В России в ближайшее время может появиться оружие, оснащенное системой распознавания личности и "черным ящиком" для регистрации совершенных с оружием действий. Соответствующую систему по заказу МВД и Минпромторга разработали сотрудники Центрального научно-исследовательского радиотехнического института (ЦНИРТИ) имени Берга при содействии ряда других НИИ.
По словам разработчика, которого на условиях анонимности цитирует газета "Известия", основой системы станет микрочип с биометрическими данными стрелка. Такой микросхемой предлагается оснащать стрелковое оружие, включая пистолеты, автоматы, винтовки и пулеметы. Чип будет регистрировать любые действия, совершенные с оружием (в том числе расход и режим использования патронов). Вероятно, система сможет регистрировать и точное время произведенных выстрелов. Подобные данные, в свою очередь, могут сыграть решающую роль при возникновении спорных ситуаций или расследовании инцидентов.
Для предотвращения несанкционированного использования оружия система будет блокировать выстрел. Так, оружием не сможет воспользоваться посторонний человек или владелец оружия (к примеру, полицейский) по окончании рабочей смены (или при поступившем запрете на использование оружия).
Идентифицировать личность стрелка предлагается при помощи целого ряда датчиков, размещенных на рукоятке, спусковом крючке, прицеле и других частях оружия. Однако, по словам разработчика, внедрение таких датчиков - "дело достаточно отдаленной перспективы". "Сейчас пока речь идет о чипах, на которые можно записывать информацию о владельце оружия", - пояснил он.
Правоохранительным органам и Минпромторгу наличие такой системы поможет лучше контролировать как легальный, так и нелегальный оборот оружия. А следователи, считав данные с "черного ящика" пистолета (к примеру), смогут определить время произведенных выстрелов (время убийства или нападения), а также личность стрелявшего. Или, по крайней мере, установить, был ли стрелявший владельцем оружия.
Какие именно датчики войдут в новую систему, не уточняется. "Известия" пишут, что речь, в частности, идет об идентификации стрелка по лицу, отпечаткам пальцев "и другим биометрическим параметрам". Самым распространенным "биометрическим параметром", помимо перечисленных, является рисунок сетчатки глаза. Можно также вспомнить про голосовую идентификацию, персональные электронные ключи и, к примеру, вживленные под кожу микрочипы с личными данными.
Как все это планируется разместить на стрелковом оружии, собеседник газеты не пояснил. А ведь помимо самих чипов, которые уже научились делать достаточно маленькими, нужно куда-то встроить элементы питания, сканер отпечатков пальцев (или сетчатки глаза) и ту же видеокамеру. Все это к тому же должно быть связано между собой проводами (установка беспроводных систем на стрелковом оружии кажется чересчур футуристичной).
Кроме того, разработчик упомянул систему блокирования выстрела. Возможно, речь идет о миниатюрном магните (как на входной двери), который будет предотвращать несанкционированное срабатывание спускового механизма. Или же оружие оснастят электронно-спусковым механизмом (которому также нужен источник питания). Утверждать наверняка, как система будет работать, пока преждевременно.
Очевидно другое: внедрение системы идентификации потребует существенно переделать оружие. И если на автомате, винтовке или охотничьем ружье теоретически можно найти место под датчики, микросхемы и чипы, то установка подобных систем на компактные пистолеты (или пистолеты-пулеметы) кажется слишком смелой идеей.
Стоимость подобной системы идентификации и ее установки также остается загадкой. К примеру, банальная модернизация стоящих на вооружении Минобороны автоматов АК-74 оценивается от двух до десяти тысяч рублей за единицу (а таких автоматов на военных складах - 15 миллионов штук). При этом речь идет всего лишь об установке планок Пикатинни, телескопического приклада и эргономичной рукоятки.
Можно предположить, что Министерство внутренних дел разорится уже на одном только оснащении системой идентификации пистолетов Макарова. Разработка в интересах ведомства новых пистолетов, серийно оснащаемых подобной системой, обойдется еще дороже. Гражданское же оружие после установки системы идентификации, вероятно, подорожает настолько, что перестанет пользоваться спросом.
Конечно, заказчики системы идентификации постараются сэкономить, где это возможно, и снизить рыночную стоимость разработки. На практике это приведет к тому, что датчики будут дешевыми, а система - ненадежной. А значит, будущее у нее будет туманным. Достаточно вспомнить о том, что оружие в России проходит не только сертификацию, но и государственные испытания. Так, госиспытания являются обязательным этапом перед принятием какого-либо образца оружия на вооружение силовиков.
В ходе испытаний оружие тестируют в различных климатических условиях (экстремальная жара и холод), на влаго- и пылестойкость, ударопрочность и долговечность, и по целому ряду параметров некоторые западные образцы вооружения не могут пройти госиспытания в России. Во многом именно поэтому российские силовики десятки лет пользуются одним и тем же простым (и не всегда эффективным) оружием, включая тот же пистолет Макарова.
Как на этих испытаниях поведут себя элементы системы идентификации - еще один большой вопрос. Как известно, микросхемы не лучшим образом реагируют на перепады температуры и влажности, на воздействие магнитных полей и прочих факторов окружающей среды. Сможет ли камера распознать лицо стрелка под дождем? Сможет ли датчик голоса узнать владельца за шумом перестрелки? Распознает ли сканер отпечатков запачканные пальцы?
Однако, пожалуй, самым важным недостатком оружия после внедрения системы идентификации может стать невозможность его оперативного использования - определение личности явно не будет моментальным. Эту процедуру можно потерпеть при входе на режимный объект, запуске автомобиля или включении ноутбука (или смартфона), но для полицейских промедление может стоить жизни или (в лучшем случае) поимки преступника. Та же ситуация - в случае гражданской самообороны. Да и охотник вряд ли обрадуется, если упустит утку по вине "подвисшего" сканера на ружье.
Что касается упрощения регистрации оружия и контроля за его оборотом, то здесь внедрение микрочипов, безусловно, оправданно. Только вот контролирующим органам придется изрядно потратиться на разработку и оснащение своих подразделений дорогостоящей электронной аппаратурой и базами данных.
Пока же внедрение оружейных систем идентификации личности кажется чересчур смелой задумкой, вдохновленной научной фантастикой. Даже при готовой разработке на внедрение подобной системы понадобится гораздо больше одного года, о котором говорит собеседник "Известий". Более того, российская инициатива по сути может стать новаторской, поскольку вдохновиться опытом западных (или восточных) коллег не получится - серийно системы идентификации сегодня не выпускаются.
Алексей Михалёв
|