В данной статье дан краткий анализ вооружению «союзников», применяемому в операции против Ливии.
В операции по обеспечению выполнения резолюции 1973 СовБеза ООН, с первого дня операции, Франция с задействовала атомный авианосец «Шарль де Голль». Франция располагает одним авианосцем этого класса. Авианосец обладает мощной БИУС (боевой информационно-управляющей системой) и может быть флагманом соединения.
Эта особенность авианосца дает основание описать его подробнее.
«Шарль де Голль» – проектирование и строительство авианосца заняло более двадцати лет, в качестве основы для проекта был выбран проект PH-75 1981 года и его доработки, корабль заложен в 1989 году, вступил в строй в мае 2001 года. Длительные паузы в проектировании, строительстве и доводке, вызвали увеличение стоимости проекта до 3,3 млрд.$, что несколько дороже намного более эффективных (по собственно ударным возможностям) американских авианосцев.
С другой стороны, не каждый американский авианосец может выполнять функции флагмана ударного соединения, состоящего из разнородных сил разных государств.
Авианосец выполнен с элементами технологии «Стеллс».
Водоизмещение 36 550 тонн, полное 42 000 тонн.
авианосец «Шарль де Голль» (Франция) Проектная скорость — 27 узлов, ввиду замены выполненных с дефектами винтов на нештатные, она упала до 24 узлов, замена так же вызвала резкое повышение шумности.
Предусмотрена возможность базирования транспортно-десантных вертолетов и размещение десантной группы до 800 человек.
Емкость цистерн авиатоплива 3400 тонн, погреба вмещают 550 тонн авиационного вооружения. Автономность по запасам 45 суток, возможно пополнение в море, расчетный срок пребывания в море без захода в базы до одного года. Запас топлива ЯЭУ рассчитан на 5 лет эксплуатации при скорости 25 узлов. За время службы зафиксированы инциденты при эксплуатации ЯЭУ, часть членов экипажа получили пятикратные дозы облучения. Защита переработана и модернизирована. Реакторы, погреба и цистерны бронированы.
Емкость ангаров – до 25 самолетов. На длительный период авиагруппа может быть увеличена до 45 машин «Супер Этендар» и «Рафаль-М», с использованием палубного пространства для штатного размещения части авиагруппы, этот размер авиагруппы наиболее характерен. Постоянная авиагруппа включает до трех самолетов ДРЛО Е-2С «Хокай» и два поисково-спасательных вертолета, вертолеты ПЛО в постоянной авиагруппе отсутствуют. Функции ПЛО полностью возложены на корабли сопровождения.
Кратковременно, на срок до 7 дней, возможно базирование 80-100 ударных машин.
Постоянное базирование полной авиагруппы из 40-45 современных самолетов типа «Рафаль-М» оказалось невозможным, бортовые средства не в состоянии обеспечить их обслуживание с требуемой периодичностью.
Катапульты позволяют отправлять самолеты раз в минуту, аэрофинишеры обеспечивают посадку одного самолета каждые 36 секунд, приемка и взлет самолетов одновременно невозможны.
Авианосец обладает современными боевыми системами, комплексами РЛС, постановки помех, радиоэлектронной борьбы, собственной ПВО и противоторпедной защитой, системой компенсации качки, позволяющей вести боевую работу при волнении до 6-ти баллов.
Часть радиоэлектронного оборудования корабля, а также и специфического авианосного (например, катапульты), выполнена по американским лицензиям, или заказана и произведена в США.
Основное преимущество авианосца – еще на стадии проектирования была предусмотрена возможность использовать авианосцы данного типа в качестве флагманского корабля для ударной группировки в составе десятков боевых кораблей. Авианосец способен как принимать данные со всех кораблей группировки, и ЛА, так и обрабатывать их и раздавать, то есть является полноценным командным кораблем.
Установленная БИУС «Зенит 8» способна концентрировать данные от 50 узлов информационной сети, где в качестве узла может выступать другой командный пункт, спутник, корабль, самолет ДРЛО, самолет или вертолет, НП, и обрабатывать до 2000 морских, воздушных и прибрежных целей.
Оборудование полностью соответствует стандартам НАТО, системы отвечают стандартам передачи данных Link12 и Link16.
Стандарт обмена данными Link16 поддерживает, в частности, малозаметный американский истребитель пятого поколения F-22, однако, в целях незаметности, со стороны удаленного КП он способен только принимать данные, передача данных с борта
F-22 возможна в ближнем радиусе, самолетам группы.
Вероятно, именно флагманские возможности корабля позволили Франции немедленно задействовать его для столь масштабной операции, а силам коалиции – организованно начать ее в столь короткие сроки, до развертывания назначенных КП.
Если «Мистраль» располагает аналогичной БИУС (а выполнение функций флагмана там предусмотрено), то закупка «Мистралей» полностью оправдана, и весьма и весьма полезна российскому ВМФ, особенно в свете текущей модернизации.
Итак, с командным обеспечением начального этапа операции видимость ясности есть.
Перейдем к началу собственно боевого воздействия.
Традиционно, удар начался с применения КР (и не традиционно – с весьма малого количества стеллс-миссий, ограниченной работы беспилотников, и относительно небольшого масштаба применения КР).
КР обладает рядом преимуществ – во- первых, это оружие дистанционной войны, риск потерь л\с отсутствует, сбитая ракета не более чем кусок железа. Во-вторых, противодействие налету КР вскрывает ПВО противника, как его расположение, так и время реакции, и мощность группировки. В-третьих, современные КР, по коэффициенту поражения цели, весьма эффективны.
Минусов всего два – возможно применение только по заранее вскрытым и назначенным целям, и цена.
Первый минус — способна обойти КР Tomahawk Block IV (TLAM-E), которая может передавать картинку в полете, и по команде перенацеливаться на вновь обнаруженные цели. Более того, при групповом ударе, возможно перенацелить одну ракету на цель, обнаруженную другой ракетой, либо произвести дополнительный пуск. Так же данный комплект позволяет выбрать время нанесения удара по объекту, в зависимости от дальности, удар может быть отложен до двух часов с момента подлета КР в район цели.
Пустынный ливийский театр отлично приспособлен для использования КР.
Второй минус — фактор стоимости КР в долларах, для ВС США не является решающим – нельзя забывать, что ФРС США сама производит доллары, и высокая стоимость КР «Tomahawk» в этот разрезе не более, чем инструмент перекачки денег, собранных в виде налогов и заемных государственных средств через бюджет США и военный заказ, от тех, с кого они собраны, в пользу производителя. В этом разрезе стоимость КР может быть любой, более того, массированное применение ракет может быть инструментом регулирования военной отрасли экономики.
На фоне этих фактов не вызывает удивления сегодняшняя заявляемая стоимость «Tomahawk» — около миллиона долларов – хотя три десятилетия массового серийного производства, малое число модификаций, отлаженная технология, возможность выбирать поставщиков по монопольно низкой цене, и копеечная система наведения по GPS, покрытые затраты на проектирование и развертывание производства, гарантированность заказа и оплаты, давно позволяет снизить цену изделия в разы, если не на порядок.
С этой точки зрения, целесообразность применения «Томагавка» англичанами под большим вопросом, для них он действительно неоправданно дорог, доллары англичане не производят. Тем более, что заявленное количество готовых к применению имеющихся в распоряжении Royal Navy «томагавков» невелико – 64 единицы к началу операции.
Носителем «Томагавков» BGM-109, в ударе по Ливии выступила переоборудованная АПЛ «Флорида» типа «Огайо», несущая 154 КР, ранее лодки этого типа несли ядерные БР «Трайдент», и попадали под договорные сокращения.
Переоборудование в носители КР позволило сохранить их в составе флота, а флот получил недорогое повышение ударной силы. Всего США задействовали в ударах КР по Ливии 3 АПЛ и 2 ЭМ с КР на борту, в т.ч. и новыми Tomahawk Block IV.
Англичане так же отметились применением КР со своей бесшумной ПЛ Triumph, применялись «Томагавки», в т.ч и Tomahawk Block IV.
Самолеты «Торнадо» применялись для нанесения ударов КР Storm Shadow, рейд был проведен с английских авиабаз, что стало одной из самых дальних операций в этом конфликте, более дальний рейд выполняли только В-2 ВВС США во время бомбового удара по авиакомплексу в Триполи, с территории США. Данный рейд «Торнадо» обошелся без потерь, хотя в операции против Ирака «Торнадо» потеряли более 10% боевого состава, это был рекордный показатель потерь, причем там потери понесли в основном английские «Торнадо», хотя группировка саудовских была сопоставима по численности, боевым вылетам, и задачам.
Англичане занялись боевой обкаткой «Eurofighter Typhoon», однако приводимые данные, конкретизирующие потери Ливийской армии, не позволяют пока оценить, насколько он эффективнее самолетов предыдущих поколений – в сообщениях, как правило, не приводится разбивка по типам, даже страна принадлежности самолета, непосредственно атаковавшего цель, при работе смешанной группы, часто не указывается.
А вот полная стоимость полетного часа «Тайфуна» в боевых условиях, по данным, опубликованным в британской прессе, уже оказалась почти в 2,5 раза дороже аналогичного показателя «Торнадо» — 80 000 фунтов против 33 000.
Неизвестно, применяли ли испанские EF-18 немецкие ракеты «Таурус» KEPD-350, входящие в их комплект вооружения, и выполняли ли они вообще ударные функции.
Из новой техники, впервые примененной в боевых условиях, можно отметить американский самолет РЭБ «EA-18G Growler».
Ожидаемое появление на театре новейших американцев 5-го поколения F-22 не состоялось. Вероятно, его боевые возможности и недостаточны для поддержки повстанцев ударами по наземным целям – в скрытном режиме он несет всего две 450-кг бомбы на внутренней подвеске, и излишни в качестве самолета завоевания господства – за отсутствием не только достойного, но и вообще воздушного противника. Соотношение «стоимость – риск – эффективность» явно не вписывается в эту фазу конфликта.
Заметно, что из новых видов оружия пока только F-22 не отметился в конфликте. И вряд ли мы его там увидим – США принимают участие в конфликте уже только в рамках НАТО, а в составе НАТО мы пока не наблюдаем вооруженных им боеготовых частей.
Заявлена эффективность ударов в конкретике – уничтожен один КП, два армейских склада, повреждены несколько ВПП, уничтожено пять «Галебов», два вертолета, единицы танков, БМП, орудий, единицы ПУ ПВО и одна ПУ ПКР, один катер, десятки солдат.
Заявлена общая эффективность – уничтожено до 75% боевой мощи Каддафи, что несколько не соответствует конкретным данным, приводимым самими же участниками.
При этом израсходовано более 200 КР типа «Томагавк» и порядка 600 более легких высокоточных ракет воздух-поверхность с лазерным наведением, различных типов, почти 90% пусков — американские.
На фоне самоограничения участия США, и несопоставимости европейских и американских возможностей, просматривается интересная позиция штатов – их как-бы интересует, что смогут сделать европейцы без прямой помощи большого «Дяди Сэма».
А вариантов у них немного – израсходовать со сходными результатами остатки скромного европейского запаса ВТО, а потом – или лезть в наземную операцию, или продолжать длительные многомесячные бомбардировки более дешевыми боеприпасами (растянуть затраты по времени, однако меньше они от этого не станут, сместится баланс затрат и сроки, но не сумма. Вряд ли возможен вариант совершенно неадекватного выбора европейских членов альянса – ежедневная закупка десятков «Томагавков» у США в течение пары месяцев). И то, и другое – европейцам невыгодно, в первом случае они и оккупанты, и несут потери, во втором – тоже некрасиво, им придется классически «вбомбить Ливию в каменный век», тотально уничтожая инфраструктуру страны, и на освободителей они мало будут похожи, и у многих стран арабского мира будет видимый повод отдалиться от Европы – а примыкать сейчас можно только к США, «движение от Европы» = «движение к США».
Или прекращать операцию, что для них принципиально недопустимо. Или откладывать ее лет на 10-12, как сделали США с Ираком – однако за десять лет сегодня может поменяться значительно больше, чем за период 1991 – 2001 г.г., да и блокада Ирака и контроль над Персидским заливом – это не морская и воздушная блокада страны в подбрюшье Европы. Маршрут Гибралтар – Суэц очень невыгодным станет.
Да и арабов в Европе — пруд пруди, и друзья Каддафи – это не друзья Хуссейна, в общем-то, вполне светского, адекватного и европейски мыслящего человека, он самолеты, набитые жизнелюбивыми европейскими пассажирами, не взрывал, отморозков не финансировал, ядерным объектам угроз не высказывал.
Так что, Европе без США или идти на попятный, или — падать в ножки дяде Сэму, объяснять, какие они непонятливые были, и «приглашать разделить ответственность». И все бонусы, соответственно. И США выгодно – они не ввязались, они наоборот, всеми силами дистанционировались, а их настойчиво пригласили.
Как ни кинь – всюду клин.
|