Начатый в Китае процесс демонополизации оборонно-промышленного комплекса страны поддерживается планами правительства по приватизации 1 тыс. военных заводов и снижением импорта вооружения, но истребители, крейсеры и подводные лодки по-прежнему закупаются у России, сообщают китайские СМИ.
До недавнего времени военный потенциал Народно-освободительной армии Китая (НОАК) состоял из образцов вооружений 50-х годов. В 90-е годы XX века Китай начал активно наращивать боевую мощь, закупая российскую военную технику. За 20 лет правительству удалось провести практически полное перевооружение армии.
Следующим шагом реформы стала демонополизация китайского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Об этом на днях сообщил информационный портал «Хэ Сюнь» со ссылкой на доклад Китайской академии наук.
Как отмечается в докладе академии, эксперты ряда стран обеспокоены стремительным ростом расходов КНР на оборонные нужды. Финансовые вливания позволили вооружить китайскую армию высокотехнологичными видами оружия, снизили зависимости Китая от поставок российских вооружений, сообщают китайские СМИ, передает ИТАР-ТАСС.
В 90-е годы прошлого столетия китайское правительство запустило процесс технического перевооружения отечественного ОПК. Это привело к росту объем выпуска китайской военной техники.
В июле текущего года Пекин заявил о начале привлечения инвестиций в ОПК страны. В новом постановлении прописано, что частные инвесторы и работающие в оборонном секторе государственные предприятия получат равные возможности в вопросах, касающихся лицензирования и налогов.
В то же время оговаривается, что доступ в этот сектор смогут получить только инвесторы из материкового Китая. В заявлении отмечается, что инвесторы могут принять участие в разработке и производстве вооружений, а также в реструктуризации государственных оборонных предприятий.
Новое постановление нацелено на повышение конкуренции в данном секторе, а по некоторым проектам в будущем будут проводиться открытые тендеры. До настоящего времени частные инвесторы принимали участие лишь в поставках комплектующих и некоторых материалов для оборонной промышленности, но к крупным проектам не привлекались.
Как отмечается в документах шанхайской и шэньчжэньской бирж, прошедшие процедуру первичного размещения дочерние компании военных подрядчиков намерены выкупить часть активов в государственных материнских компаниях на сумму свыше 20 млрд юаней (3,15 млрд долларов). Благодаря грядущим сделкам активы дочерних компаний увеличатся примерно на 100%, отмечается в докладе. Действия правительства по приватизации 1 тыс. военных заводов будут способствовать начатому процессу демонополизации ОПК страны.
В долгосрочные планы Китая входит превращение Государственной судостроительной корпорации Китая CSSC, Корпорации китайской авиационной индустрии AVIC и Аэрокосмической и промышленной корпорации Китая CASIC в поставщиков вооружений, сопоставимых по размерам с американскими «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) и «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman). В частности, AVIC намерена увеличить продажи продукции в четыре раза – с 250 млрд юаней (39,7 млрд долларов) в 2011 году до 1 трлн юаней (158,6 млрд долларов) в 2020 году. В ближайшие годы около 80% активов указанных корпораций будут размещены на биржах страны.
Как сообщается в докладе, капитализация 10 крупнейших военных корпораций Китая сейчас составляет 2 трлн юаней (317,2 млрд долларов). Принадлежащие корпорациям 70 дочерних компаний вышли на биржи, среди них 40 предприятий являются оборонными. Суммарный объем этих 70 компаний составляет 25% всех активов вышеупомянутых 10 корпораций. Стремительное развитие потенциала китайского ОПК привело к постепенному снижению импорта вооружений. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира СИПРИ (SIPRI), в период 2007–2011 годов китайский импорт вооружений снизился на 58%. За эти годы по объему закупок военной техники Китай спустился с лидирующих позиций в 2006 году до четвертого места в 2011 году.
В последние несколько лет Китай начал наращивать исследования по созданию современных ракет. Создаются как баллистические, так и крылатые носители, а также мобильные установки по запуску ядерных зарядов.
Вместе с тем, несмотря на значительный прогресс, военные эксперты отмечают отставание Китая от ведущих держав по ряду технологий. По этой причине истребители Су-27, современные крейсеры и подводные лодки российского производства по-прежнему являются одними из ключевых статей китайского импорта, резюмируется в докладе академии.
|