Специфическое географическое положение Каспийского моря делает его потенциальной зоной геополитического конфликта. Существует несколько международных договоров, целью которых, в первую очередь, является урегулирование вопроса пользования природными ресурсами. Однако ввиду некоторых причин имеются основания сомневаться в том, что эти соглашения могут быть полноценной гарантией отсутствия какого-либо конфликта. Поэтому в средствах массовой информации, заявлениях политиков и экспертов, а также в «кухонных» обсуждениях регулярно поднимается тема возможных военных действий в акватории Каспийского моря. Попробуем разобраться, какими силами располагают страны, чьи берега омывает это море.
Корабли в линии:Ракетный корабль «Татарстан» проекта 11661К - флагманский корабль, Ракетный корабль «Дагестан» проекта 11661К, ПСКР «Астраханец» проекта 1265Э (бывший базовый тральщик), МАК «Астрахань» проекта 21630, МАК «Волгодонск» проекта 21630, Ракетный катер Р-32 проекта 12421, МАК «Гомель» проекта 12411 (бывший ракетный катер)
Наиболее мощной силой региона является Каспийская флотилия военно-морского флота России. В ее состав входят корабли и катера различных проектов, общее количество которых – почти три десятка. Самыми крупными, мощными и вооруженными кораблями Каспийской флотилии являются два сторожевика проекта 11661 «Гепард». Корабли «Татарстан» и «Дагестан» имеют артиллерийское, торпедное и ракетное вооружение: одна 76-мм артустановка АК-176, два зенитных автомата АК-630М, два торпедных аппарата калибра 533 миллиметра и две счетверенные пусковые установки для противокорабельных ракет семейства «Калибр». Кроме того, в распоряжении экипажа имеется один бомбомет РБУ-6000 для борьбы с подлодками и 20 зенитных ракет комплекса «Оса-МА» для противовоздушной обороны. Сторожевик «Татарстан» является флагманом Каспийской флотилии. Помимо сторожевиков в составе флотилии имеются и корабли других классов. Это малые артиллерийские корабли проектов 21630 «Буян» и 12411. Проект «Буян» представлен кораблями «Астрахань» и «Волгодонск». Каждый из этих них несет 100-миллиметровую артиллерийскую установку А-190 и 40-ствольную реактивную систему залпового огня А-215. Кроме того, для обороны от нападения с воздуха корабли «Буян» располагают зенитными автоматами АК-306 и пусковыми установками для ракет модели 3М47 «Гибка». Кроме того, в составе Каспийской флотилии имеется один малый артиллерийский корабль МАК-160, принадлежащий к доработанному проекту 12411. Его вооружение в целом аналогично оружию предыдущих кораблей, однако он не несет пусковые установки для зенитных ракет. Главный калибр МАК-160 – 76-мм артиллерийская установка АК-176. Ходовые характеристики кораблей проектов 11661, 21630 и 12411 позволяют им перемещаться по большей части Каспийского моря без пополнения запасов топлива. К такому радиусу действия можно прибавить дальность стрельбы противокорабельными ракетами (в случае с «Гепардами»). Фактически, под контролем одних только сторожевиков и малых ракетных кораблей находится, как минимум, половина всего Каспийского моря.
Несмотря на наличие в составе Каспийской флотилии достаточно крупных кораблей со сравнительно большим водоизмещением, основную массу техники составляют катера различных классов и проектов. При этом основная масса боевых катеров служит на Каспийском море уже не первый десяток лет. Так, самый новый из артиллерийских катеров проекта 1204 был принят в строй еще в 1972 году. Примерно такая же ситуация с ракетными катерами, однако даже самый старый из них (Р-50 «Карачаево-Черкесия») начал службу позже артиллерийских катеров 1204, в 1978 году. В то же время, на Каспийском море имеются и более новые катера. АК-326 (проект 1400М) был принят в строй в 1990 году, а Р-32 проекта 12421 – в 2010-м. Ввиду такого большого разброса по времени строительства и принятия в строй вооружение артиллерийских ракетных кораблей достаточно разнообразно. Артиллерия в основном представлена установками АК-176 и АК-630, ракетное вооружение – противокорабельными комплексами П-15 «Термит» и П-270 «Москит». Список боевых кораблей Каспийской флотилии ВМФ России замыкают шесть десантных катеров проектов 11770, 1176 и 21820, а также пять тральщиков проектов 1258, 12650 и 10750.
Основными целями Каспийской флотилии, согласно официальным заявлениям, является охрана прибрежной акватории, борьба с браконьерством и защита национальных интересов в районах добычи нефти. Собственно говоря, подобные цели декларируются и другими государствами, имеющими выход к Каспийскому морю. Однако в количественном и качественном отношении их флотилии ощутимо отстают от российской.
Наиболее мощной среди зарубежных стран морской группировкой на Каспии обладает Иран. На Каспийском море Исламская республика имеет три военно-морские базы, одна из которых используется в учебных целях. Характерной особенностью иранской флотилии является отсутствие крупных кораблей. Основу военной мощи иранского флота на Каспии составляют ракетные катера проектов Houdong китайского производства, Kaman немецкого и Sina собственной разработки. Главное вооружение всех этих катеров – китайские противокорабельные ракеты YJ-82. Кроме того, на каспийских базах Ирана служат несколько десятков легких катеров и моторных лодок, оснащенных менее солидным вооружением, от пулеметов до безоткатных орудий среднего калибра. В последнее время участились разговоры об усилении иранского присутствия на Каспийском море. Адмиралы из Тегерана время от времени обещают перевести на Каспий более серьезные корабли, сторожевики или фрегаты. Однако пока что вся каспийская флотилия Ирана состоит только из катеров различных классов.
Стоит отметить, второе место по мощи своих военно-морских сил на Каспийском море с Ираном мог бы разделить Казахстан. Последний значительно отстает по общему количеству техники, но зато обладает несколькими более серьезными кораблями. Флагманом казахской флотилии является единственный ракетный катер «Казахстан» проекта 20971. Он был разработан российским ЦМКБ «Алмаз» и построен на казахском заводе «Зенит» в городе Уральске. Основа вооружения корабля – восемь противокорабельных ракет Х-35. Кроме них корабль имеет артиллерию, а также средства противовоздушной обороны. В ближайшие годы Казахстан получит три ракетных катера типа Yoon Young-ha, заказанных в Южной Корее. Еще три катера корейского производства, однако только с артиллерийским вооружением, были получены в середине двухтысячных. Это «Шапшан» («Быстрый»), «Батыр» («Храбрый») и «Iзет» («Неустрашимый»), принадлежащие проекту Sea Dolphin. Немного ранее Астана купила у Турции один сторожевой катер проекта Turk. Стоит отметить, крупные катера не являются приоритетным направлением развития казахского флота. Самым массовым классом техники в ВМС Казахстана являются патрульные катера, коих насчитывается более полусотни. Примечательно, что большая часть патрульных катеров, вошедших в строй после распада СССР, была построена Казахстаном либо самостоятельно, либо при помощи России. За рубежом было куплено всего около двух десятков катеров. Вооружение патрульных катеров достаточно разнородно: от пулеметов, в том числе крупнокалиберных, до артиллерии калибра 76 миллиметров.
Сравнительно большим флотом располагает Азербайджан. У этой страны имеется один сторожевой корабль проекта 159А и пять ракетных катеров проекта 205П, построенных еще в советское время. Кроме того, в боевом составе азербайджанского флота есть пять сторожевых катеров различных проектов, в том числе и закупленных у Турции. Интересен тот факт, что самым массовым типом техники в ВМС Азербайджана являются десантные корабли и катера. На военно-морских базах служит около десятка кораблей проектов 770, 771 и 106. Причинами такой оригинальной структуры каспийской флотилии Азербайджана, по-видимому, являются особенности базирования ВМФ СССР на Каспии, а также экономические возможности нового независимого государства.
Однако десяток кораблей и катеров с серьезным вооружением и еще десять десантных судов не являются антирекордом на Каспийском море. Туркменистан получил «в наследство» от СССР и приобрел после его распада еще меньшее количество техники. В настоящее время эта страна располагает всего двумя ракетными катерами проекта 12418 «Молния», десятью патрульными катерами советского, украинского и турецкого производства. Кроме того, туркменские моряки служат на одном десантном катере LCM-1, одном санитарном катере и одном буксире. При этом нужно сделать замечание: катера проекта «Молния» вошли в состав туркменских военно-морских сил только в 2011 году.
Как видим, состав военно-морских сил государств Прикаспия достаточно разнороден как в количественном, так и в качественном аспекте. На данный момент лидерами можно назвать российскую и иранскую каспийские флотилии. При этом заметны серьезные отличия в подходе к формированию состава этих оперативных объединений. Так, Россия в последние годы старается оснащать Каспийскую флотилию ракетными и артиллерийскими кораблями. Иран, в свою очередь, предпочитает создавать т.н. москитный флот. Причины такого расхождения очевидны: Каспийская флотилия ВМФ СССР и России всегда имела немного меньший приоритет, чем остальные флоты. Поэтому недавно начавшееся перевооружение стало поводом и средством для значительного повышения потенциала каспийского соединения и обновления его техники. В случае с Ираном причиной специфического оснащения военно-морских сил является необходимость размещения основной массы кораблей в Персидском заливе. Кроме того, с учетом текущей политической обстановки в этом регионе, можно сделать вывод о направлении ожидаемых Тегераном ударов. Судя по москитному флоту на Каспии, Исламская республика не считает Россию, Казахстан, Азербайджан или Туркменистан потенциальными противниками, от которых нужно срочно «отгораживаться» мощным флотом.
Что касается гипотетического военного конфликта между государствами прикаспийского региона, то здесь некоторые вещи понятны уже сейчас. Нетрудно догадаться, что тот же Туркменистан со своими немногочисленными кораблями и катерами вряд ли может потягаться с Ираном или Азербайджаном. Куда более непредсказуемыми будут столкновения стран, имеющих хорошие флоты – Россия, Иран, Казахстан или Азербайджан. В случае с этими государствами исход морских сражений будет больше зависеть от взаимодействия подразделений и управления ими. Кроме того, в конфликт обязательно включатся другие рода войск, что, в конечном итоге, еще сильнее затрудняет прогнозирование. Вне зависимости от текущего соотношения сил или возможности возникновения военного конфликта, всем странам региона стоит продолжать развитие и усиление своих вооруженных сил. В ближайшие годы Каспийская флотилия России пополнится двумя кораблями проекта 21631 «Буян-М» и еще несколькими катерами различного назначения. Строительство этой техники ведется с целью обновления флотилии, а также для сохранения ее боевого потенциала. В свете регулярных заявлений об усилении флотов государств Прикаспия обновление нашей флотилии выглядит логичным и полезным. Возможно, в будущем усиление Каспийской флотилии сможет даже предотвратить конфликт – «горячие головы» из соседних государств не станут начинать боевые действия, рискуя встретиться в бою с «Буянами», «Гепардами» и другими российскими кораблями.
источник topwar.ru
|