Европейский аэрокосмический концерн EADS и британский производитель военной техники BAE намерены объединиться, создав гиганта, равного Boeing. Это позволит EADS сократить зависимость от Airbus, а BAE - от оборонных заказов. Биржи отреагировали на новость падением акций компаний: европейский гигант может потерять американский рынок вооружений.
Европейский аэрокосмический и оборонный концерн EADS ведет переговоры о слиянии с британским производителем вооружений BAE Systems. Об этом сообщили представители обеих компаний. EADS и BAE возрождают планы 10-летней давности о создании гиганта, равного американской корпорации Boeing, констатирует Bloomberg: в эпоху сокращения оборонных бюджетов компания будет балансировать между гражданскими и военными заказами.
Предполагается, что EADS получит 60% акций нового концерна, BAE - 40%.
Рыночная стоимость компании может достичь $45-48 млрд (у Boeing - около $40 млрд), объем продаж - $100 млрд, штат сотрудников - около 220 тыс. человек.
Европейский гигант будет производить гражданские самолеты (в EADS входит Airbus), боевые самолеты Eurofighter, вертолеты, атомные подлодки, космические спутники и ракеты.
Переговоры между EADS и BAE стартовали в начале июня, когда новый гендиректор EADS Том Эндерс, возглавлявший до того Airbus, вышел на работу (он был утвержден советом директоров концерна в начале года). В 1998 году ему не удалось объединить с BAE компанию Dasa (тогда аэрокосмическое подразделение концерна Daimler). Провал той сделки привел через несколько лет к созданию EADS.
Британская компания пришла к решению о слиянии с европейским концерном в ожидании резкого снижения оборонзаказа - страны Евросоюза сокращают оборонные расходы после завершения войны в Ираке и снижения присутствия в Афганистане. В 2011 году истребитель Eurofighter Typhoon (совместный проект с EADS и Finmeccanica) проиграл индийский тендер объемом $40 млрд французскому Rafale.
В июле в Мюнхене состоялась встреча, на которой была утверждена схема слияния: 40 на 60, уточняет источник Bloomberg. Но сделка пока не гарантирована, говорят источники Reuters. Необходимо просчитать не только экономические последствия сделки, но и "регуляторные и культурные проблемы, а также обеспечение секретности технологий".
BAE является поставщиком по программам военных и коммерческих самолетов Boeing. Британская компания производит системы управления полетом для конвертоплана Bell V-22 Osprey, сенсорные панели управления Boeing 737, системы контроля энергетических установок для Dreamliner. Но президент Boeing Джим Макнирни заявил журналистам, что объединение EADS и BAE "не угрожает нам фундаментально". "Я твердо уверен в силах нашей компании", - пояснил он, заметив, что слияние EADS и BAE отражает тенденцию к глобальной консолидации производственных активов. В 1997 году корпорация Boeing приобрела компанию McDonnell Douglas за $16,3 млрд.
BAE по итогам 2011 финансового года - девятый по объемам заказов подрядчик правительства США - сумма контрактов составляет $7,3 млрд. У EADS объем заказов от американского правительства не превышал $684 млн.
BAE поставляет американскому Минобороны боевые машины, средства артиллерии, корабельные орудия. EADS делает для армии США вертолеты UH-72 Lakota и в 2011 году проиграла корпорации Boeing в тендере стоимостью примерно $35 на разработку нового топливозаправщика для американских ВВС. Но при слиянии с EADS британская BAE хотела бы оставить за собой право реализовывать свою продукцию на американском оружейном рынке независимо от объединенной компании.
Французскому правительству принадлежит 15% акций EADS. Немецкий автоконцерн Daimler контролирует 22,5%, из которых 7,5% принадлежит федеральным землям Германии и некоторым немецким банкам. Испанское правительство владеет 5,4%. Представители Daimler заявили, что компания по-прежнему намерена сократить свое участие в EADS в этом году (ранее не исключалось, что акции будут выкуплены германским правительством).
После сообщения о возможном слиянии акции EADS упали на Парижской бирже на 10%. Падение акций BAE на Лондонской бирже - 9,2%.
Рынок отреагировал на сложный характер и мало просчитанные последствия возможной сделки, считают аналитики. Компании работают на крупнейшем мировом оборонном рынке - рынке США, и слияние может повлиять на их присутствие в этом сегменте.
|