Военные технологии Понедельник, 25.11.2024, 15:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Самолеты [944]
Беспилотники [297]
Вертолеты [233]
Ракетное вооружение [283]
ПВО/ПРО/ЗРК/ПЗРК [260]
ВМФ [397]
Танки/РСЗО/САУ/Авто [310]
Стрелковое оружие [266]
Военные технологии [144]
Разведка, спецслужбы [82]
Армия [74]
Политика и прочее [524]

Наш опрос
Если начнется война...
Всего ответов: 1323

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0


15:11
Морской бой. Живучесть авианосца
Офицер склонился над смертельно раненым Нельсоном, и в этот миг с губ умирающего адмирала слетел слабый стон «Kiss me» (поцелуй меня). Вице-адмирал Харди удивился и дважды поцеловал Нельсона. Историки до сих пор спорят о значении этого эпизода, по одной из версий умирающий Нельсон скорее всего произнес «Kismet» (провидение, рок). 

Боевая живучесть кораблей достаточно сложная и противоречивая тема. Морская история полна потрясающих примеров скорой гибели кораблей, до этого казавшихся непотопляемыми, и, одновременно, столь же невероятных случаев спасения в безнадежных ситуациях. На первый взгляд, отсутствие каких либо четких законов, определяющих живучесть кораблей, наводит на мысль, что исход каждого выхода в море зависит исключительно от случайного стечения обстоятельств.

Айсберги и Бенгальские тигры

Непотопляемый корабль во время своего первого рейса напоролся на айсберг и превратился в легенду. Возможно, это объясняется тем, что при спуске «Титаника» на воду забыли разбить бутылку - а, как известно, не попробовавший вина корабль, обязательно захочет крови. 
Систершип «Титаника» - «Олимпик» был спущен на воду по всем правилам: бутылка разбилась о его борт и лайнер 25 лет честно трудился на трансатлантических линиях, получив прозвище «Старый Надежный». 24 апреля 1918 года «Олимпик» заметил немецкую подлодку U-103 и, не задумываясь, пошел на таран. Лайнер полным водоизмещением 50 000 тонн разорвал пополам 800-тонную сумбарину. Прямо как айсберг…

Совершенно лютая, паранормальная история произошла 11 ноября 1942 года неподалеку от Кокосовых островов. Маленький конвой из голландского танкера «Ондина» и британского тральщика «Бенгал» был перехвачен двумя японскими вспомогательными крейсерами. Водоизмещение противников отличалось в 50 раз. Шестнадцать 140 мм орудий и 8 торпедных аппаратов «Хококу-Мару» и «Айкоку-Мару» против единственного 76 мм орудия тральщика и одного 102 мм орудия танкера с боекомплектом 32 снаряда. Скорость танкера «Ондина» – 12 узлов, парадная скорость тральщика «Бенгал» - 15 узлов. Скорость японских рейдеров – 21 узел.

Один из японских вспомогательных крейсеров был уничтожен, второй поврежден, при этом ни один член команды «Бенгала» не получил ни царапины. Конвой прибыл по назначению без задержек. Оба корабля благополучно пережили Вторую мировую войну: танкер «Ондина» был списан в 1959 году, тральщик «Бенгал» служил до 1960 года. 
Никто не сможет обвинить японских моряков в некомпетентности или трусости. Такова судьба, провидение, непреодолимый рок. Кстати, у меня возникло ощущение дежа-вю…Точно! Бриг «Меркурий» и два турецких линейных корабля.

No fate

Если у читателя возникло чувство безысходности и сомнение в своих силах что-либо изменить, то это совершенно напрасно. Результат каждого морского боя являет собой сочетание многочисленных факторов и показателей. Невидимая рука провидения лишь определяет, в каком порядке сочетаются уязвимые места корабля и траектории полета вражеских снарядов (и здесь неразбитая бутылка шампанского и номер «13» наверняка имеют решающее значение… хотя, может все дело в подготовке вражеских наводчиков?). И тем не менее, рассматривая каждый показатель по отдельности (бронирование, тип ГЭУ, остойчивость), мы приходим к выводу, что чем лучше значение каждого из них, тем выше вероятность, что корабль выйдет из боя победителем.

Действительно, несмотря на огромное влияние случайности, существуют вполне определенные правила. Например, если корабль ладно скроен, то он, скорее всего, окажется надежным и живучим. Существуют целые серии удачных конструкций, например, эскадренные миноносцы типа «Новик». 

Новики

В 1942 году в Баренцевом море восьмиметровыми волнами оторвало корму эсминцу «Сокрушительный» (эскадренные миноносцы проекта 7, как и их прародитель – итальянский эсминец «Маэстрале», отличались неважной прочностью корпуса). На помощь аварийному кораблю срочно вышли эсминцы «Куйбышев» и «Урицкий» (бывшие эсминцы типа «Новик» - «Забияка» и «Капитан Керн»). Несмотря на свой солидный возраст, «Новики» отлично держались на волне и у них в 11-балльный шторм ничего нигде не отваливалось.

Не менее надежным был корпус американских эсминцев типа «Флетчер», собранный из 18 мм стальных листов – самолеты камикадзе часто пробивали эсминцы насквозь, но корпус «Флетчеров», несмотря на обширные разрушения силового набора, сохранял продольную прочность.
Еще один прекрасный пример – советские эсминцы проекта 56. На этих кораблях за 30 лет активной эксплуатации не произошло ни одной крупной аварии с человеческими жертвами – учитывая реалии нашего Отечества, просто феноменальный результат.

Издавна известно, что любое оружие – лишь груда металла без подготовленного личного состава. Человеческий фактор имеет ключевое значение в любой ситуации. Например, в 1944 году подлодка USS Archer-Fish четырьмя торпедами потопила «Синано» - крупнейший авианосец Второй мировой, полным водоизмещением 70 000 тонн. Прошло всего 17 часов, после того как он вышел в свой первый боевой поход! Удивление вызывает то, что после торпедной атаки «Синано» сохранил ход, повреждения оказались незначительными, но… спустя 7 часов суперавианосец перевернулся и затонул. Ну а что вы хотели от экипажа, который не был знаком с планом внутренних помещений огромного корабля? Команда «Синано» была сформирована за два дня до выхода в море – моряки просто не представляли каким образом и какие отсеки нужно затопить, чтобы выровнять крен. Положение усугубляло то, что водонипроницаемые переборки были негерметизированы, т.к. «Синано» был недостроен!

Обратным примером может служить гибель ударного авианосца «Йорктаун», который утратил боеспособность после попадания двух торпед и 250 кг бомбы. Но авианосец не собирался умирать – аварийные партии потушили пожары, предотвратили поступление забортной воды и попытались уменьшить крен. На следующий день, идущий на буксире «Йорктаун» в очередной раз попал под удар - в него попало две торпеды с японской субмарины. Авианосец продержался на плаву еще сутки. 
«Йорктаун», как и «Синано» погубили четыре торпеды. В чем разница просите вы. «Йорктаун» был в 3 раза меньше японского суперавианосца!

Разумеется, большое значение имеет техническое состояние корабля – нет никаких сомнений, что на вышедшем в море корабле, который простоял 20 лет на консервации или подпирая причальную стенку при ограниченном финансировании, возможны различные неожиданности, в виде внезапного затопления части отсеков или потери хода посередине океана. Отправлять такой корабль в бой – значит предавать экипаж (что еще раз доказал неподготовленный «Синано»). 

Потопление "Ямато". Примерно так все и было.

Есть еще один специфический фактор – если у противника имеется палубная авиация, он гарантированно выигрывает любой морской бой. Суперлинкор «Ямато» превратился в посмешище: несмотря на 180 стволов зенитной артиллерии и полуметровую броню линкора, хрупкие и неуклюжие торпедоносцы «Эвенджер» утопили его за 2 часа вместе со всем его эскортом из крейсера и шести эсминцев. Погибло 3600 японских моряков. Потери американцев составили 10 самолетов и 12 летчиков.
Систершип «Ямато» - суперлинкор «Мусаси» оказался намного удачливее. он сопротивлялся аж 4 часа и ему удалось сбить целых 18 американских палубных самолетов. Потери японцев в этот раз составили 1023 моряка.

Плавающие аэродромы

Читателю наверняка будет интересно узнать, насколько тяжело потопить современный авианосец. Для сравнения выберем атомный ударный авианосец типа «Нимиц». Мы не станем обсуждать вопросы вероятности прорыва ПВО и ПЛО авианосной ударной группировки, ввиду отсутствия каких-либо достоверных цифр и фактов по этой теме. Поэтому сразу представим, что торпеды и противокорабельные ракеты вонзились в борт авианосца. Что же будет дальше?

Разумеется, живучесть авианосца очень высока, что обеспечивается, в первую очередь, колоссальными размерами корабля. Длина «Нимица» - 332 метра, он не поместится на Красной площади.
«Нимиц» собирается из 161 готовой секции массой от 100 до 865 тонн. Корпус плавучего аэродрома разделен 7 палубами и водонепроницаемыми переборками на более чем 200 отсеков. Полетная, ангарная и третья палуба выполнены из броневой стали толщиной 150-200 мм. 

Существует ошибочное мнение, что плавучий аэродром представляет собой предельно пожароопасный объект, наполненный «под завязку» авиационным керосином и боеприпасами. Заблуждение основано на том, что запасы топлива рассматриваются без учета размеров корабля. Действительно, запас авиакеросина на борту огромен – 8500 тонн. Но…это всего 8% от полного водоизмещения авианосца! Для сравнения можно привести данные по другим типам кораблей: 

1. Большой противолодочный корабль пр. 1134-А («Кронштадт»). Полное водоизмещение – 7500 тонн, корабельные запасы: 1952 тонны мазута Ф-5; 45 тонн дизельного топлива ДС; 13000 литров авиационного керосина для вертолета. Запас топлива составлял 27% от полного водоизмещения корабля.
Возможно, кто-то отметит разницу между керосином и мазутом, но, известный фокус с тушением факела в ведре с тяжелыми фракциями нефти не совсем корректен. В бою цистерну не поджигают факелом, по ней бьют раскаленной болванкой со сверхзвуковой скоростью, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

2. Большой противолодочный корабль пр. 1155 («Удалой»). Полное водоизмещение – 7500 тонн, нормальный запас керосина для газовых турбин – 1500 тонн, т.е. 20% от полного водоизмещения корабля.


Более того, на авианосце принимаются беспрецедентные меры для хранения авиакеросина – находящиеся на нижних палубах цистерны прикрыты броней и окружены герметичными коффердамами (узкими необитаемыми отсеками), в которых закачан инертный газ. Топливо, по мере расходования, замещается забортной водой.

Что касается количества боеприпасов на борту авианосца типа «Нимиц», то многие источники называют цифру 1954 тонны, т.е. менее 2% от водоизмещения гигантского корабля - совсем не впечатляет. В целях безопасности, погреба боезапаса расположены ниже ватерлинии авианосца – при возникновении опасности взрыва их можно экстренно затопить. Большинство современных кораблей лишены такой возможности – корабли стран НАТО оснащены УВП Марк-41, в которой боеприпасы находятся выше/на уровне ватерлинии. На большинстве российских кораблей ситуация аналогична – большая часть вооружения вообще вынесена на верхнюю палубу.

Главная энергетическая установка авианосца типа «Нимиц» эшелонирована и размещена в четырёх водонепроницаемых отсеках. Носовые отсеки каждого эшелона отведёны под ядерную паропроизводящую установку, а кормовые - под главные трубозубчатые агрегаты. Со стороны днища авианосец защищен бронированным настилом непотопляемости, а бортовая противоторпедная защита охватывает районы реакторных отсеков, погребов боезапаса, хранилищ авиационного топлива и достигает по высоте третьей палубы.

Учитывая все вышесказанное, следует вывод, что гарантированное уничтожения авианосца возможно лишь в случае применения ядерных боеприпасов большой мощности. Что, в свою очередь, практически нереально в ходе локальных конфликтов.


источник topwar.ru
Категория: ВМФ | Просмотров: 1296 | Добавил: Kkorablevv | Теги: Живучесть, бой., морской, авианосца | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя (напишите здесь что-нибудь) *:
Email: (не обязательно)
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Архив записей

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz