Современный взгляд на международное сотрудничество европейского производителя Вот уже второе десятилетие подряд международные обозреватели и компании-конкуренты ожидают, когда же, наконец, европейская вертолетостроительная группа Eurocopter Group (дочернее предприятие оборонно-промышленного концерна EADS) снизит обороты по наращиванию производства и, соответственно, чистой прибыли. Но, несмотря на глобальный финансовый кризис, франко-испано-немецкий производитель уверенно занимает лидирующее место в мировом вертолетостроении. Так на протяжении 2005-2011 годов ежегодная прибыль компании увеличилась с 3,2 до 5,4 млрд евро. При этом портфель заказов в прошлом году составил 457 вертолетов (увеличился на 32%).
По словам президента и генерального директора Eurocopter Group Лутца Бертлинга (Lutz Bertling), в прошлом году доходность компании превысила средний уровень всех подразделений материнского концерна EADS, а к 2020 году прибыль Eurocopter будет измеряться цифрами на порядок выше, чем сейчас. На сегодняшний день Eurocopter производит до 33% всех выпускаемых вертолетов в мире. Около 2500 частных, корпоративных и государственных операторов из 147 стран мира эксплуатируют более 11,3 тыс. вертолетов Eurocopter. Как известно, персонал группы насчитывает около 15 тыс. человек.
В 2011 году в структуре оборота Eurocopter продажа вертолетов гражданского назначения составила 53%, остальные 47% пришлось на продукцию военного назначения. 51% оборота компании составили серийные вертолеты, 38% пришлось на сервисное обслуживание и сопутствующие услуги, остальные 11% принесли другие направления деятельности. При этом следует отметить, что в прошлом году Eurocopter потратил около 235 млн евро на развитие новых технологий и научно-исследовательские работы.
Одной из главных предпосылок сохранения лидерских позиций Eurocopter на мировом рынке является чрезвычайно гибкая и разветвленная маркетинговая стратегия, суть которой заключается в активном расширении международного сотрудничества на растущих и развивающихся рынках наряду с усилением позиций на рынках ведущих стран-покупателей и постоянной оптимизацией международной сети обслуживания.
В начале 2008 года Л.Бертлинг заявил: "Когда я стал главой компании, то считал, что 2006 год был историческим для Eurocopter с точки зрения объема заказов. Могу сказать, что я недооценивал наши возможности". И действительно, только в 2007 году компания Eurocopter получила заказы почти на 200 вертолетов. При этом на протяжении последних пяти лет до 70% продукции Eurocopter поставлялось на экспорт, что подтверждает успешность и правильность международной маркетинговой стратегии компании.
По словам Л.Бертлинга, стратегия учета местной специфики на всех рынках способствовала дальнейшему росту международного присутствия Eurocopter. Но что именно помогло европейскому вертолетостроителю быть успешным практически на всех континентах Земли? Давайте попробуем с этим немного разобраться...
Восток - "дело тонкое", но прибыльное
Сегодня ни для кого не секрет, что для мировых производителей наиболее привлекательным рынком являются развивающиеся страны Востока. По аналитическим оценкам американской компании Honeywell, на фоне прогнозируемого снижения спроса на вертолеты в Северной Америке (на 26%) и Европе (на 40%), азиатский рынок показывает устойчивый ежегодный рост на уровне 20%. Говоря о перспективных рынках Азии, подразумеваются, прежде всего, Китай и Индия, которые имеют долголетний устойчивый рост экономики, несмотря на глобальные финансовые "катаклизмы".
Следует отметить, что сотрудничество с Китаем имеет для Eurocopter достаточно противоречивое значение: с одной стороны европейцы пытаются наладить партнерские отношения с китайскими производителями, а с другой - национальные авиастроители КНР остаются одними из главных конкурентов Eurocopter на азиатском рынке.
История сотрудничества Eurocopter с китайскими производителями началась в 1967 году, когда европейская компания продала Китаю вертолет Aluette III. Уже в 1980-х в КНР было налажено лицензионное производство AS365. В начале 1990-х Eurocopter совместно с китайскими корпорациями China National Aero-Technology Import & Export Corporation и Harbin Aviation Industries начал работу над проектом легкого одномоторного многоцелевого EC120 Colibri. В результате в 2004 году в китайском Харбине было налажено производство этого вертолета под маркой HC120. Машина по прежнему остается лидером в классе легких вертолетов с взлетной массой 1700 кг.
В последующем европейский вертолетостроитель наладил тесное сотрудничество с китайской корпорацией AVIC, а в 2007 году в Китае было создано подразделение Eurocopter China, которое занимается продажами и техническим обслуживанием. Сервисные центры Eurocopter China функционируют в Шанхае, Пекине, Гонг-Конге и Шеньчжэне. На сегодняшний день Eurocopter имеет достаточно неплохие результаты сотрудничества с AVIC, совместно с которым идет разработка проекта среднего двухмоторного вертолета EC175. В соответствии с достигнутыми соглашениями, в перспективе AVIC будет выпускать эту же модель под маркой Avicopter Z15. Впервые для разработки вертолета была применена технология сетевого компьютерного 3D-моделирования CATIA, которая позволила синхронизировать работу китайских и европейских авиастроителей, находящихся друг от друга за десять тысяч километров.
Работа над EC175 была разделена следующим образом: Eurocopter отвечает за разработку главного редуктора, хвостового ротора, авионики, гидравлики, автопилота и электрической системы; в свою очередь AVIC разрабатывает корпус и главный ротор, хвостовой и промежуточные редукторы, топливную систему, систему управления и шасси вертолета. В целом на развитие проекта будет потрачено около €600 млн. По оценкам аналитиков компании Eurocopter, на протяжении следующих 20 лет может быть продано до 1000 таких машин. Сертификация EC175 Европейским агентством по авиационной безопасности (EASA) состоялась в 2011 году, в 2012 году будет сертифицирован вариант для оффшорных работ, а поставка первой серийной модели состоится в конце текущего года.
Уже более 40 лет Eurocopter сотрудничает с индийским авиастроителем Hindustan Aeronautics Limited, который за все это время произвел по лицензии более 600 вертолетов Lama и Alouette III. Кроме того, индийцы ежегодно выпускают около 100 фюзеляжей AS550/AS350. В октябре 2010-го компания Eurocopter открыла свое официальное представительство в Индии. Eurocopter India стала 25-м по счету иностранным подразделением компании (и десятым в Азии), что является свидетельством дальнейшего укрепления европейского производителя на наиболее перспективном азиатском рынке. Главный офис Eurocopter India открыт в Нью-Дели, а все инженерно-технические подразделения сосредоточены в Бангалоре. Кроме того, в 2012 году открыт коммерческий офис Eurocopter India в Мумбаи. В настоящее время более двух десятков индийских операторов с помощью вертолетов Eurocopter осуществляют перевозки в интересах нефтегазовых компаний, транспортировку VIP и корпоративных клиентов.
Для усиления своего влияния на рынке, Eurocopter India тесно работает с индийскими государственными и коммерческими компаниями, а также активно ищет возможности по предоставлению своей продукции правоохранительным органам, медицинским службам и службам спасения в Индии. Так, в апреле 2011 года Eurocopter заявил о планах создания вертолетной службы неотложной медицинской помощи, охватывающей всю территорию Индии. Проект предусматривает создание медицинского консорциума с привлечением индийских органов власти, частных медицинских клиник и других заинтересованных лиц.
Знаковым событием в гражданском секторе вертолетной отрасли стала поставка 19 апреля 2011 года 1000-го вертолета семейства Dauphin индийскому оператору Pawan Hans Helicopters Limited. Машина будет использоваться для обеспечения добычи нефти и газа на морских платформах. Аналитики Eurocopter рассчитывают, что в ближайшие пять лет индийский рынок потребует около 500 вертолетов различных типов.
Последним временем европейцы активизировали сотрудничество с Малайзией, где с 2002 года работает официальное представительство компании. В 2011 году Eurocopter Malaysia подписала контракт на поставку 12 вертолетов EC725 для малазийских Военно-воздушных сил. Соглашение предусматривает дальнейшее развитие кооперации между производителем и местными властями. Всего разрабатывается 13 совместных проектов, включая интеграцию малазийской индустрии в мировую сеть Eurocopter, создание совместного предприятия по ремонту и обслуживанию вертолетов в Малайзии, создание учебно-тренировочного центра с комплексным тренажером EC725 / EC225, который со следующего года начнет принимать пилотов из Австралии и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Также в планах Eurocopter выход на рынок Центральной Азии. В конце прошлого года Eurocopter начал поставки первой партии из шести вертолетов EC145, заказанных Министерством обороны и МЧС Казахстана в рамках соглашения о сотрудничестве, подписанным европейским производителем и национальной компанией Kazakhstan Engineering в июне 2010 года. Всего в Казахстан будут поставлены 45 единиц ЕС145, 39 из которых будут собраны на совместном предприятии Eurocopter Kazakhstan Engineering, которым совместно владеют казахская сторона и Eurocopter.
Покоряя рынок России
Казалось бы, у европейцев очень мало шансов для покорения рынка нашей страны, традиционно считающейся великой вертолетостроительной державой, производящей десятки различных модификаций винтокрылых машин. Но, увы, нашим разработчикам еще далеко до создания комфортных гражданских вертолетов нового поколения. Кроме того, в линейке российского вертолетостроителя прослеживается отсутствие предложения вертолетов грузоподъемности от 6 до 15 тонн. Некоторые эксперты полагают, что именно это обстоятельство заставляет российских операторов обратить свои взоры в сторону западных производителей. Так, например, в 2008 году российская авиакомпания "ЮТэйр" заключила твердый контракт на покупку 15 вертолетов ЕС175 (грузоподъемность 7 тонн) с опционом еще на 15 единиц, что засвидетельствовало о больших перспективах Eurocopter на рыке России.
Напомним, что дочернее предприятие Eurocopter в РФ и странах СНГ - компания Eurocopter Vostok - было создано еще в 2006 году. С того времени компания "ЮТэйр" успешно использует вертолеты Eurocopter AS350B3 и AS355N для выполнения широкого круга задач, от VIP-перевозок и обслуживания нефтегазовой отрасли до экстренных медицинских перевозок. В сентябре 2010 года российский перевозчик приобрел 20 легких вертолетов семейства Ecureuil (однодвигательных AS350B3 и двухдвигательных AS355NP). Подписание этого контракта свидетельствует о выходе на новый уровень партнерства между ведущим мировым производителем вертолетов и крупнейшим вертолетным оператором.
Компания Eurocopter Vostok вплотную занимается сертификацией вертолетов по требованиям Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Таким образом, сертификат типа МАК получили вертолеты EC145, EC135, EC120B, EC130B4, AS350B3.
В мае 2011 года в ходе ежегодной вертолетной выставки HeliRussia 2011 компания Eurocopter показала вертолет EC135, на котором впервые установлена авионика, произведенная российской компанией "Транзас". Также представители Eurocopter вручили авиакомпании "ЮТэйр" сертификат соответствия, благодаря которому Центр подготовки персонала авиакомпании в Тюмени сможет проводить обучение летно-технического состава для вертолетов Eurocopter.
Сегодня же на долю европейского концерна приходится около 70% российского рынка газотурбинных вертолетов западного производства. В России уже эксплуатируется более 40 вертолетов Eurocopter, кроме того, около 20 вертолетов используются в Казахстане, Азербайджане, Грузии, и Туркменистане.
Америка - родина "монстров"
Наверное, наиболее жесткую конкуренцию компания Eurocopter встретила на рынке Американского континента - родины таких вертолетостроительных "монстров" как Sikorsky Aircraft и Bell Helicopter. Тем не менее, европейцам удается достаточно эффективно соревноваться со своими американскими соперниками у них же дома. Сегодня в Северной Америке функционируют три филиала европейского концерна: American Eurocopter (США), Eurocopter Canada (Канада) и Eurocopter Mexico (Мексика).
Нельзя сказать, что американцы с легким сердцем пропускают Eurocopter на свой рынок. Тем не менее, в США европейские вертолеты пользуются значительным спросом различных служб спасения и экстренной медицинской помощи. Так, например, в 2011 году American Eurocopter поставила медицинскому оператору Paradigm Helicopters первый в США ЕС135 с навигационной системой, совместимой с системой зональной навигации WAAS. Вертолет допущен к выполнению полетов по приборам и может управляться одним членом экипажа. Компания так же поставила один ЕС155 компании Metro Aviation для доводки. Вертолет примет участие в программе предоставления экстренной медицинской помощи Survival Flight разработанной Мичиганским университетом и развернутой в 48 штатах США, не считая Канады и Мексики. Кроме того, американский филиал Eurocopter получил заказ на четыре AS350 B3 для компании Air Methods Corporation - крупнейшего поставщик услуг на рынке экстренной медицинской помощи.
Существенным элементом поддержания высокого имиджа европейского вертолетостроителя на рынке США стал его ответ американской компании Sikorsky Aircraft, которая дерзко бросила вызов всем своим конкурентам, представив прототип гибридного высокоскоростного вертолета Х2. Как известно, в сентябре 2010 года этот аппарат смог развить скорость 462 км/ч. Инженеры Eurocopter не заставили себя долго ждать и представили свой взгляд на развитие высокоскоростных вертолетов. Так, в ноябре того же года гибридный вертолет Eurocopter Х3 достиг скорости 333 км/ч, а через полгода он поставил новый рекорд скорости, достигнув отметки в 430 км/ч.
Постепенно Eurocopter переходит к более агрессивной стратегии продвижения на американский рынок. Так, в ходе Heli-Expo 2012 в США состоялась первая официальная презентация обновленной версии легкого однодвигательного вертолета - ЕС130 T2. При этом стало известно о том, что концерн уже получил заказы на 100 таких вертолетов, которые сильно заинтересовали операторов американской туриндустрии. Одновременно был подписан контракт на поставку американской лизинговой компании Milestone Aviation 16 вертолетов EC225 на общую сумму $480 млн. Кроме того, в июне этого года Eurocopter начал демонстрационное турне гибрида Х3 в США.
В то же время следует отметить, что Eurocopter нашел свою нишу на рынке военных вертолетов США. В частности, американская армия проявила значительный интерес к легкому многоцелевому вертолету UH-72 Lakota (разработан на базе EC145) производства American Eurocopter. Насколько сильным был этот интерес можно судить из того, что в октябре 2006 года был заключен долгосрочный контракт на поставку 345 таких вертолетов для армейской авиации Сухопутных войск и Национальной гвардии США.
Также европейцы активно участвуют в программе создания перспективного разведывательно-ударного вертолета (Armed Aerial Scout, AAS) для Армии США. В 2009 году American Eurocopter совместно с компанией Lockheed Martin разработали проект вертолета под названием Armed Aerial Scout 72X (AAS-72X), который представляет собой усовершенствованную версию UH-72 Lakota. Его конструктивная особенность состоит в том, что хвостовой винт при развороте на 90 градусов выполняет функцию горизонтального движителя. Уже в декабре прошлого года начались летные испытания двух из трех экспериментальных моделей AAS-72X. По информации разработчиков, эта машина способна обеспечить необходимый уровень безопасности и высокие летно-технические характеристики в условиях высокогорья и жаркого климата, что особенно важно для разведывательно-ударных вертолетов. Кроме того, в соответствии с требованиями американской программы Armed Aerial Scout, в ходе операций вертолет сможет выполнять боевые задачи совместно с беспилотными летательными аппаратами. При этом он будет не только принимать информацию с беспилотников, но и непосредственно управлять ими.
В свою очередь компания Eurocopter Canada в апреле 2011 года заключила контракт на поставку новой модели AS350 B3e (впервые была представлена во время Heli-Expo 2011 в Орландо) канадскому оператору Slave Lake Helicopters, а также одного AS355 NP канадскому перевозчику TRK Helicopters.
На этом фоне Eurocopter не забывает о необходимости развивать сотрудничество с американскими разработчиками авионики. В прошлом году Канадской транспортной ассоциацией гражданской авиации был утвержден дополнительный сертификат, позволяющий установку авионики G500H (производства американской компании Garmin International) на вертолетах AS350B2, AS350B3 и EC130B4. Как известно, в базе данных G500H находится информации о 7000 аэропортов и вертолетных площадок, а также более 30000 наземных препятствий.
В мае 2011 года компания Eurocopter усилила свои позиции на вертолетном рынке Центральной Америки путем открытия нового сервисного центра в Панаме, который будет подчиняться дочернему предприятию европейского производителя - Eurocopter Mexico. По словам генерального директора Eurocopter Mexico Сержа Дюрана, открытие нового центра подтверждает решимость компании придерживаться приоритетов текущей стратегии обслуживания клиентов, предлагающей больше видов сервисов и увеличение числа технический центров в мире. Панамский центр, расположенный в помещениях компании Heliflight Panama (базируется в столичном аэропорту Albrook Airport), будет специализироваться на обслуживании моделей AS350 и EC120.
Мексиканский филиал Eurocopter уже на протяжении 30 лет выполняет обслуживание клиентов из Северной, Южной и Центральной Америки, а также стран Карибского бассейна. Число сотрудников компании составляет 190 человек. Флот вертолетов 25 государств этого региона насчитывает более 400 машин производства Eurocopter.
Присутствие европейского вертолетостроителя на рынке Южной Америки пока не столь заметное, но постепенно прослеживается тенденция к его расширению. На сегодня здесь открыты два филиала: Eurocopter Chile (отвечает за поставки в Чили, Аргентину, Боливию, Уругвай и Перу) и компания Helibras (дочернее предприятие Eurocopter в Бразилии). В ходе латиноамериканской оборонной выставки LAAD 2011 в апреле 2011 года впервые был представлен EC725 Cougar бразильской сборки. В ближайшем времени компанией Helibras для нужд Вооруженных сил Бразилии будут поставлены 50 таких машин.
В октябре прошлого года Eurocopter начал строительства авиапредприятия вблизи города Керетаро. Завод, расположенный в так называемом "Аэротехнологическом парке", будет выпускать комплектующие и сборочные узлы, такие как хвостовые балки, стабилизаторы и двери. Здесь же будет базироваться и сервисный центр Eurocopter. Ввод в строй нового предприятия стоимостью $100 млн намечен на конец 2012 года.
"Старушке" Европе - все самое лучшее...
Зная прихотливость и изменчивость настроения европейских потребителей, концерн Eurocopter решил серьезно "застолбиться" на европейском рынке военно-транспортных вертолетов, и, что интересно, он сделал это так, чтобы не обидеть своих ближайших соседей. С этой целью в 1992 году при участии Eurocopter (Франция, Германия), AgustaWestland (Италия, Великобритания) и Stork Fokker Aerospace (Нидерланды) было создано совместное предприятие NHIndustries (NHI), которое занялось выпуском военно-транспортных вертолетов нового поколения NH90. Ведущая роль Eurocopter в этом конгломерате подтверждается тем фактом, что 62% уставного капитала NHI принадлежит именно ему.
Консорциум NH Industries получил заказы на поставки сразу в несколько европейских стран. Первым получателем NH90 стала Германия в 2006 году, а затем вертолет был принят на вооружение в Испании, Италии, Франции, Нидерландах, Норвегии и Швеции. В последующем эти вертолеты также были заказаны правительствами Австралии, Новой Зеландии и Саудовской Аравии. В 2007 году консорциум приступил к поставкам NH90 морского базирования.
В ходе международного авиасалона Paris Air Show 2011 было подписано соглашение с министерством обороны Германии на модернизацию 12 вертолетов NH90 с целью установки на них комплектов медицинского оборудования FwdAirMedEvac, что позволит использовать вертолеты для эвакуации раненных с поля боя, вне зависимости от погодных условий и типа поверхности. Также во время последнего авиашоу в Ле Бурже было объявлено о получении заказов на 3 единицы EC135 для французской жандармерии, четвертого по счету EC225 - для норвежского оффшорного оператора Blueway и 4 единицы EC175 - для французской авиакомпании Heli-Union.
В то же время Eurocopter заметно присутствует на рынке "Туманного Альбиона". Помимо открытия своего официального представительства Eurocopter UK в Великобритании (в 2007 году), компания активно сотрудничает с британскими силовыми структурами. В этом году для ВВС Великобритании был поставлен первый Puma Mk2 доработанный в рамках программы продления ресурса Puma Life Extension Programme. Вертолет стал более приспособлен к полетам в условиях высокогорья и жаркого климата, а также более безопасным и эффективным благодаря новым двигателям, цифровой системе управления, улучшенным средствам связи и навигации. Кроме того, Eurocopter передал полицейскому управлению Нового Южного Уэльса легкий двухдвигательный вертолет EC135 P2+, который может выполнять полеты днем и ночью. Как видим, европейский рынок трудно назвать "тихим болотом" даже для Eurocopter.
Руководство Eurocopter полагает, что компания должна не только поставлять готовую продукцию заказчикам, но и осуществлять весь комплекс послепродажного обслуживания. В связи с этим в 2007 году был открыт круглосуточный сервисный центр для получения заказов, создано управление безопасности полетов Eurocopter, открыт учебно-тренировочный центр с тренажерами ЕС135, а также совместно с Falcon Air Services был запущен новый сервисный центр в Абу-Даби (ОАЭ). В июне 2011 года Eurocopter открыл новый логистический центр в Мариньяне (на юге Франции), что является продолжением стратегии расширения глобальной сети поддержки своих клиентов. Число сотрудников центра насчитывает около 750 человек. В настоящее время такие центры уже работают в Германии, США и Гонконге. В этом же месяце было объявлено о дополнительном найме 300 инженеров для исследовательских программ Eurocopter по созданию новых вертолетов. Новые рабочие места будут организованы в Донауворте (Германия) и в уже упомянутом Мариньяне (Франция).
Как видим, общий успех и экономическая устойчивость Eurocopter во многом достигается благодаря многоуровневой и разновекторной маркетинговой стратегии компании, в основе которой положен принцип активного развития международного сотрудничества и выход на развивающиеся и уже состоявшиеся рынки с новыми продуктами и услугами, а также понимание специфики каждого отдельно взятого региона. Именно поэтому сегодня многие могут позавидовать разветвленной международной сети Eurocopter, насчитывающей 28 официальных представительств и партнерских компаний на пяти континентах Земли.
Александр Полищук
|