В связи с проводимой в настоящее время Государственной программой перевооружения Российской армии, в последние месяцы в большом количестве появлялись новости о планах министерства обороны. При этом почти все такие сообщения сопровождались вопросами наподобие «а когда мы узнаем не только о планах, но и об их воплощении?». На днях из официальных источников поступила информация, которая позволяет надеяться на скорое появление и оптимистических известий по поводу начала массового производства новых систем. Столь оптимистические новости связаны с двумя нашумевшими проектами: это комплекс боевой экипировки солдата (БЭС) «Ратник» и снайперская винтовка ORSIS Т-5000.
Первые упоминания о разработке новой экипировки для бойцов «Ратник» появились еще несколько лет назад, но воплощенный в металле, текстиле и пластике комплект был представлен только в прошлом году на выставке МАКС-2011. Теперь стало известно, что несколько экземпляров новой БЭС поступило в 27-ю отдельную мотострелковую бригаду. По словам представителя Минобороны подполковника Н. Донюшкина, военнослужащие подразделения приступили к полноценной эксплуатации комплекса в условиях полигона Алабино. Целью текущих испытаний «ратника» является проверка характеристик различных систем и выявление их недостатков. После испытаний и доводки элементов БЭС стоит ожидать государственные испытания. Если они завершатся успешно, то можно будет говорить и о принятии экипировки на вооружение.
Конкретный состав комплекса «Ратник» пока не назывался. Официальная информация по этому поводу ограничилась общими формулировками. Так, в состав новой БЭС входят средства защиты бойца, аппаратура связи и навигации, т.н. система жизнеобеспечения, а также оружие. Конкретные типы того или иного оборудования в официальных источниках пока не перечислялись, что, однако, не помешало любителям военного дела попытаться провести «опознание» элементов БЭС по представленным фотографиям.
Прежде всего, в глаза бросается характерный факт: «Ратник» представляет собой не некий единый комплекс, выполненный на общей основе, а несколько разделенных узлов и агрегатов. Среди прочего, это может вылиться в невысокое удобство использования, ведь солдату придется тратить время на надевание всех частей экипировки. Тем не менее, разработчики БЭС не забыли про «конечного пользователя» и приняли ряд мер. Судя по имеющимся фото, бронежилет «Ратника» соединен с разгрузочной системой и подсумками. Также из фотографий можно сделать вывод о модульной конструкции бронезащиты. К основному жилету могут пристегиваться паховый и плечевые щитки, а также отдельная деталь для защиты шеи бойца. Такой подход к созданию солдатских средств защиты не является чем-то новым, но использование его в перспективной отечественной БЭС, несомненно, интересно и многообещающе.
Второй элемент бронезащиты в составе «Ратника» – шлем. Пользователи интернет-форума «Сила России» (он же Otvaga2004) узнали в нем 6Б7-1ММ. Согласно тенденциям последних лет, металлическая конструкция этого защитного головного убора сверху закрыта чехлом из камуфляжной ткани под цвет прочего обмундирования. В передней части шлема имеется крепление под прибор ночного видения и другую подобную аппаратуру. Примечательно, что неиспользуемое крепление может быть закрыто соответствующей частью матерчатого чехла. Вместе со шлемом бойцы на фотографиях носят противоосколочные очки большого размера. Примечательно, что чехол для них, который необходим в некоторых случаях в том числе и в бою, переносится тоже на шлеме, будучи прижатым к нему ремнем очков. Наконец, в состав «головной» части БЭС входит гарнитура с активными наушниками и микрофоном для связи с бойцами своего подразделения. Относительно типа радиостанции, к которой подключается гарнитура, информации нет.
Собственно говоря, вопросом является не только тип носимой бойцом радиостанции. По словам Донюшкина, в состав БЭС «Ратник» вместе с рацией входят средства навигации, опознавания и обработки информации. На имеющихся фото отсутствуют какие-либо моменты и «зацепки», по которым можно было бы определить конкретный тип того или иного элемента электроники БЭС или даже хотя бы ее состав. Скорее всего, каждый боец вместе с «Ратником» будет получать радиостанцию с небольшим радиусом действия для связи со своим подразделением, ГЛОНАСС/GPS-навигатор и, вероятно, некое вычислительное устройство. Возможно, командирам отделения будет полагаться даже защищенный ноутбук с соответствующим набором программного обеспечения. Тем не менее, это только версия, построенная на логике и наблюдении за зарубежными проектами экипировок. В эту логику укладывается и легкая защита, предназначенная для предотвращения небольших, но неприятных травм. Поверх стандартного камуфляжного обмундирования бойцы на фото носят наколенники и налокотники, сделанные из пластика. На вид, мелочь. Но на практике эта небольшая деталь поможет избежать множества нехороших ситуаций.
Что касается вооружения, которое будет входить в комплекс экипировки, то по этому поводу остается исключительно строить версии. Дело в том, что программа создания нового стрелкового оружия для Российской армии идет отдельно и поэтому вряд ли запечатленные на фотографиях модернизированная винтовка СВД и автомат Калашникова т.н. сотой серии гарантированно станут частью комплекса «Ратник». Однако и в таком виде вооружение бойцов на фото представляет некоторый интерес. Так, на обновленной снайперской винтовке Драгунова установлен новый регулируемый приклад. Судя по его виду, стрелок может настроить под себя как длину этого агрегата, так и высоту подушки под щеку. Причем делается это все при помощи собственных деталей конструкции приклада. По ряду причин подобные эргономичные разработки пока не поступали в нашу армию в большом количестве. Также стоит отметить прицел винтовки ПТ3 и систему его крепления. В отличие от старого ПСО-1, он устанавливается не на боковое крепление винтовки, а на планку Пикатинни, размещенную на крышке ствольной коробки. В руках у солдата-автоматчика на имеющихся фотографиях запечатлен, предположительно, автомат АК-107 со сбалансированной механикой. Крышка ствольной коробки этого автомата также оснащена планкой Пикатинни, на которой установлен коллиматорный прицел «Кречет». Интересен и магазин автомата. Из большой его толщины можно сделать вывод о пробной эксплуатации в войсках нового четырехрядного магазина на 60 патронов. О существовании подобных разработок впервые стало известно чуть больше года назад.
Тем временем вице-премьер Д. Рогозин 24 сентября оговорился о неких проектах стрелкового оружия, разработанных частными предприятиями. По словам чиновника, в настоящее время на государственных испытаниях находится один тип нового пистолета и сразу две снайперские винтовки. Относительно типа упомянутого пистолета пока точной информации нет. Вероятно, это «Стриж», вызвавший в свое время волну обсуждений. А вот в отношении снайперских винтовок данные уже появились. Военный журналист Д. Мокрушин в своем блоге поделился хорошей новостью относительно этих винтовок. В разговоре с журналистом представитель завода «ОРСИС» рассказал о том, что их винтовка Т-5000 уже находится на государственных испытаниях. Причем представлено сразу два варианта, под патроны .308 Win (7,62х51 мм НАТО) и .338 Lapua Magnum (8,6х70 мм). По имеющимся данным, винтовки испытываются в комплексе с оптическими прицелами и приборами ночного видения отечественного производства, выпускаемыми компанией «Дедал».
К сожалению, относительно хода или сроков испытания снайперских винтовок Т-5000 информации еще меньше, чем о «Ратнике». Поэтому о результатах государственных испытаний остается только гадать. Конечно, хочется, чтобы отечественный продукт все-таки пошел в войска и «защитил» российских снайперов от лишних трат на зарубежное оружие. В то же время, пока неизвестны пожелания министерства обороны в отношении требуемой снайперской винтовки. При этом сам факт государственных испытаний может прозрачно намекать на уже закончившуюся выработку требований. Тем не менее, вся информация о государственных испытаниях Т-5000 пока ограничилась заявлениями двух должностных лиц, из правительства и фирмы «ОРСИС».
Свежие новости относительно испытаний нового вооружения и боевой экипировки выглядят достаточно оптимистично. В том числе и по той причине, что, в отличие от известий о планах, подразумевают доведение программ, как минимум, до стадии проверки на практике. Конечно, между испытаниями и полноценными поставками должно пройти еще некоторое время и будут затрачены определенные усилия. Тем не менее, создание новой боевой экипировки солдата и обновление номенклатуры стрелкового вооружения стоят этих затрат и ожиданий.
|