Современные подлодки были, есть и будут грозными носителями различного вооружения. Они выполняют поставленные задачи в 2/3 земного шара. Границ для перемещений подлодок до сих пор не придумали. И хотя мы гордимся большими подводными атомными ракетоносцами, основу подводной борьбы осуществляют небольшие, юркие, малозаметные дизельные и дизель-электрические подлодки среднего и малого класса. Многие страны, не имея возможности строить подводные ракетные носители, строят или закупают малые дизельные подлодки. На сегодня, количество небольших подводных лодок в мире, растет практически в геометрической прогрессии. Мировые лидеры, такие как США и Англия, всерьез озабочены ростом малых подводных лодок в мире. Многие из подлодок, так или иначе, планируют использовать против Соединенных Штатов или НАТО. А так как военному руководству США хорошо известны возможности малых малозаметных дизельных подлодок, оно инициировало программу «Anti-Submarine Warfare» - создание беспилотного подводного охотника для многодневного выполнения боевой задачи по обнаружению дизель-электрических подлодок противника.
Современные аккумуляторы с повышенной емкостью позволили дизель-электрическим малым подлодкам увеличить время, необходимое для выполнения боевой задачи, несмотря на малый боевой радиус действия, и способны ходить на малых глубинах (прибрежные воды), где не пройдут подводные атомные ракетоносители. Одно из самых главных достоинств таких подлодок цена, которая на порядок меньше стоимости подлодок типа РПКСН.
Программа «ACTUV» ведется управлением перспективных разработок Пентагона «DARPA». Первая фаза реализации программы – расчет целесообразности проекта уже окончен. Теперь, благодаря контракту с компанией «SAIC», началась вторая фаза реализации – разработка проекта БПАА (беспилотного подводного автоматического аппарата) поиска ДЭПЛ противника. В дальнейшем после утверждения проекта начнется третья фаза реализации – демонстрация опытного образца. Последняя, четвертая фаза – ходовые и боевые испытания подводного охотника.
Подводный охотник будет иметь на борту следящие системы, системы навигации, датчики различного назначения. Эти решения должны позволить обнаружить ДЭПЛ и незаметно сопровождать ее, для наведения надводных/подводных кораблей, а также вооружения (ракет и торпед). Для обеспечения патрулирования подводной территории в поисках цели, роботы-охотники будут обеспечены аккумуляторами повышенной емкости.
Данные решения показывают нам, насколько трудно придется разработчикам при проектировании и создании нового вида подводной техники. На первом месте перед компанией «SAIC» сейчас стоит проблема разработки энергоснабжения и аккумуляторных батарей. Из-за отсутствия людей на борту подводного охотника, возможно, при содании автоматического подводного охотника, будут применять материалы с лучшими характеристиками, но отрицательно влияющие на жизнедеятельность человека. Кроме того, от него не требуется соблюдать стабилизацию аппарата, проходить в безопасных местах, иметь хорошую надежность и воздух на борту. Одно из требований, предъявленных к подводному разведывательному беспилотнику – цена одного подводного охотника не более 150 миллионов (десятая часть стоимости современного противолодочного американского корабля). Ориентировочно все фазы реализации будут пройдены в течение четырех ближайших лет.
|