бедствиями, гуманитарными катастрофами, борьбе с терроризмом и т.д. Активное участие при этом противопоставляется замкнутому существованию – невооруженному нейтралитету и неактивному пацифизму, – при котором японская сторона лишь выделяет денежные средства на поддержание действий мирового сообщества. Подобная позиция родилась как под давления со стороны США, так и под воздействием внутренних противоречий в политической элите Японии. 

Существующие сегодня в Японии законы уже составляют хорошую базу для обеспечения зарубежных операций Сил самообороны. Формально эти законы не противоречат национальной Конституции, так как в них не признается право на использование вооруженной силы и содержится целый ряд других ограничений. Следует также отметить, что первые законы принимались при серьезном противодействии оппозиции, и их принятие во многом было связано со значимыми международными событиями, например, такими, как теракты 11 сентября 2001 г. в США. Вместе с тем сам по себе факт наличия подобного законодательства, представляющего собой, по сути, гибкую интерпретацию конституционных норм, свидетельствует о серьезном развитии оборонной политики Японии и расширении сферы ответственности Сил самообороны на протяжении 20 лет. 

К таким законам следует отнести: Закон о Силах самообороны (№65 от 1954 г.); Закон о сотрудничестве с силами ООН по поддержанию мира (№79 от 1992 г.); Закон об особых мерах против террора (№113 от 2001 г.); Закон об особых мерах, направленных на гуманитарную и восстановительную помощь и поддержку безопасности в Ираке (№137 от 2003 г.); Закон об особых мерах технической поддержки (№1 от 2008 г.); Закон о мерах по противодействию пиратству (№55 от 2009 г.). 

ГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ПРИСУТСТВИЯ ЯПОНИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 20 ЛЕТ 

В декабре 2011 г. исполнилось 20 лет с момента формального начала осуществления Силами самообороны Японии операций за рубежом: в декабре 1991 г. японское правительство направило в район Персидского залива группу минных тральщиков, внеся, тем самым, свой вклад в ликвидацию последствий первой войны в Заливе. 

Исходя из положений «Основных направлений программы национальной обороны», действующего законодательства Японии, а также ее обязательств перед ООН и США, все операции Сил самообороны последнего времени можно подразделить на несколько категорий:

1. Международное сотрудничество в сфере миротворчества: операции по поддержанию мира (ОПМ); гуманитарные миссии; миссии наблюдателей на выборах. 

2. Логистическая и тыловая поддержка коалиционных сил в Ираке и Афганистане. 

3. Международное сотрудничество по борьбе с пиратством. 

В 1990-х гг. контингент Сил самообороны Японии задействовался в миссиях и операциях по поддержанию мира в Анголе, Руанде, Мозамбике, на Голанских высотах, Восточном Тиморе. В его задачи входило оказание помощи беженцам, транспортные услуги, осуществление восстановительных работ, предоставление консультаций, выполнение функций наблюдателей. 

В первой половине 2000-х гг. интенсивность зарубежных операций японских подразделений резко возросла в связи с присоединением Японии к антитеррористической коалиции. Теракты 11 сентября 2001 г. в США послужили для Токио стимулом к принятию решения об отправке японского контингента в Индийский океан и Ирак для оказания логистической и тыловой помощи коалиционным силам. 

Операции в Индийском океане и Ираке всегда стояли особняком в общем ряду зарубежных миссий Сил самообороны. Операция японского контингента в Индийском океане в поддержку действий коалиционных сил в Афганистане проводилась с ноября 2001 г. по январь 2010 г. Ее основной задачей являлось обеспечение топливом морских судов и авиационных средств сил коалиции, предоставление транспортных услуг. Кроме того, в начале 2000-х гг. в данный перечень в соответствии с «Основным планом» проведения операции включались медицинские услуги, ремонтные работы, а также снабжение необходимым оборудованием, для чего иностранным судам разрешалось заходить в порты Японии. 

Наибольший резонанс в японских политических и общественных кругах в связи с данной операцией вызвало направление в Индийский океан в составе группы национальных морских Сил самообороны эсминца УРО для участия в эскорте дозаправочных судов. Включение этого эсминца в состав эскортной группы правительство страны оправдывало необходимостью обеспечения эффективной защиты кораблей-дозаправщиков. Однако, как полагают эксперты, такое решение было принято, прежде всего, в целях проверки готовности японской общественности принять те или иные инициативы в рамках проведения национальными формированиями зарубежных операций, а также для отработки маршрутов движения японских судов в Индийском океане. 

Контингент сухопутных Сил самообороны Японии участвовал в гуманитарной миссии в Ираке с 2004 по 2006 гг. В его задачи входило восстановление пунктов первичной медицинской помощи, обучение медперсонала, реконструкция жизненно важных магистралей, снабжение пресной водой. Японские воздушные подразделения находились в Ираке вплоть до 2008 г. в соответствии с «Основным планом» операции, выполняя функции по транспортировке, а также снабжению своих и коалиционных сухопутных формирований. 

Особенность иракской операции Сил самообороны Японии состояла в том, что, по сути, она проводилась на территории, где не исключалась вероятность возникновения прямого вооруженного конфликта, что негативно отразилось на восприятии данной акции японским общественным мнением. 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПИРАТСТВУ В АДЕНСКОМ ЗАЛИВЕ 

Антипиратские кампании не являются для Сил самообороны чем-то абсолютно новым. Но операция в Аденском заливе отличается от других масштабами и удаленностью действий от национальных границ. 

Активная деятельность по борьбе с пиратством началась в Японии еще в 2000 г., когда в стране состоялась первая региональная конференция по мерам противодействия пиратству и вооруженному захвату судов. В ее ходе среди прочего были достигнуты договоренности о проведении совместных учений с Индией, Сингапуром, Малайзией, Брунеем, Филиппинами. С японской стороны в этих учениях участвовали подразделения Береговой охраны. Кроме того, согласно договоренностям, в Академию Береговой охраны Японии приглашались иностранные студенты для прохождения стажировок. 

В начале нового тысячелетия корабли японской Береговой охраны играли существенно более важную роль в обеспечении безопасности на море, в том числе и в противодействии актам пиратства, чем подразделения морских Сил самообороны. Они участвовали в операции по выдворению «шпионского» судна Северной Кореи из территориальных вод Японии в декабре 2001 г., конфликтах вокруг островов Лианкур, антипиратских акциях в Малаккском проливе. 

По национальному законодательству морские Силы самообороны в данном плане обладали гораздо меньшими правами и выполняли, скорее, вспомогательные функции. Тогда не было необходимости создавать юридическую базу для их более активного привлечения к антипиратским акциям. Однако ситуация изменилась с обострением обстановки у побережья Сомали в 2009 г. Сегодня операция морских Сил самообороны Японии в Аденском заливе по противодействию пиратству находится в активной стадии и проводится на основе постоянно действующего Закона о мерах по противодействию пиратству от 2009 г., что позволяет говорить о формировании нового направления в деятельности морских сил. 

При принятии решения о направлении подразделений морских Сил самообороны и подразделений Береговой охраны к побережью Сомали японское правительство руководствовалось соображениями обеспечения безопасности морских торговых путей, включая поставки энергоресурсов, обусловленными географическим положением страны. 

В своем выступлении 19 июня 2009 г. по случаю принятия Закона о мерах по противодействию пиратству тогдашний премьер-министр Японии Таро Асо отметил: «Совет Безопасности ООН в ряде резолюций, включая резолюцию №1816, призвал государства направить свои военно-морские суда к побережью Сомали и в Аденский залив и принять соответствующие меры для противодействия актам пиратства. На этот призыв откликнулись многие страны и организации Европы, Северной Америки и Азии… Японское правительство также обязано начать проведение антипиратской операции у побережья Сомали, базируясь на положениях нового Закона, как можно скорее. Это делается, в первую очередь, для того, чтобы обеспечить безопасность на море в сотрудничестве со всем мировым сообществом». Премьер-министр еще раз подчеркнул, что «в соответствии с новым законом Япония будет иметь возможность защищать от пиратского нападения не только японские морские суда, но и суда других стран. Согласно положениям японского законодательства акт пиратства является уголовным преступлением и будет наказываться. В совокупности эти положения позволят более эффективно бороться с пиратством во взаимодействии со всеми заинтересованными странами». 

Первые суда морских Сил самообороны Японии появились у побережья Сомали в целях эскорта своих торговых кораблей еще в марте 2009 г. Тогда их действия основывались на положениях Закона о Силах самообороны от 1954 г., позволяющих проводить эскортные операции. Однако полномасштабное присоединение японских подразделений к многонациональной коалиции по борьбе с пиратством в этом районе произошло в июне 2009 г. с принятием упомянутого закона о мерах по противодействию пиратству. 

Как и во многих предыдущих акциях, данная операция осуществляется в тесном сотрудничестве с США. В рамках американо-японского союза была разработана классификация механизмов по борьбе с пиратством, которая первоначально отрабатывалась в Малаккском проливе, а затем накопленный опыт был перенесен в Аденский залив. Возможные механизмы борьбы с пиратством подразделяются на следующие категории: 

• средства защиты на борту судна (сирены, вооруженная охрана и пр.); 

• военно-морская охрана, которая включает в себя как сопровождение национальных судов, так и деятельность многонационального патруля; 

• региональный антипиратский патруль, который предполагает взаимодействие многонациональных сил со странами, находящимися на побережье патрулируемого морского пространства; 

• создание эффективной береговой охраны странами региона. 

В случае с Аденским заливом участие в патрулировании подразумевало постоянное присутствие подразделений японских морских Сил самообороны у побережья Сомали. Именно поэтому первое время персонал этих подразделений располагался на базе американских ВМС в Джибути. В начале 2010 г. японское правительство приняло решение о расширении участия Сил самообороны в операции. В связи с этим 23 апреля 2010 г. последовало объявление о начале обустройства пункта базирования морских Сил самообороны Японии. 

Долгое время вопрос о японской зарубежной базе оставался открытым. Основными причинами являлись сильная оппозиция внутри страны и сложное положение Японии после природно-техногенной катастрофы в марте 2011 г. Тем не менее, открытие базы состоялось в Джибути в начале июня прошлого года. 

Данная база, рассчитанная на 200 человек персонала, обошлась японской стороне в 4,7 млрд. иен ($58 млн.) и стала первым постоянным японским пунктом базирования за пределами страны со времен Второй мировой войны. База сооружена на арендованном у местных властей участке земли в 12 гектаров. На нем построен ангар для обслуживания авиатехники, казармы для личного состава, кафе и спортивный зал. Новый японский военный объект соседствует с американской военно-воздушной базой. Кроме того, у берегов Джибути постоянно базируются два эсминца и два патрульных самолета P-3C Сил самообороны Японии. 

Японское командование постоянно подчеркивает необходимость усиления борьбы с пиратами в зоне Аденского залива, где ежегодно проходят 20 тыс. морских грузовых судов. Около 10% из них составляют танкеры и сухогрузы Японии, которые нередко подвергаются пиратским атакам. Поэтому безопасность этих вод, по мнению японского командования, имеет большое значение для страны с точки зрения ее национальных интересов. 

В то же время, как полагают скептики среди японских политиков и экспертов, не следует относить операцию морских Сил самообороны в Аденском заливе к разряду приоритетных и важных, поскольку действительным приоритетом для них должна быть оборона японского архипелага. При этом обращается внимание на то, что в случае возникновения реального конфликта в АТР и перекрытия Малаккского пролива, японский флот окажется отрезанным от архипелага и не сможет выполнить свою главную задачу. 

Тем не менее, есть факты, свидетельствующие о существенных изменениях в характере военной доктрины Японии, произошедших за последнее время, и серьезности намерений по наращиванию потенциала морских и воздушных Сил самообороны страны. Одним из подтверждений является совершенствование законодательства, в соответствии с которым осуществляется операция в Аденском заливе, а также создание первой зарубежной японской военной базы. Постепенно расширяются и полномочия подразделений Сил самообороны в зарубежных операциях. И если поправки к закону о сотрудничестве с силами ООН по поддержанию мира в части расширения полномочий по применению оружия Силами самообороны пока не приняты, то Закон о мерах по противодействию пиратству уже наделяет японские подразделения правом применять оружие в тех случаях, когда другие средства пресечения пиратского нападения исчерпаны. Кроме того, операция в Аденском заливе – это в некоторой степени продолжение крайне важных для Японии операций Сил самообороны в Индийском океане. 

Чтобы сформировать некий целостный подход к зарубежным миссиям, правительству Японии потребовалось немало времени. Именно в начале XXI века для планов по расширению участия Сил самообороны в таких операциях сложилась наиболее благоприятная обстановка, так как на тот период пришлась активная фаза войн в Ираке и Афганистане и, как следствие, повышенная потребность в сотрудничестве в рамках американо-японского военно-политического союза. Зарубежные акции Сил самообороны явились показателем поступательного развития обороной политики Японии. 

Пока же роль зарубежных операций в общем контексте внешней политики Японии не столь велика и на данный момент заключается в обеспечении международного присутствия, создании позитивного имиджа миротворца, обеспечении энергетической безопасности страны. 

При этом, несмотря на принятие целого ряда законодательных инициатив в сфере развития Сил самообороны в предыдущие 20 лет, сегодня сохраняется ситуация, когда японскому правительству приходится действовать в новых международных условиях по старым «правилам игры». Возрастающая острота этого противоречия требует от кабинета Ёсихико Ноды каких-то шагов по изменению устаревших, как представляется, «правил». Первым таким изменением стал пересмотр принципов экспорта вооружений в декабре 2011 г., открывший путь для развития военно-технического сотрудничества Японии со странами НАТО, Австралией и Южной Кореей. В дальнейшем не исключается и расширение полномочий Сил самообороны по использованию оружия в ходе зарубежных операций, а также их преобразование в полноценные ВС. В частности, подобному развитию ситуации способствует рост позитивного восприятия японской общественностью деятельности Сил самообороны. Такие данные отражены в последнем опросе общественного мнения, проведенном Министерством обороны Японии и опубликованном в марте 2012 г. Все это свидетельствует о том, что со временем Япония может стать полноценной военной державой. 

В настоящее время география использования подразделений японских Сил самообороны совпадает с общими тенденциями региональной и глобальной политики Токио в сфере безопасности. Важными факторами, влияющими на эту политику, являются обеспокоенность как самой Японии, так и США и ряда других государств ростом влияния Китая, а также стремление японского руководства добиться более высокого положения страны в международных организациях, обеспечить ее энергетическую безопасность. Таким образом, общий контекст политики Японии способствует активизации ее силового компонента, что, по всей видимости, найдет отражение в дальнейших зарубежных операциях Сил самообороны. 

Юлия Александровна КРЯЧКИНА – младший научный сотрудник РИСИ
Категория: Политика и прочее | Просмотров: 1360 | Добавил: Kkorablevv | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя (напишите здесь что-нибудь) *:
Email: (не обязательно)
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Архив записей

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz